Art-clr.ru

Арт Журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кем проводится надзор за исполнением законов судебными приставами

Кем проводится надзор за исполнением законов судебными приставами

3.3. Надзор за исполнением законов судебными приставами

Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, — это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000 г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах», судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.
Согласно ст. 5 Закона, служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министра — Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:
— департамент судебных приставов Минюста России;
— служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;
— служба судебных приставов субъектов РФ;
— структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:
1) обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:
— обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
— выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;
— исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
— обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
— проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;
— поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
— взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
— предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;
— осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу исполнителю;
— участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий. Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.
Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами исполнителями, приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:
а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:
— принимаемых ими судебных актов;
— решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
— решений иностранных судов и арбитражей;
— решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
б) судебные приказы;
в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
е) постановления органа (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) постановления судебного пристава-исполнителя;
з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Исходя из содержания этой нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.
Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.
Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами содержится в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно:
— обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
— своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;
— соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лип, вовлеченных в сферу исполнительного производства. В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В процессе проверки прокурор выясняет:
— было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);
— правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;
— выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;
— соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;
— имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;
— соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;
— соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;
— допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности, за невыполнение их законных требований;
— каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава- исполнителя. Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».
Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.
В ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. В связи с этим прокурору необходимо проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий. В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений, затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, и другие материалы.
Сведения о противоправных действиях судебных приставов или об их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.
Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокурор направляет им акт реагирования, содержащий требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.
В случае выявления в деятельности судебных приставов признаков преступления, например получение взятки, служебный подлог и т.д. прокурор возбуждает уголовное дело.

Читать еще:  Как встать на учет в Центр Занятости

Кем проводится надзор за исполнением законов судебными приставами

41. СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ. ПРЕДМЕТ, ПРЕДЕЛЫ И ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА

Сущность прокурорского надзора. Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Министерству юстиции РФ.

Согласно Закону о судебных приставах надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с Законом о прокуратуре. Надзор за судебными приставами осуществляется с тем, чтобы служба судебных приставов, на которую возложено принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, осуществляла свою деятельность в соответствии с требованиями закона, соблюдала права и свободы физических и юридических лиц и принимала решения, соответствующие закону.

Задачи прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставам,связаны с обеспечением: 116)законности исполнения судебных актов и актов других органов в РФ; 117) соблюдения требований законодательства в деятельности судебных приставов; 118) соблюдения установленных законодательством РФ прав и свобод физических и юридических лиц при исполнении судебных решений и обеспечении установленного порядка деятельности судов; 119) соответствия законам решений судебных приставов.

Правовую основу осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами составляют: Закон о прокуратуре РФ; ФЗ «О судебных приставах»; ФЗ «Об исполнительном производстве»; указание Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами» и др. Предмет прокурорского надзора. Содержание предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами правомерно составляет: • надзор за исполнением законов судебными приставами; • надзор за соблюдением прав и свобод физических и юридических лиц судебными приставами; • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами включают Федеральную службу судебных приставов России и ее территориальные органы (система службы судебных приставов).

Функционально судебные приставы делятся на: 1) судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов; 2) судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Перечень объектов надзора является исчерпывающим. Дополняться, изменяться он может только путем принятия соответствующих законов. Пределы прокурорского надзора. Прокурор полномочен осуществлять надзор только за исполнением законов, т.е. надзор за исполнением иных нормативных правовых актов судебными приставами не входит в его компетенцию, находится за пределами его полномочий.

Кем проводится надзор за исполнением законов судебными приставами

Библиографическая ссылка на статью:
Мартынова Ю.В. Особенности предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/80808 (дата обращения: 05.10.2021).

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими принудительное исполнение судебных и внесудебных решений. Нужно сказать, что именно проблемы, связанные с прокурорским надзором за исполнением законов государственными органами, в том числе и службой судебных приставов, наиболее часто затрагиваются на страницах юридической прессы, как теоретиками, так и практиками.

Деятельность судебных приставов-исполнителей нуждается в прокурорском надзоре по следующим причинам: большое количество нарушений законодательных норм, которые применяются в процессе принудительного исполнения, допущенные субъектами исполнения исполнительных документов; прокуратура, фактически будучи единственным органом государства, а также имея достаточно полномочий для осуществления надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями и пресечения незаконных действий, совершаемых ими, способна обеспечить необходимый уровень соблюдения законности данными субъектами.

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, ее территориальные органы и их должностные лица – судебные приставы-исполнители, являются объектами прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями [1, с. 214].

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выступает важным элементом прокурорского надзора за соблюдением законности сотрудниками ФССП в целом.

На первый взгляд может показаться, что прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями представляет собой весьма узкое направление надзорной деятельности органов прокуратуры. Заметим, что это не так, поскольку профессиональная деятельность судебных приставов-исполнителей определяется большим количеством законов и подзаконных нормативных актов. В этой связи практика вынесения решений судебными приставами-исполнителями и осуществления ими действий либо бездействия отличается разнообразием и нуждается в постоянном совершенствовании.

Однако, к сожалению, правоотношения, складывающиеся при исполнении исполнительных документов судебными приставами-исполнителями, часто характеризуются коррупционной составляющей. Коррупция как негативное явление вызывает недоверие граждан к органам государственной власти (и здесь органы принудительного исполнения исполнительных документов не являются исключением), потому что коррупция, разрушая государство.

Особенность предмета прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями, в первую очередь, предопределяется функциями, которые осуществляются судебными приставами-исполнителями в рамках реализуемых ими полномочий [2, с. 263]. В Указании Генпрокуратуры РФ от 12 мая 2009 года № 155/7 предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями выглядит следующим образом: надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями; надзор за законностью действий (бездействия) и решений, которые принимаются судебными приставами-исполнителями; надзор за соблюдением прав и свобод граждан в процессе осуществления действий (бездействия) судебными приставами-исполнителями и принятия ими решений [3].

В доктрине учеными предмет прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется по-разному. Так, например, Т. Е. Сушина указывает, что предметом деятельности прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является анализ исполнения последними не только законов, но и подзаконных нормативных правовых актов, о чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в материалах правоприменительной практики [4, с. 162].

По мнению А. Ю. Винокурова, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями признается исполнение законов судебными приставами-исполнителями, законность и обоснованность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер, вынесение правоприменительных документов судебными приставами-исполнителями, а также законодательство, регламентирующее деятельность судебных приставов-исполнителей [5, с. 667].

Таким образом, в силу того обстоятельства, что принудительно исполняются не только судебные решения, но и акты других государственных органов, место службе судебных приставов отведено место в системе органов исполнительной, а не судебной власти. В этой связи прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями характеризуется рядом особенностей.

Надзор за исполнением законов судебными приставами: предмет, полномочия, правовые средства.

Предмет. Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры. Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других.

Полномочия.Компетенция прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами определяется системой судов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов. Деятельность судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов и осуществляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров. Надзор за исполнением законов судебными приставами, входящими в систему Управления военных судов Минюста России, осуществляется военными прокурорами.

Читать еще:  Закон о возврате бракованных ювелирных изделий 2022 года

В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку возможен выход последних за рамки предоставленных им законных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судебных приставов, не связанные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление старшему судебному приставу, возглавляющему районное или равное ему территориальное подразделение судебных приставов либо в службу судебных приставов субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по результатам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения процессуального характера носят систематический характер.
В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.

Правовые средства.

В то же время с точки зрения применяемых на практике прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов данное направление наиболее близко к надзору за исполнением законов (см. гл. 8 настоящего издания). Надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к такой надзорной отрасли, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из специальных его задач выступает обеспечение соблюдения прав граждан, являющихся участниками исполнительного производства и выступающих как взыскателями, так и должниками.

39. Участие прокуроров в уголовном судопроизводстве: общая хар-ка.

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПК, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; 3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования; 4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; 5) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя прокуратуры другому с обязательным указанием оснований такой передачи; 6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;7) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 8) продлевать срок предварительного расследования; 9) утверждать об винительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; 10) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 11) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу; 12) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в установленном порядке, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность, а в случаях, когда предвари тельное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному уголовному делу. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, вправе обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Принесение Ген. прокурором РФ или его заместителем протеста на приговор, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

Ген. прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, с представлениями о даче разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Органы прокуратуры

Когда мы слышим слово “прокуратура”, то сразу представляем себе камеру предварительного заключения, зал судебного заседания или скамью подсудимых.

Однако ее работа заключается не только в расследовании уголовных дел. Основная задача прокуратуры — это надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на нашей территории.

Прокуратура работает на основании ст. 129 Конституции РФ и Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”.

Органы прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ, который назначается на должность Советом Федерации РФ по предложению Президента РФ.

Генеральной прокуратуре подчиняются прокуратуры субъектов федерации, а им, в свою очередь, прокуратуры городов и районов.

Кроме того, есть специальные прокуратуры: военная во главе с Главной военной прокуратурой и Главным военным прокурором, транспортные, природоохранные и прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительно-трудовых учреждениях.

Прокуратура занимается следующими вопросами.

1. Надзором за исполнением законов федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления, контролирующими органами и их должностными лицами, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием закону их правовых актов.

Заметьте, что надзор не распространяется на Федеральное собрание РФ, Президента РФ, Правительство РФ, и на граждан, которые не являются должностными лицами. Также, прокуратура не надзирает и за судами.

Прокурор может беспрепятственно входить на территории учреждений, за которыми он надзирает, знакомиться с документами, вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений, а обнаружив, что было совершено преступление или административное правонарушение, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Если у прокурора есть сведения о готовящихся незаконных действиях, он может дать потенциальному правонарушителю письменное предупреждение о недопустимости нарушений закона.

Если прокурор узнает, что каким-то органом издан нормативный или индивидуальный акт (об их различии смотрите главу 2), противоречащий закону, то он может принести в этот или в вышестоящий орган протест, т.е. обратиться с требованием об отмене этого акта или пойти с таким же требованием в суд.

Протест должен быть рассмотрен в десятидневный срок, и о результатах прокурор должен быть извещен немедленно.

Часто бывает так, что государственный орган не издает никаких письменных актов, а нарушает права граждан своими действиями. Например, начальник жилищной организации в нарушение законодательства не предоставляет инвалидам скидку с квартирной платы и коммунальных услуг в размере 50 процентов, но не подписывает никаких распоряжений, которые можно было бы опротестовать.

Читать еще:  Как отразить в учете оплату за третьих лиц

В этом случае прокурор может внести представление, (т.е. письменное требование) об устранении нарушений закона, которое должно быть рассмотрено немедленно, а меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца.

2. Второй вид прокурорского надзора — это надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, службами и другими федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, военного управления и контроля и их должностными лицами, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

• рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

• разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

• принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и к возмещению причиненного ущерба;

Здесь прокурор имеет те же полномочия, что и при надзоре за соблюдением законов. Т.е. если он узнает о совершении преступление, то возбуждает уголовное дело и принимает меры для привлечения виновных к уголовной ответственности. Если права гражданина нарушаются в результате совершения административного проступка, то он возбуждает производство по делу об административном правонарушении.

Если права или свободы человека можно защитить только в судебном порядке, а пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или по другим причинам не может сам отстаивать свои права в суде или если нарушены права и свободы большого количества людей, или по другим причинам нарушение имеет большое общественное значение, то прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Во всех остальных случаях граждане должны обращаться в суд самостоятельно.

Занимаясь надзором за соблюдением прав и свобод человека, прокурор может вносить протесты и представления.

3. Третий вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Здесь прокуратура имеет значительно большие полномочия.

Определение . Предварительное расследование преступлений бывает двух видов: дознание и предварительное следствие. Слово “предварительное” используется здесь потому, что основное расследование дела проводится судом.

Дознание — это “облегченный” способ расследования, который включает в себя меньше формальностей. Обычно им занимаются те органы, которые созданы для выполнения других задач.

А предварительное следствие — это основная форма расследования. Оно производится профессиональными следователями по большинству уголовных дел.

Дознание проводится дознавателями (следователями):

1) органов внутренних дел Российской Федерации;

2) органов пограничной службы Российской Федерации;

3) органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

4) таможенных органов Российской Федерации;

5) органов Государственной противопожарной службы;

О том, какие уголовные дела они расследуют, можно узнать в п. 3 ст. 150 УПК РФ, а о правах, которыми обладает прокурор при надзоре за предварительным следствием и дознанием в п. 2 ст.37 УПК РФ.

Надзор за оперативно-розыскной деятельностью.

Определение . Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — это особая деятельность компетентных органов, которая проводится для защиты прав граждан, безопасности общества и государства от различных преступлений.

Она включает в себя опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочную закупку, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемую поставку и оперативный эксперимент [1] .

Заниматься ОРД могут органы внутренних дел, федеральной службы безопасности, государственной охраны, пограничной службы, службы внешней разведки, Министерства юстиции РФ и таможенные органы.

Гражданин, считающий, что действия органов, проводящих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, может обжаловать их прокурору, в вышестоящий орган или в суд.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами — это четвертый вид прокурорского надзора, поскольку исполнение судебных решений является “узким местом” нашей правовой системы.

Занимаясь им, прокурор имеет те же права, что и при надзоре за исполнением законов.

5. Последний вид прокурорского надзора — это надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и применяющих меры принудительного характера, по назначению суда, а также администрациями следственных изоляторов и других подобных учреждений.

Здесь прокурор имеет очень большие полномочия, вплоть до того, что он может освободить своим постановлением любого, кто содержится в этих учреждениях незаконно.

6. Еще одной задачей прокуратуры является уголовное преследование, иначе говоря, предварительное расследование по уголовным делам, отнесенным к ее ведению.

Т. е. прокуратура не только надзирает за предварительным следствием, но и сама расследует некоторые преступления и при этом надзирает сама за собой. Перечень преступлений, относящихся к ведению прокуратуры можно найти в п. 2 ст. 151 УПК РФ. Это, например, дела об убийствах, изнасилованиях и т.д.

7. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, в уголовном процессе в качестве обвинителей, а в гражданском и арбитражном процессе в качестве лиц, участвующих в деле (т.е. не являющихся ни истцами, ни ответчикам, но заинтересованных в его исходе).

Думаю, что объяснять, что такое государственное обвинение не нужно, поскольку все знают, что в суде прокурор доказывает обвинение, предъявленное подсудимому, и предлагает для него меру наказания.

В гражданском процессе прокурор может обратиться в суд с заявлением в защиту государственных или общественных интересов, а также прав и интересов граждан.

Прокурор обязан вступить в гражданский процесс, чтобы дать заключение по существу спора, т.е. сообщить суду свое мнение о том, как он должен быть разрешен, по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и по некоторым другим категориям дел, которые указаны в законе.

Прокурор может обжаловать приговоры, вынесенные по уголовным делам и решения по гражданским и арбитражным делам, в рассмотрении которых он принимал участие, в вышестоящую судебную инстанцию, и в этом случае его жалобы будут называться представлениями.

Это важно . Как мы убедились, прокуратура занимается очень широким кругом вопросов, но имеет относительно небольшие полномочия. Поэтому обращение к ней не всегда приносит результат. К ее помощи нужно прибегать тогда, когда речь идет об уголовном деле, деле об административных правонарушениях или об исполнении уголовных и административных наказаний. Здесь прокуратура обладает большими правами и может оказать нам реальную помощь.

В остальных случаях беспокоить прокуратуру нужно только по поводу серьезных нарушений закона. Теоретически от нее можно требовать принятия мер и при отсутствии информации о режиме работы на соседнем магазине, и в случае продажи вам некачественного товара, поскольку и то и другое является нарушением Закона РФ “О защите прав потребителей”, за соблюдением которого прокуратура также должна надзирать.

Но, учитывая, что защитой прав потребителей занимаются специальные органы, имеющие более серьезные полномочия по устранению подобных нарушений (госторгинспекции), обращение в прокуратуру по этому вопросу вряд ли является целесообразным.

С другой стороны, если нарушения достаточно серьезны, или касаются широкого круга лиц, или допускаются правоохранительными или контролирующими органами или если отсутствуют специальные органы, способные их устранить, помощь прокуратуры может быть достаточно эффективной.

Обращаясь в прокуратуру, нужно иметь в виду, что она принимает к рассмотрению только те обращения, которые не подведомственны суду, кроме случаев, когда они касаются защиты общественного интереса или прав социально незащищенных лиц.

[1] Ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”

Чтобы заказать услугу или получить консультацию, свяжитесь с нами по телефону (495) 229-67-08, skype: jurpom или напишите нам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector