Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита прав и интересов по административным искам

административный иск

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции. В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;

2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;

3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);

4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ). Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

По определенным делам участие представителя является обязательным. Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

КАС РФ позволяет применить меры предварительной защиты по административному иску. В силу ст. 85 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть приняты в случае, если:

1) до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление;

2) защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер.

В качестве мер предварительной защиты по административному иску суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры предварительной защиты по административному иску, если Кодексом не предусмотрен запрет на принятие мер предварительной защиты по определенным категориям административных дел.

При этом к мерам предварительной защиты по административному иску не относится приостановление органом или должностным лицом, обладающими властными полномочиями, действия принятых ими нормативных правовых актов или решений, а также приостановление совершения оспариваемых действий. Процедура подачи заявления о применении мер предварительной защиты аналогична процедуре по применению мер по обеспечению иска, предусмотренному ГПК РФ.

В рамках административного судопроизводства закреплена возможность у лица, участвующего в деле, с его согласия получать извещения путем отправки смс-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

Статья 96 КАС РФ устанавливает порядок размещения информации по административному делу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», которая должна быть осуществлена в срок не позднее чем за пятнадцать дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия.

Кроме того, предусмотрены так называемые меры процессуального принуждения, т.е. действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства. Такие меры предусмотрены и ГПК РФ, однако по сравнению с ним, КАС РФ содержит новые меры в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова, а также обязательства о явке.

В соответствии со ст. 118 КАС РФ суд может ограничить выступление участника судебного разбирательства, если последний касается вопроса, не имеющего отношения к судебному разбирательству. В то же время лишить слова суд может в случае, когда участник судебного разбирательства самовольно нарушает последовательность выступлений, дважды не исполняет требования председательствующего, допускает грубые выражения или оскорбительные высказывания либо призывает к осуществлению действий, преследуемых в соответствии с законом.

Мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке может быть при необходимости применена к лицу, чье участие в судебном разбирательстве в силу КАС РФ является обязательным или признано судом обязательным, и представляет собой оформленное в письменной форме обязательство лица своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.

Требования к форме и содержанию административного искового заявления остались прежними, нововведением является обязанность прикладывать к исковому заявлению документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования у представителя и в определенных случаях у истца. А начиная с 15 сентября 2016 г. появится возможность подачи административного искового заявления посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, ст. 125 КАС РФ предусмотрела обязанность для административного истца, обладающего государственными или иными публичными полномочиями направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом. Для административного истца, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, такая процедура при подаче иска является не обязанностью, а возможностью, при осуществлении которой ему обязательно необходимо приложить документы, подтверждающие вручение. Такая же процедура предусмотрена и АПК РФ.

Вопрос о принятии административного искового заявления теперь должен решаться в более короткий срок, а именно в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Немного изменены и сроки рассмотрения и разрешения административных дел. Так, в силу ст. 141 КАС РФ административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. По сложным административным делам установленный срок может быть продлен председателем суда не более чем на один месяц.

В случае отказа от административного искового заявления, поданного в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц, со стороны органов, организаций и граждан рассмотрение административного дела по существу продолжается при условии, что отказ не связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований.

Статьей 291 КАС РФ устанавливается возможность рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощенного (письменного) производства при условии, что:

1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;

2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;

3) указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Читать еще:  Как рассчитать больничный лист

В этом случае административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства, а судом исследуются только доказательства в письменной форме. Если же для рассмотрения административного дела в таком порядке необходимо выяснить мнение административного ответчика по этому поводу, в определении о подготовке к рассмотрению административного дела суд указывает на возможность применения правил упрощенного (письменного) производства и устанавливает десятидневный срок для представления в суд возражений относительно применения этого порядка.

Согласно ст. 294 КАС РФ решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Общий же срок подачи апелляционной жалобы (представления) по-прежнему составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме за исключением некоторых категорий административных дел, для которых предусмотрен сокращенный срок обжалования.

В результате изучения Кодекса административного судопроизводства РФ можно прийти к выводу, что большинство положений перекочевали из ГПК РФ, а некоторые нормы были заимствованы у Арбитражного процессуального кодекса РФ, однако есть, хоть и немногочисленные, но совершенно новые положения, которые с 15 сентября 2015 г. распространяются и на дела, не рассмотренные, но находящиеся в производстве ВС РФ и судов общей юрисдикции, в том числе дела по апелляционным, кассационным, надзорным и частным жалобам и представлениям.

В любом случае, наши адвокаты досконально изучили изменения в законодательстве и готовы представить интересы клиента в административном производстве с учетом измененных правил.

3. Административное судопроизводство и защита прав граждан

Обжалование решений и действий (равно как и бездейст­вия) органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений и должностных лиц в суд — одно из основных конституционных прав человека и гражданина. Это право закрепляется посредством установления в ст. 46 Конституции РФ гарантии судебной защиты его прав и свобод.

Часть 2 ст. 118 Конституции РФ устанавливает, что «судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства». Од­нако, несмотря на указание в Конституции на административное судопроизводство, отсутствует специально созданная для этих целей система судебных органов. Административное судопроиз­водство, как уже отмечалось, осуществляется различными орга­нами судебной власти в соответствии с установленными прави­лами подведомственности. В настоящее время каждый из отечественных органов судеб­ной власти — Конституционный Суд РФ, суды общей юрис­дикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ — разрешает отнесенные к их ведению дела, воз­никающие из административно-правовых отношений. При этом их большая часть разрешается судами общей юрисдикции.

Процессуальные особенности рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений, закрепленные в законо­дательстве РФ и сложившиеся на практике.

1. предметом судебного рассмотрения являются публично-правовые отношения, которым в отличие от частноправовых отношений присущи императивный (властный) характер, уча­стие государства в лице его различных органов и должностных лиц;

2. суд разрешает спор не о праве гражданском, а об админи­стративном, избирательном, налоговом либо ином публичном по своему характеру праве;

3. в качестве одного из участников данного производства в гражданском процессе выступает соответствующий орган ис­полнительной власти либо орган местного самоуправления, их должностные лица;

4. в силу специфики публично-правовых отношений в дан­ном производстве не используется ряд таких институтов граж­данского процессуального права, как, например, заключение мирового соглашения. Дела такой категории не могут быть пе­реданы на разрешение третейского суда, по ним не применяют­ся правила договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может быть предъявлен встречный иск, а также совершены та­кие процессуальные действия, как признание иска либо отказ от иска.

Следует отметить, что многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не только посредством производства из публично-правовых отношений, но и посредством возбужде­ния искового и особого производства. Так, согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают (помимо других оснований) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, предусмотренных законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обя­занностей. Поэтому целый ряд действий органов исполнитель­ной власти и местного самоуправления, которые являются юридическими фактами гражданского оборота, оспариваются в исковом производстве гражданского судопроизводства, напри­мер, споры об отказе в приватизации жилого помещения, об отказе в выдаче ордера и т. п.

В особом производстве рассматриваются жалобы на дейст­вия органов записи актов гражданского состояния, на нотари­альные действия или отказ в их совершении и некоторые дру­гие дела.

Остановимся на проблемах соотношения норм АПК РФ и КоАП РФ по вопросам подведомственности арбитражным су­дам экономических споров и других дел, возникающих из ад­министративных и иных публичных правоотношений.

Следует подчеркнуть, что арбитражные суды — это суды специальной компетенции в рамках гражданской юрисдикции. В соответствии со ст. 29 АПК РФ «арбитражные суды рассмат­ривают в порядке административного судопроизводства возни­кающие из административных и иных публичных правоотно­шений экономические споры и иные дела, связанные с осуще­ствлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

об оспаривании нормативных правовых актов, затраги­вающих права и законные интересы заявителя в сфере пред­принимательской и иной экономической деятельности если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетен­ции арбитражного суда;

об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и за­конные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

об административных правонарушениях, если федераль­ным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбит­ражного суда;

о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда».

Жалобы граждан-предпринимателей на действия и решения административных органов (их должностных лиц) рассматриваются в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса РФ. Принцип равенства сторон, ведущих спор, проявляется здесь с определенными особенностями. Так, обязанность давать объяснения своим действиям, обосновывать принятое решение лежит на органе исполнительной власти (должностном лице). Гражданин-предприниматель выступает в таком процессе как сторона, которая дает отрицательную оценку действиям ответчика и требует от суда подтверждение этой оценки. Равноправие ответчика заключается в том, что все те процессуальные средства, которыми располагает гражданин-предприниматель для поддержания своей «административной жалобы», в равной мере предоставлены и ему. Ответчик может так же задавать вопросы, высказывать свое мнение по поводу жалобы гражданина. В судебном заседании процессуальное равенство налагает на чиновника обязанность давать объяснения так же, как дает их «безвластный субъект», т.е. на принципах равенства перед законом и судом.

В соответствии с правилами судопроизводства в арбитражном суде любая сторона в процессе вправе выступать в суде через своего представителя. На наш взгляд, целесообразно установить ограничения для «властных субъектов», суд должен иметь право признать личную явку чиновника необходимой, если данное должностное лицо неоднократно или умышленно нарушало субъективные права предпринимателя и деятельность этого должностного лица подрывает авторитет власти.

Большое значение имеет в стадии судебного разбирательства по жалобе гражданина-предпринимателя участие прокурора. Оценка действий должностного лица, которую может дать прокурор, будет иметь важную роль для формирования выводов, на чем базируется решение суда по жалобе предпринимателя. Прокуратура – орган, призванный осуществлять надзор за законностью в аппарате управления. Поэтому, следовало бы эффективнее использовать потенциал прокуратуры при обращении в суд граждан-предпринимателей. Гражданин может успешнее решить свой спор с участием прокурора в производстве по административным делам, особенно тогда, когда предположение о «дефектности» акта или действия органа власти подтверждается аналогичной оценкой действий должностного лица прокуратурой.

В течение последнего десятилетия в российском административно-процессуальном законодатель­стве произошли значительные перемены и связаны они, преж­де всего, с принятием большого количества нормативно-право­вых актов, направленных на совершенствование регулирования в данной сфере, а также расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти и ее должностных лиц.

При разработке законопроекта, призванного регламентировать административное судопроизводство, необхо­димо определить основные концептуальные положения и выде­лить особенности рассмотрения административно-правовых дел в судебном порядке. Назначение судебной системы, прежде все­го, состоит в эффективной защите граждан и их объединений, а также в контроле за деятельностью органов исполнительной власти. Поэтому, создавая новую систему правосудия, следует придерживаться этой цели и определить основные принципы рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений в судах. В качестве таких принципов можно назвать общие принципы:

— независимость и несменяемость судей;

— равенство перед законом и судом;

— гласность судебного разбирательства;

— обязательность исполнения судебного решения;

— единоличное и коллегиальное рассмотрение дела;

— возложение бремени доказывания на субъект, наделен­ный государственно-властными полномочиями.

Порядок защиты гражданских прав (по административному праву)

В случаях, прямо предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в административном (специальном) порядке. Задачами законодательства являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно — эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В соответствии с требованиями ст. 11 ГК РФ помимо судебной защиты гражданских прав не исключается и административный порядок защиты прав в случаях, предусмотренных законом, то есть путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу).

Именно такой случай и предусматривают, например, ст. ст. 26 и 28 Закона о прокуратуре, согласно которым на прокурора возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и применению в случае их нарушения таких мер реагирования, как протесты и представления.

Действительно, прокурор не имеет права вмешиваться в оперативно – хозяйственную деятельность организаций. В то же время в случае выявления нарушений законов, прав и свобод граждан прокурор обязан вносить представления в орган или должностному лицу, в том числе и вышестоящим, компетенция которых позволяет обеспечить принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. На противоречащий закону правовой акт приносится протест, в том числе и в вышестоящий орган или должностному лицу. Возможность принесения протеста в вышестоящий орган законом прямо не предусмотрена, но она и не исключена.

Таким образом, указанные акты прокурорского реагирования в сфере гражданских правоотношений — один из способов защиты гражданских прав в административном (внесудебном) порядке, и поэтому их применение правомерно и основано как на требованиях Закона о прокуратуре, так и на положениях ГК РФ. Тем более что ст. 12 ГК РФ предусматривает кроме перечисленных в ней и иные способы защиты гражданских прав.

Представляется, что такая правовая позиция будет способствовать усилению роли прокурорского надзора в сфере гражданских правоотношений.

Читать еще:  Льготы, выплаты и пособия для ВИЧ

К административному порядку защиты гражданских прав, применяемому в предусмотренных законом случаях, можно отнести, во-первых, обжалование действий и актов государственных органов в вышестоящий по отношению к ним орган исполнительной власти; во-вторых, принятие государственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, решений с использованием способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, при соблюдении установленной нормативными актами процедуры.

В соответствии со смыслом ст. 371 Таможенного кодекса РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения таможни можно только после подачи на него жалобы в вышестоящий таможенный орган. Таким органом согласно статье 8 Таможенного кодекса РФ является региональное таможенное управление.

Границы таможенных управлений и таможен, в которых они осуществляют свою деятельность, могут не соответствовать (не совпадать) границам административно-территориальных единиц и границам субъектов РФ.

При определении подсудности дел, связанных с обжалованием решений о наложении взысканий за нарушение таможенных правил, необходимо руководствоваться Арбитражным процессуальным кодексом РФ, из которого следует, что такие иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения лица, чьи действия обжалуются, то есть исходя из его административно — территориального расположения.

В тех случаях, когда региональное таможенное управление оставило постановление таможни без изменения, а жалобу без рассмотрения, иски предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения таможни.

Если заявление о признании недействительным решения вышестоящего таможенного органа подано с пропуском срока, установленного частью второй статьи 371 Таможенного кодекса, вопрос о его восстановлении решается арбитражным судом, рассматривающим спор.

Иное содержание придано административному порядку защиты гражданских прав, осуществляемой антимонопольными органами и органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Одним из основных инструментов антимонопольных органов, применяемых для пресечения нарушений законодательства о конкуренции и защиты прав предпринимателей, является предписание. На практике часто возникают проблемы применения, исполнения и судебного обжалования предписаний антимонопольных органов.

Будучи обязательным для исполнения письменным требованием антимонопольного органа, предписание является правообразующим юридическим фактом. Он направлен на возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере применения антимонопольного законодательства и защиту прав предпринимателей. С помощью предписаний выполняются задачи и реализуются функции антимонопольного ведомства (ст. 11 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В российском антимонопольном законодательстве отсутствует легальное определение понятия «предписание». Однако анализ вышеназванных законов позволяет утверждать, что законодатель рассматривает предписание в качестве меры государственного принуждения, применяемой с целью пресечения совершенного правонарушения.

В случае нарушения антимонопольного законодательства лицо, которому адресовано предписание, обязано прекратить нарушение и выполнить другие предусмотренные в нем требования. Иными словами, адресату предписания запрещено действовать или бездействовать в противоречии с этими требованиями. Поэтому предписание объединяет две формы правового воздействия (запрет и обязывание) и входит в состав механизма правового регулирования конкурентных отношений в качестве юрисдикционного акта. Такие акты констатируют не только существование правоотношения между нарушителем и государством в лице антимонопольного органа, но и содержат властный приказ исполнения юридических обязанностей. Их задача — на основе властных полномочий государственных антимонопольных органов обеспечить реализацию регулятивных юридических норм. В этом смысле предписание можно отнести к особой группе мер административного пресечения. Они применяются уполномоченными государственными органами после выявления совершенного правонарушения и направлены на его прекращение, а также предотвращение связанных с ним отрицательных последствий.

Все эти признаки есть и у предписания антимонопольных органов. В то же время оно имеет ряд особенностей, которые существенно отличают его от указанных способов принуждения.

К свойствам традиционных мер административного пресечения относятся оперативность, непосредственное воздействие и применение на основании специального юридического факта — правонарушения. У предписаний антимонопольных органов эти характеристики либо полностью отсутствуют, либо не столь ярко выражены. Предписания антимонопольных органов призваны защитить предпринимателей от правонарушений в имущественной сфере. Поэтому допустимо рассматривать предписания не только с точки зрения административного, но и гражданского законодательства. В этой связи предписания и причисляют к способам защиты гражданских прав в административном порядке.

Отличительной чертой предписания служит то, что оно может применяться антимонопольными органами не только по заявлению потерпевшего лица, но и по их собственной инициативе. Более того, закон не требует для пресечения нарушений антимонопольного законодательства обязательного установления лиц, чьи права были нарушены. Судебно-арбитражная практика исходит из того, что даже при наличии заявлений от потерпевших лиц антимонопольные органы не связаны фактами, изложенными в заявлении, и обязаны провести полное, всестороннее и объективное расследование нарушений антимонопольного законодательства, самостоятельно собрав для этого необходимые доказательства.

С точки зрения законодателя использование предписания необходимо для принудительного прекращения в полном объеме всей противоправной деятельности, посягающей не только на частные, но и на публичные интересы. Таким образом, предписание выходит за рамки способа защиты нарушенных гражданских прав. Иной подход к оценке предписания неизбежно приведет к неоправданному сужению сферы его применения.

Законами о конкуренции, «О рекламе», «О защите прав потребителей» антимонопольные органы (Федеральная антимонопольная служба и её территориальные управления) в случае злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением и нарушения гражданских прав других лиц, прав потребителей, а также использования ненадлежащей рекламы наделены полномочиями возбуждать дела по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе. Таким образом, антимонопольные органы применяют способы защиты гражданских прав, предусмотренные ст. 12 ГК РФ. Аналогичными полномочиями наделил ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ органы регулирования естественных монополий.

Так, в ст. 15 указанного Федерального закона, говорится, что субъекты естественных монополий (их руководители), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (их должностные лица) в соответствии с решениями (предписаниями) органов регулирования естественных монополий обязаны:

  • прекратить нарушения настоящего Федерального закона и (или) устранить их последствия;
  • восстановить первоначальное положение или совершить иные действия, указанные в решении (предписании);
  • отменить или изменить акт, не соответствующий настоящему Федеральному закону;
  • внести изменения в договор с потребителем;
  • уплатить штраф;
  • возместить причиненные убытки.

В соответствии со ст. 23 Закона «О естественных монополиях» порядок рассмотрения органами регулирования естественных монополий дел о нарушении этого Закона должен быть установлен Правительством РФ.

Решения, принятые органами регулирования естественных монополий по результатам рассмотрения дела, направляются заинтересованным лицам в письменной форме не позднее 10 дней со дня их принятия. Предписания, выданные на основании принятых решений, направляются заинтересованным лицам в тот же срок.

Решения по делам, связанным с нарушениями настоящего Федерального закона, которые затрагивают общественные интересы, подлежат опубликованию в средствах массовой информации не позднее месяца со дня их принятия.

Все упомянутые законы предусматривают порядок обжалования в суде решений (предписаний), принятых антимонопольными органами и органами регулирования естественных монополий.

Антимонопольные органы и органы регулирования естественных монополий при защите гражданских прав в административном порядке имеют в своем распоряжении такие методы воздействия на нарушителей запретов, как принятие решения и дача на его основе хозяйствующим субъектам, органам исполнительной власти и местного самоуправления соответствующего предписания, применение штрафов и иных административных взысканий.

Полномочия антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий необходимо четко отграничивать от компетенции судов. Эти органы не вправе признавать недействительными неправомерные акты государственных органов и органов местного самоуправления, признавать недействительными полностью или частично гражданско-правовые договоры, взыскивать убытки и неустойку. Такие решения принимаются только судами.

В отличие от решений судов, имеющих обязательную силу для всех государственных органов и органов местного самоуправления, организаций и граждан и подлежащих исполнению на всей территории РФ, решения (предписания) антимонопольных органов обязательны лишь для тех лиц, которым они адресованы. Другое отличие состоит в том, что судебное решение подлежит принудительному исполнению; решение же антимонопольных органов и органов регулирования естественных монополий не может быть исполнено принудительно. Поэтому неисполнение предписания может повлечь наложение штрафа и (или) предъявление антимонопольным органом иска в суд.

Вместе с тем обращение в антимонопольные органы заинтересованных лиц имеет ряд преимуществ:

а) не требуется уплата госпошлины;

б) нет формальных требований к заявлениям;

в) антимонопольный орган оказывает содействие в сборе доказательств и сам собирает документы, позволяющие установить доминирующее положение и злоупотребление гражданскими правами;

г) его предписание может оказаться более эффективным и быстрым способом защиты нарушенных прав, чем обращение в суд.

Этим объясняется ежегодное увеличение количества дел, возбуждаемых антимонопольными органами. Хозяйствующие субъекты, органы исполнительной власти и граждане вправе обжаловать решения (предписания) антимонопольных органов в судебном порядке (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Необходимо подчеркнуть, что как общее правило сторонам гражданских правоотношений предоставлена возможность выбора между судебным и административным порядком защиты своих прав, а при обращении за защитой в административном порядке сохраняется право обжаловать принятое решение в суд.

Защита прав и свобод гражданина в административном судопроизводстве Российской Федерации с участием прокурора

Среди способов правовой защиты прав, свобод, интересов человека и гражданина особое место занимает правовая защита со стороны независимого органа — административного суда. Его деятельность призвана гарантировать соблюдение прав человека в отношениях с властными структурами, позволяет дать надлежащую оценку деятельности субъектов, имеющих властные полномочия, в случае нарушения ими действующего законодательства и, тем самым, обеспечить реализацию принципа ответственности государственной власти за свою деятельность перед гражданами.

При таких условиях требуется углубленное исследование института представительства прокурора в административном судопроизводстве. В этом контексте следует отметить, что без внимания положений административного процессуального законодательства остались вопросы обеспечения трактовки понятийного аппарата административного процессуального представительства, оснований его возникновения, особенностей осуществления. Недостаточным является правовое регулирование отношений представительства по закону в определении роли органов прокуратуры, других органов государственной власти, местного самоуправления.

При этом первостепенное значение приобретают вопросы совершенствования правового регулирования представительства, осуществляемого прокурором, поскольку Конституция Российской Федерации и ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» возлагают на прокурора обязанность представлять в первую очередь интересы наиболее уязвимых слоев населения [2]. Кроме того, функционирование действенного механизма защиты прав, свобод, интересов граждан, неспособных самостоятельно защищать свои права является одним из критериев признания государства социально ориентированной и правовой.

Права, свободы и интересы гражданина, как объекта защиты прокурором, в административном судопроизводстве осуществляется с учетом конкретизации прав, свобод и интересов гражданина согласно института судебной защиты прав и свобод человека от «свободного усмотрения» власти.

В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации для обозначения объекта обеспечения административным судопроизводством словосочетания «права и свободы лица» являются собирательными [1]. Они означают комплекс определенных национальным публичным законодательством (конституционным, административно-правовыми, нормами муниципального права) прав и свобод (возможностей) лица; состоят из двух самостоятельных объектов обращения за защитой к административному правосудию — системы законодательно гарантированных публичных прав и свобод.

Прокурор выступает субъектом административного судебного процесса не только в Российской Федерации, но и ряде других стран, принадлежащих как к континентальной, так и общей системы права. В зависимости от степени развитости демократии, устойчивости традиций правовой защиты место института участия прокурора в процессе осуществления защиты прав, свобод и интересов граждан претерпел существенных изменений. Представительство прокуратурой интересов граждан в административной юстиции в западных странах, как правило, не осуществляется. Это обусловливается, во-первых, доминированием концепции автономности частных прав, в том числе и в процессуальной сфере, а, во-вторых, организационной принадлежностью прокуратуры к системе органов исполнительной власти, что по логике исключает ее деятельность в противовес аппарата управления. В отличие от стран с развитой демократией, в авторитарных странах прокурор имеет широкие надзорные полномочия, а также полномочия вступать в судебный процесс.

Читать еще:  Взыскание задолженности за коммунальные услуги в 2022 году

По смыслу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации защита прокурором в административном судопроизводстве прав и законных интересов государства и ограниченной категории неспособных самостоятельно принимать участие в рассмотрении судами административных дел граждан, выступает разновидностью законного представительства, осуществляемого органами и лицами, которым законом предоставлено право защищать в административных судах «чужие» права и свободы, прокурорским административно-процессуальным представительством. В административном судебном процессе прокурор должен быть признан таким лицом, участвующим в деле, имеющем общественный, государственный, то есть только процессуальный интерес в его решении административным судом соответственно и на основании закона.

Материально-правовой основой участия прокурора в административном судопроизводстве является по природе материальные нормы Конституции Российской Федерации, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которые определяют вопросы полномочия, основания и формы для такой прокурорской деятельности. Нормы относительно компетенции и задач органов прокуратуры Российской Федерации в сфере административного процесса получили механизм реализации процессуально-правовых по характеру положениях КАС РФ. Деятельность прокуратуры относительно применения материальных и процессуальных правовых основ для представительства в административном судебном процессе интересов гражданина организуется соответствующими специальными ведомственными актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Эти акты имеют исключительно внутренний характер.

Прокурор во время представительства интересов в административном суде гражданина, неспособного самостоятельно защитить свои права или реализовать полномочия, как участник рассмотрения дела, с позиций распоряжения материальными исковыми требованиями является в известной мере ограниченным законодателем в целом. Будучи представителем интересов гражданина или государства, он наделен такими же процессуальными правами, как и другие лица, участвующие в рассмотрении дела. Прокурор может не только подать административной иск, но и вступить в уже назначенное к рассмотрению или рассматриваемое административным судом дело административной юрисдикции. Представительство прокурором интересов гражданина в административном суде первой инстанции является сложной по содержанию и формам процессуальной деятельностью, которая включает совершение трех комплексов процессуальных действий: подготовка и подача административного иска, представительство на стадии предварительного судебного разбирательства, участие в рассмотрении дела[3].

Прокурорская работа по подаче административного иска в суд в интересах гражданина условно может быть поделена на два этапа: сначала готовится исковое заявление, выполняются все требования процессуального законодательства относительно его содержания и формы, собираются необходимые для подтверждения исковых требований доказательства, а затем наступает стадия непосредственной подачи искового заявления в суд, согласно существующим правилам территориальной и предметной подсудности. При этом прокурор следит за тем, как представленные материалы рассматриваются административным судом, не остаются ли без движения, а также в установленный законом срок возбуждается производство по делу, назначается день и время проведения предварительного заседания в ней. Особенностью исковых заявлений, поданных прокурором в суд в интересах защиты прав гражданина, является то, что в них, в отличие от обращений других полномочных инициаторов судебного процесса (имеется в виду истцов в материальном смысле), должно содержаться также обоснование обстоятельств — почему соответствующий гражданин сам не может обратиться в суд. При этом к исковому заявлению приобщаются соответствующие письменные доказательства.

Решая вопрос территориальной подсудности при подаче административного иска в интересах гражданина, прокурор должен руководствоваться положениями Главы 2 КАС Российской Федерации, согласно которым решение вопросов правомерности актов управления индивидуального действия, а также действий и бездеятельности субъектов властных полномочий, которые касаются интересов конкретного лица, относится к компетенции административного суда по месту нахождения (жительства) истца.

На стадии предварительного судебного заседания прокурор должен подготовить при необходимости ходатайства об истребовании дополнительных доказательств по делу, если он не может самостоятельно их получить, о вызове свидетелей, проведении судебной экспертизы и тому подобное.

При организации подготовки к судебному заседанию деятельность прокурора должна включать: 1) ознакомление с материалами административного дела, 2) поиск и изучение всех законодательных норм по предмету спора, 3) анализ соответствующей судебной практики, 4) изучение методической литературы по процедурам судебного рассмотрения, 5) подготовка примерного перечня вопросов в ходе судебного заседания, 6) проверка существования препятствий для рассмотрения административного дела и, в случае необходимости, подготовка заявления об отводе судьи (судей), секретаря судебного заседания [4].

Прокурор с учетом его процессуальной правосубъектности участвует в судебном заседании суда первой инстанции на всех его этапах. Направлениями совершенствования определены: а) конкретизация отдельных положений КАС Российской Федерации и дополнение их перечня; б) определение положений относительно поводов осуществление прокурором представительства, а также установление перечня категорий граждан, интересы которых представляет прокурор; в) обеспечение четкости и однозначности регулирования процедур осуществления представительства в административном судебном процессе.

Основу прав и свобод, защищаемых прокурором в административном судебном процессе, составляют конституционные, то есть определены Конституцией (Основным Законом) права и свободы человека и гражданина, реализация которых происходит в публично-властной сфере.

Прокурорское представительство как разновидность законного представительства, осуществляемого органами и лицами, которым законом предоставлено право защищать в административных судах «чужие» права и свободы, имеет следующие особенности: а) осуществляется на основании Конституции Российской Федерации, б) прокуратура всегда выступает в защиту законности и не имеет частного интереса.

С целью совершенствования административной процессуальной правосубъектности прокурора в административном судебном процессе обоснована необходимость внесения изменений в действующее законодательство по следующим направлениям: определение положений относительно поводов осуществление прокурором представительства, а также установление перечня категорий граждан, интересы которых представляет прокурор. Предлагается новая редакция ч. 8 ст. 39 КАС Российской Федерации, которым установлены пределы процессуальной правосубъектности прокурора: «8. Прокурор представляя интересы гражданина или государства, может осуществлять представительство при осуществлении любых действий или процедур в рамках административного процесса. Прокурор осуществляет в суде представительство малолетних лиц возрастом до четырнадцати лет и несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, которые лишены родительской опеки и детей-сирот, нетрудоспособных физических лиц, лиц преклонного возраста».

Список литературы

  1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2018)//СЗ РФ. 2015. № 10. Ст. 1391; 2018. № 1 (Часть 1). Ст. 5.
  2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1(ред. от 18.04.2018)//СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2018. № 17. Ст. 2433.
  3. Залюкова Г.И. Некоторые особенности процессуального положения прокурора, участвующего в рассмотрении гражданских дел//Законность. 2017. N 1. С. 43 -45.
  4. Викут М.А. Правовое положение прокурора, предъявившего иск в интересах другого лица//Вопросы теории и практики прокурорского надзора. 1994. № 10.
  5. Козлов А.Ф. Прокурор -лицо, участвующее в деле//Вопросы гражданского процесса в свете решений XXVII съезда КПСС. Свердловск, 1987. С. 33-43; Щеглов В.Н. Субъекты советского гражданского процесса. Томск, 1979. С. 104.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Административные исковые заявления. Образцы исков

С 15 сентября 2015 г. в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) утратил силу подраздел III раздела II ГПК РФ, регулировавший производство по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Начиная с указанной даты, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по правилам КАС РФ (ст. 1 закона N 22-ФЗ «О введении в действие КАС РФ»).

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел; определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением; для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов; установлены меры предварительной защиты и условия их применения; установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие «административный иск», не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком;
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия);
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца;
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий;
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Субъекты обращения в суд

С административным иском в суд могут обратиться как частные субъекты (граждане, юридические лица), так и публичные субъекты.

Образцы административных исковых заявлений в суд

Оспаривание нормативного правового акта

Административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ или представительного органа муниципального образования

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector