Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие есть особенности приема на работу бывшего госслужащего

Какие есть особенности приема на работу бывшего госслужащего

Не все кадровики, юристы, менеджеры по кадрам и бухгалтеры с этим сталкивались, но важно знать, что прием на работу бывшего госслужащего (муниципального служащего) имеет свои юридические и процедурные особенности. Общий порядок, прописанный в ТК РФ здесь действует, но с большими оговорками.

Когда нужно согласие

По закону прием на работу бывших госслужащих в 2019 году и в дальнейшем возможен в коммерческие и некоммерческие организации. Это право самого человека.

C:UsersВоваDesktopБУХГУРУфевраль 2019ВЕБ Порядок приема на работу бывшего госслужащегоbyvshij-gossluzhashchij.png

Однако иногда для этого нужно согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Такое согласие необходимо в случае одновременного наличия следующих обстоятельств:

  • лицо, принимаемое на работу, замещало должность государственной службы, включенную в установленный перечень;
  • в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего входили отдельные функции государственного управления организацией, в которую его берут на работу;
  • с момента увольнения с государственной или муниципальной службы прошло менее 2-х лет (ст. 64.1 ТК РФ).

Перечень должностей

Согласно п. 1 Указа Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», указанные требования к приему на работу бывшего государственного (муниципального) служащего установлены для граждан РФ, замещавших следующие должности федеральной государственной службы:

  • включенные в разд. I или II Перечня должностей федеральной госслужбы (утв. 18.05.2009 № 557), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения о на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • должности федеральной госслужбы, включенные в Перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном госоргане, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения на своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального госоргана в соответствии с разд. III Перечня, утв. Указом Президента от 18 мая 2009 г. № 557.

Согласно порядку приема на работу бывших госслужащих, сведения о замещении на прежнем месте работы должности, входящей в Перечень, должен представить сам соискатель при оформлении трудовых отношений. На него такая обязанность возложена ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ и ч. 2 ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Несоблюдение гражданином, ранее замещавшим должность государственной или муниципальной службы, указанных требований влечет прекращение трудового договора (ч. 3 ст. 12 Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Как получить согласие

Порядок получения согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определен Указом Президента России от 01.07.2010 № 821 о таких комиссиях.

Для получения согласия комиссии гражданин, замещавший в госоргане должность государственной службы, включенную в Перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, направляет в комиссию письменное обращение о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой структуре.

Причём обращение может быть подано госслужащим, только планирующим свое увольнение с государственной службы.

Отметим, что для работодателя в случае принятия на работу бывшего гос/муниципального служащего предварительное получение согласия комиссии на трудоустройство бывшего не является обязательным. То есть, работодатель не вправе требовать от соискателя предоставления согласия комиссии при заключении трудового договора.

Уведомление

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Такое сообщение также направляют:

  • по каждому договору при оформлении с основным работником совместительства – независимо от размера зарплаты;
  • при заключении с ним договора ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), если их стоимость превышает 100 000 рублей в месяц или договор заключен на срок менее 1 месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 рублей.

Источник: доклад Роструда с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2018 года.

Действия работодателя при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего

Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон) установлены ограничения по трудоустройству для бывших государственных (муниципальных) служащих (далее — бывший служащий), а также обязанности работодателя, который принимает на работу бывшего служащего.

В соответствии со статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации

работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Это касается как коммерческих, так и некоммерческих организаций независимо от формы собственности.

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность, установленную статьей 19.29 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа:

— на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;

— на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

— на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если на работу в организацию устраивается бывший служащий, специалисту, осуществляющему кадровую работу, следует обратить внимание на следующее.

1. Выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая (замещаемые) ранее им должность (должности) в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

В данном случае речь идет о следующих перечнях должностей:

— раздел I или раздел II перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;

— перечень должностей, определенный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557;

— перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, утвержденные руководителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 925).

Ознакомиться с данными перечнями можно в справочно-правовых системах, а также на официальном сайте федерального государственного органа в разделе, посвященном вопросам противодействия коррупции, на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу.

Информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень также можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Обращаем внимание, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы. Можно уточнить у работника представлял ли он сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по последнему месту службы.

2. Важным критерием является также дата увольнения бывшего служащего с должности, включенной в вышеуказанные перечни. Необходимо определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

— менее двух лет — требуется сообщить в десятидневный срок;

— более двух лет — сообщать о заключении трудового договора не требуется.

3. Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

В письме должны содержаться следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

Читать еще:  Досрочное увольнение при ликвидации организации в 2022 году.

ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

Сообщение направляется вне зависимости от того, получал или нет бывший служащий согласие соответствующей комиссии на трудоустройство.

Данные уведомления подлежат рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в случае, если ранее гражданину было отказано в трудоустройстве в указанную организацию, либо данный вопрос ранее комиссией не рассматривался.

По итогам рассмотрения сообщения работодателя комиссия может установить, что трудоустройство бывшего служащего в данную организацию нарушает требования законодательства.

Заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, является основанием для прекращения такого трудового договора (абзац 5 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации).

Специалистам, осуществляющим кадровую работу в организации, рекомендуем руководствоваться следующими таблицами:

Таблица № 1 Категории бывших служащих
>> rekomendacii-tab1.pdf [67,87 Kb] <<

Таблица № 2 Обязанности бывшего служащего и работодателя
>> rekomendacii-tab2.pdf [42,46 Kb] <<

При подготовке рекомендаций использованы материалы статьи: Сегодняшние проблемы со вчерашним чиновником: принимаем на работу бывшего госслужащего (Аминов В.)

(«Кадровая служба и управление персоналом предприятия», 2015, № 11)

Прием на работу бывшего госслужащего – образец уведомления (2021)

priem_na_rabotu_byvshego_gossluzhashchego_-_obrazec_uvedomleniya_2021.jpg

Похожие публикации

Анкета при приеме на работу госслужащего – неотъемлемый элемент при сборе сведений о кандидате на замещение вакантной должности в госструктурах, для которых предусмотрена государственная служба. При трудоустройстве в частные фирмы и бюджетные организации, для которых не предусмотрена госслужба, такие документы оформлять нет необходимости. Но с завершением карьеры в качестве госслужащего, в течение последующих двух лет с даты увольнения с госслужбы каждый новый работодатель обязан сообщать в госорган, в котором кандидат на вакантную должность ранее служил, сведения о его трудоустройстве.

Прием на работу госслужащего – что надо знать

Обязанность уведомления бывших нанимателей о приеме на работу ранее уволенных госслужащих связана с реализацией комплекса антикоррупционных мероприятий, действующих на основе Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Но оповещение распространяется не на все категории госслужащих, а только на тех, чьи должности перечислены в Указе Президента от 18.05.2009 г. № 557 (определенные должности в органах МВД, Минобороны, ФСБ, ФСИН и др.).

В 2021 году сохранили свою актуальность применительно к бывшим госслужащим следующие нормы:

  • бывший госслужащий при трудоустройстве в течение двух лет с момента увольнения с государственной службы обязан сообщать своим новым работодателям, что ранее он имел статус государственного служащего;
  • в 2021 году продолжает действовать обязанность новых работодателей бывшего госслужащего уведомлять по последнему месту службы о приеме такого физического лица на работу. Количество мест работы после ухода с госслужбы значения не имеет, важен только срок, отсчитываемый с даты прекращения трудовых отношений в статусе государственного служащего;
  • в 2021 году, как и прежде, нет унифицированной или рекомендованной формы уведомления при устройстве на работу бывших госслужащих, есть только перечень обязательных для отражения в этом документе данных;
  • оповещать бывшего работодателя надо не только при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, но и при оформлении с ним договора ГПХ (при условии, что сумма вознаграждения в рамках гражданско-правового сотрудничества составила 100 тыс. руб. и более).

Условия заключения трудового договора с бывшими госслужащими для новых работодателей прописаны в ст. 64.1 ТК РФ. В общем случае новому работодателю достаточно направить по месту службы кандидата на вакантную должность уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего. Если с момента увольнения с госслужбы прошло два года или более, такая обязанность с нового работодателя снимается.

Если государственный служащий при выполнении своих функциональных обязанностей реализует обязанности по управлению отдельными организациями, после увольнения с госслужбы устроиться в одну из таких структур гражданин сможет только при условии согласия на это комиссии, отслеживающей соблюдение требований к служебному поведению в сфере госслужбы. Подробнее о порядке приема на работу бывших госслужащих – здесь.

Уведомление о приеме на работу госслужащего: сроки

Обязанность по подаче уведомления сохраняется в течение двух лет, отсчитываемых от даты ухода гражданина с госслужбы (независимо от числа работодателей после этой даты). Причем направить его новый наниматель должен в законодательно отведенные для этого сроки – на процедуру дается не более 10 дней с момента заключения с бывшим госслужащим трудового соглашения или договора ГПХ.

Уведомление о приеме на работу госслужащего – образец

Законодательство обязывает работодателей оповещать о трудоустройстве бывших государственных служащих, но не ограничивает их в форме уведомления. Устное оповещение не предусмотрено, такой способ взаимодействия с бывшими работодателями госслужащих чреват негативными последствиями – новый работодатель при возникновении спорных ситуаций не сможет ничем доказать, что он связывался с соответствующим государственным или муниципальным органом. Поэтому уведомление работодателя о приеме на работу госслужащего (муниципального служащего) оформляется исключительно в письменном виде.

При составлении уведомления руководствоваться следует нормами правительственного Постановления от 21.01.2015 г. № 29:

Особенности приема на работу бывших муниципальных служащих

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Если с момента увольнения прошло более 2 лет, то работодатель принимает такого сотрудника в обычном порядке, предусмотренном ТК РФ. В противном случае работодатель дополнительно обязан направить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего по адресу его последнего места службы (ст. закона № 273-ФЗ; ст. 64.1 ТК РФ). Такое уведомление должно быть отправлено и в случае приема сотрудника на работу по совместительству, а также при заключении с ним гражданско-правового договора (ГПХ). Уведомление о приеме на работу по ГПХ-договору бывшего госслужащего следует направлять, когда сумма оплаты его труда в месяц превышает 100 тыс. руб.

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

Должности, в отношении которых действуют правила

ВАЖНО! Уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего от КонсультантПлюс доступно по ссылке

Не все госслужащие имеют доступ к государственной тайне. Следовательно, ограничения действуют в отношении не всех соискателей. Перечень госслужащих оговорен в Указе Президента от 18.05.2009 №557.

  • Руководство, представляющее исполнительную власть.
  • Военное руководство.
  • Административно-хозяйственные работники.
  • Сотрудники, занятые на организационно-распорядительной, контрольной работе.
  • Распорядители бюджетных средств.
  • Распорядители имущества.
  • Лица, занятые выдачей лицензии.
  • Распределители технических объектов.

Все эти госслужащие должны соблюдать установленные ограничения.

Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/[email protected], утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Читать еще:  Как в России будут повышать пенсионный возраст? И зачем?

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № , уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

  1. Персональные данные сотрудника:
  • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
  • дата и место рождения полностью;
  1. Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
  2. Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  3. Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
  4. Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
  5. Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
  6. Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.

Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.

Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

Пример 1

Директор ООО «Х» С. принял на работу К., специалиста инспекции ФНС РФ. Уведомление было направлено с нарушением сроков. С. признал свою вину и пояснил, что причиной нарушения было его незнание о 10-дневном сроке. Мировой судья г. Нижнекамска назначил С. наказание в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.

Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. ТК РФ.

Пример 2

ООО заключило трудовой договор с А., бывшим ревизором территориального управления Росфиннадзора, приняв ее на должность главного бухгалтера. Соответствующее уведомление в 10-дневный срок направлено не было. Однако в ходе разбирательства суд выяснил, что А. не сообщила работодателю сведения о предыдущем месте работы и не предоставила трудовую книжку вследствие ее утраты. На основании этого производство по делу в отношении ООО было прекращено из-за отсутствия его вины (по материалам Пензенского областного суда).

Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

Трудовой договор с бывшим госслужащим

Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими рассмотрены в ст. 64.1 ТК РФ.

Трудовой договор с бывшим госслужащим заключается на общих основаниях, но работодатель обязан об этом письменно уведомить представителя (нанимателя) по последнему месту государственной службы гражданина.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Принимая на работу бывшего госслужащего, занимавшего должность из утвержденного Правительством РФ списка, работодатель обязан об этом письменно уведомить последнее место государственной службы гражданина.

2. Бывший госслужащий обязан сообщить новому работодателю, что он состоял на государственной службе.

3. Если должность бывшего государственного служащего на момент заключения с ним трудового договора отсутствует в перечне, утвержденном указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, то сообщение можно не отправлять.

4. Если компания не уведомила о приеме на работу бывшего госслужащего, ее могут оштрафовать на сумму до 50 000 рублей.

5. Кроме того, КоАП РФ предусматривает взыскание с работодателя штрафа вплоть до 500 000 рублей за незаконное привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного или муниципального служащего.

При этом есть ряд законодательных актов, детально описывающих необходимость и процедуру такого уведомления:

Прием на работу бывшего госслужащего. Уведомление о приеме на работу. Новая работа для бывшего госслужащего

прием на работу бывшего госслужащего

Очень часто работодатели не соблюдают распоряжения трудового законодательства и нормативных актов об особом порядке приема на работу бывшего госслужащего. Делают они это не специально, а потому что часто недостаточно владеют информацией о том, как нужно поступать в таких ситуациях. Придерживаться же этих правил на самом деле нетрудно, особенно учитывая, какую серьёзную ответственность придётся нести за нарушения или даже платить высокие штрафы. Тем более что административное наказание работодателей, не соблюдающих установленный порядок, практикуется уже несколько лет.

Что говорит ТК РФ?

Статья 64 Трудового кодекса гласит, что, принимая на работу бывшего государственного служащего, новый работодатель обязан сообщить о своём новом сотруднике в ту организацию, в которой тот работал ранее. Однако этого недостаточно, поскольку законом устанавливается, что и сам работник должен придерживаться некоторых правил, несмотря на то что прекратил деятельность в госструктурах, ещё два года после того, как сложил полномочия. Итак, что представляет собой уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего?

Такие порядки вводятся не на пустом месте. Они обоснованы тем, что, прекратив трудовые отношения, госслужащий всё равно может использовать какие-либо данные, к которым он имел доступ, выполняя свои обязанности. Поскольку такая информация является государственной принадлежностью и может быть даже тайной, то использование её в целях коммерческих категорически запрещено, это регламентирует ст. 79 ФЗ.

Некоторые ограничения

Кроме того, бывшие госслужащие могут пойти работать в те учреждения, с которыми контактировали во время службы в госструктуре, только после того, как будет получено согласие специальной комиссии, и если не будет иметь место противостояние интересов, возможность коррупционных действий, обоснованных тем, что две стороны имеют доступ к определённым сведениям. Но и этого недостаточно: даже при соблюдении указанных выше условий госслужащий может трудоустроиться в такую организацию только в том случае, если его заработная плата будет составлять меньше ста тысяч рублей в месяц. Если же размер предполагается более высокий, то снова нужно разрешение специальной комиссии, работа которой утверждается на законных основаниях.

Прием на работу бывшего госслужащего – дело непростое.

трудовой договор с бывшим госслужащим

Обязанности бывшего госслужащего

Для бывшего государственного и муниципального служащего установлены специфические условия заключения договора о трудоустройстве. Например, граждане, которые замещали установленные нормативными правовыми актами РФ должности, после увольнения с государственной службы на протяжении двух лет обязаны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Так как на законодательном уровне не установлена точная форма данного уведомления, он вправе сделать это устно. Хотя гораздо лучше всё же предъявить подобные сведения письменно, сохранив копию зарегистрированного документа, чтобы избежать элементарного человеческого фактора, когда работодатель просто может забыть о поданных устно данных, и перед сотрудником встанет проблема поиска доказательств правильности своих действий. Вообще информацию подобного рода специалист по кадрам на новом месте работы обычно может добыть без труда и сам, просто проанализировав пометки в трудовой книжке работника.

Несоблюдение бывшим госслужащим установленных законом требований приведёт к разрыву трудового договора, заключённого с ним.

Какие обязанности для работодателя предусматривает прием на работу бывшего госслужащего?

Обязанности работодателя

Обязанности работодателя по отношению к принимаемому на работу бывшему госслужащему также установлены законодательно, в частности ст. 79 ФЗ. Если он заключает трудовой договор с сотрудником такого типа в двухлетний период после увольнения с предыдущей службы, то должен в течение десяти дней сообщить об этом работодателю или представителю нанимателя госслужащего на последнем месте его работы в нормативно установленном порядке. На данном этапе точная форма извещения о приёме на работу бывшего госслужащего не установлена законодательно. Но о содержащихся в ней сведениях сообщается в Постановлении Правительства РФ №700.

Читать еще:  Банковские карты, о которых не узнают судебные приставы

может ли бывший госслужащий быть ип

Какие данные указываются в уведомлении?

Существует перечень данных, которые работодатель должен обязательно указать в своём уведомлении предыдущему нанимателю:

  • фамилия, имя, отчество (если есть) гражданина (если вдруг они менялись, то указывать нужно прежние);
  • дата и место его рождения;
  • должность госслужбы, которая замещалась гражданином перед увольнением (эти сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращённое (если есть) название организации;
  • номер и дата распоряжения/приказа работодателя, на основании которого гражданин принимается на работу;
  • дата трудового соглашения и срок его действия (отмечается дата начала трудовой деятельности, если же договор срочный, то помимо срока указываются также причины, которые лежат в основе такого быстрого заключения);
  • номинация занимаемой сотрудников должности в полном соответствии с трудовым договором и штатным расписанием, при наличии ещё и сведения о структурном подразделении учреждения;
  • должностные обязанности, которые будут соблюдаться на новом месте работы (с указанием основных её направлений).

Может ли бывший госслужащий быть ИП? Об этом далее.

Письмо нужно оформить на бланке данного учреждения, заверить подписью руководителя или другого лица, имеющего такие полномочия, и подписавшим трудовое соглашение в качестве работодателя. Обязательно должна быть поставлена печать организации (её службы кадров). После этого письмо направляется предыдущему работодателю бывшего госслужащего не позднее, чем через десять дней. Вопрос о том, как именно отправлять уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего на предыдущее рабочее место, всё ещё не урегулирован окончательно, поэтому работодатель может отправить его заказным письмом по почте или предоставить с курьером.

бывший госслужащий предприниматель

Получение сведений о госслужбе

В соответствии с нормами антикоррупционного законодательства, работодатель при неимении сведений о предыдущем месте работы может попросить своего нового сотрудника предъявить его трудовую книжку, чтобы узнать такую информацию. Работник не вправе отказывать в данной просьбе и должен сообщить о том месте, где проходила его госслужба. Если же в трудовой книжке таких сведений нет, то работодатель уже не будет нести ответственность за нарушение норм трудового законодательства.

Однако в случае предъявления трудовой книжки может появиться ещё одно затруднительное обстоятельство. Суть в том, что сообщать о приёме на работу бывшего госслужащего нужно только тогда, когда его предыдущая должность входит в Перечень, утверждённый Президентом, или если его зарплата превышала отметку в сто тысяч рублей. Поскольку такие сведения не фиксируются в трудовой книжке, лучше без лишних выяснений сразу отправить уведомление предыдущему работодателю. Может ли стать бывший госслужащий предпринимателем? Разберемся.

Работа по совместительству

Стоит отметить, что как государственный, так и муниципальный служащий не могут работать по совместительству и заниматься в таком статусе любыми оплачиваемыми занятиями без письменного разрешения администрации основного места трудоустройства, поэтому о дополнительных обязанностях в другом учреждении госслужащий должен сообщать сам при любых обстоятельствах.

устройство на работу бывшего госслужащего

Нарушать установленные правила и скрыть побочный заработок сотруднику, скорее всего, не удастся даже при большом желании, поскольку законом установлено, что любой госслужащий должен обязательно уведомлять обо всех своих доходах, и сведения подобного рода не просто записываются, но и проходят очень серьёзную проверку. Поэтому каждый работник заинтересован в сохранении своего рабочего места и дохода. Права бывшего госслужащего при этом не ущемляются.

А вот работодатель, принимающий госслужащего по совместительству, уведомлять о нём соответствующие структуры не обязан, поскольку подобные требования предъявляются к нему лишь тогда, когда этот сотрудник уже уволен со своей службы.

Если с работником заключён гражданско-правовой договор, работодатель также обязан сообщить в государственную структуру сведения об их бывшем работнике. Таким образом, несмотря на форму сотрудничества и документы, уведомление должно быть отправлено обязательно.

В праве ли бывший госслужащий стать индивидуальным предпринимателем?

Закон запрещает заниматься частным бизнесом тем людям, которые являются чиновниками, депутатами Государственной думы и Федерального собрания, руководителями муниципальных учреждений. Но если государственная служба оставлена, то заниматься предпринимательством не возбраняется. После увольнения можно открывать ИП без всяких ограничений.

Ответственность работника и работодателя

Чем может обернуться устройство на работу бывшего госслужащего?

Так как на федеральном уровне закреплена обязанность сообщать о трудоустройстве бывшего государственного служащего, то нарушение её может привести к административной и даже уголовной ответственности.

Так, граждане РФ, отказывающиеся уведомлять о своём новом трудоустройстве предыдущего работодателя, могут привлечься в уголовной ответственности, если в их действиях специальная комиссия увидит коррупционную подоплёку. Кроме того, если уведомление отсутствует, то заключённый с сотрудником трудовой договор должен быть прекращён. В качестве наказания предусматривается также штраф, варьирующийся от двух до четырёх тысяч рублей при трудоустройстве бывшего госслужащего.

А вот по отношению к работодателю в случае нарушения установленных норм принимаются гораздо более серьёзные меры. Размер штрафа напрямую обусловливается формой собственности организации, поэтому, невзирая на то, крупное ли это предприятие или индивидуальный предприниматель, нормы закона для всех одни и те же, и исполнять их нужно в любом случае. Административная ответственность предусматривает штрафные санкции, размер которых колеблется от пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч.

ответственность бывшего госслужащего

Согласно нормативам антикоррупционного законодательства, за трудовой деятельностью любого госслужащего всегда очень тщательно следят органы прокуратуры: и в период работы, и после увольнения на протяжении двух лет. Они имеют право проверки любых учреждений на базе отчётов, подающихся ими о заплаченных налогах и вновь принятых должностных лицах. Скрыть приём госслужащего в организацию точно не получится, поэтому рекомендуется уведомлять нужные структуры в определённые сроки. Ответственность бывшего госслужащего очень серьезная.

Судебная практика

Формирование широкой судебной практики по делам о приёме на работу бывших госслужащих, в сущности, началось только с конца 2010 года. Если раньше многие процессы просто разваливались из-за несовершенного законодательства в данной области и отсутствия единообразия предоставления сведений предыдущему работодателю, то сейчас, когда прошло более пяти лет, можно отметить некоторые тенденции в этой сфере.

С простыми случаями, когда госслужащие, уличённые в нарушении закона, не отрицают своей вины, всё ясно. А вот с работодателями дела обстоят несколько сложнее, что обусловлено высокими размерами штрафов. Многие нарушители стремятся всеми путями избежать ответственности, подтасовывают даты, искажают факты, и в итоге добавляются всё новые и новые отступления от закона, а значит, и новые наказания. Поскольку схема правосудия уже отработана, а в соответствующих органах имеется доступ практически к любым данным, то шутить с этим не стоит. Так что перед тем, как заключить трудовой договор с бывшим госслужащим, нужно все хорошо обдумать.

Проверяет соблюдения всех законодательных требований в сфере борьбы с коррупцией прокуратура. Когда она получает данные об увольнении какого-либо госслужащего с государственной службы, то наблюдает за его последующей карьерой ещё два года. После того как поступает информация об устройстве данного гражданина на новое место, нынешний работодатель становится объектом пристального внимания. Если в течение десяти дней он не направил требующееся уведомление, то прокуратура запускает проверку: посылает запросы и повестки, открывает дела, которые могут оказаться как простыми, так и сложными, если говорить условно. Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего представлен ниже.

уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего

Выше уже говорилось о том, что часто работодатель (преимущественно лицо юридическое) не отрицает явное нарушение законных требований. С этим связан тот факт, что на данном этапе возбуждают дела чаще всего по отношению к должностным лицам (не юридическим). Но, если обстоятельства очевидны, а работодатель продолжает упорно сопротивляться, то прокуратура может привлечь к ответственности и юридическое лицо, к которому применяются более строгие санкции. В таком случае суд уже не столь лоялен к действиям правоохранительных органов и часто наказывает только должностное лицо, не заставляя нести ответственность лицо юридическое. В итоге дело об оформлении бывших госслужащих становится ещё более сложным, поскольку наказанный гражданин виновным себя также не признаёт.

Способы уйти от ответственности

Получая повестку из прокуратуры, работодатель, осознавая неизбежность ответственности, начинает искать возможности уйти от неё. Среди таких попыток можно выделить следующие:

  • перевод трудового договора в форму гражданско-правового (такой способ абсолютно бесполезный, поскольку требования к данным формам предъявляются одни и те же);
  • изменение дат приёма на работу, аннулирование приказа и трудового договора и т. п.; мера также неэффективна, поскольку ответ на запрос в фонды, куда работодатель отчисляет взносы за сотрудника, покажет их наличие, а значит, и докажет факт трудовых отношений;
  • утверждать, что письмо было отправлено по почте (и снова запрос в управление почтовой связи выявит правду);
  • отказ предоставления трудового договора со ссылкой на его отсутствие (за это работодателя можно привлечь к дополнительной административной ответственности).

Учитывая всю серьёзность предъявляемых к государственным служащим требований, причём не только во время работы, но и после их увольнения, не стоит нарушать закон о борьбе с коррупцией. Практика показывает, что действия подобного рода наказываются без исключений.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector