Art-clr.ru

Арт Журнал
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Кандидат экономических наук, доцент Новосибирского государственного педагогического университета.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация

В статье указывается на необходимость усиления социальной ответственности бизнеса и предпринимательства и его партнерство с государством и обществом, что диктуется огромной социальной дифференциацией между различными слоями населения России и неспособностью государства самостоятельно справиться с социальными проблемами. Этот процесс обуславливается также необходимостью инновационного развития и встраиванием российского бизнеса в мировую экономику, что требует от него выпуска более конкурентоспособной продукции.

Ключевые слова: предпринимательство, социальная ответственность, нравственность бизнеса, благоприятная предпринимательская среда.

Balashov A. M.

The candidate of economic sciences, the reader GOU VRO, Novosibirsk State Pedagogical University

PROBLEMS OF COOPERATION OF BUSINESS AND THE STATE

Abstract

The necessity of strengthening the social responsibility of business and business undertakings and their partnership with the state and the society what is dictated by huge social differentiation between various levels of population in Russia and inability of the state to cope with social problems independently are underlined in the article. This process is also caused by the necessity of innovative development and embedding of the Russian business into the world economy and it demands to release more competitive production from it.

Keywords: business, social responsibility, moral of the business, the favorable enterprise environment.

Переход к инновационной экономике требует не только модернизации народного хозяйства, но и справедливого распределения ресурсов между всеми членами общества. Гарантированный уровень жизни должен быть обеспечен каждому человеку. Тогда как рыночная модель, по которой сегодня идет Россия, не согласуется с продекларированными в Конституции принципами социально ориентированного государства. Поэтому проблемы социальной ответственности бизнеса и его взаимодействие с государством и гражданским обществом приобретают особо актуальное значение.

На Западе вопросам социальной ответственности начали уделять внимание ещё в 1930-е гг. Так, отдельные аспекты социальной ответственности бизнеса были освещены в трудах Ф. Берли и Г. Минза [1]. Их идеи продолжил М. Додд, который полагал, что корпорации должны заботиться не только о своем богатстве, но и об увеличении вклада в благосостояние местного сообщества [2].

Однако, широкие дискуссии о сущности социальной ответственности бизнеса в западной научной среде начались только в 1950-х гг., особенно они активизировались в связи с выходом книги Г. Боуэна «Социальная ответственность бизнесмена» [3]. Впоследствии вышли в свет многие работы по данной тематике. Так, американский ученый русского происхождения И. Ансофф отмечает, что «ничем не ограничиваемое поведение фирмы порождает серьезную социальную несправедливость»[4]. Он подробно останавливается на ответственности фирмы за окружающее сообщество.

В России впервые заговорили о социальной ответственности бизнеса в 2003 г., когда правительство поняло, что средств на социальные мероприятия недостаточно. Сегодня в социальной сфере наблюдается деградация. Требуется новая стратегия формирования социальной политики. Причина включения проблемы социальной ответственности предпринимательства в число приоритетных состоит, с одной стороны, в нехватке ресурсов бюджета, а, с другой стороны, в том, что устойчивое развитие самого предпринимательства неразрывно связано с социальным благополучием и стабильным развитием общества.

Задача государства в этих условиях заключается в том, чтобы устанавливать ключевые параметры ответственной деятельности предпринимательства, заинтересовывать фирмы быть социально ответственными благодаря учреждению стимулов и вознаграждений. Оно также должно стимулировать развитие инициативы населения по обеспечению своего благосостояния. Социальное государство постепенно отказывается от патерналистской роли, ориентируя работоспособных граждан на устранение иждивенчества, но, заботясь о тех, кто не может трудиться. Современный период развития российской социальной политики можно охарактеризовать, как этап продолжения диалога бизнеса, государства и строящегося гражданского общества и начало институционализации его субъектов.

В настоящее время социальная ответственность предпринимательства является неформальным институтом, который складывается как под влиянием государства, так и под воздействием мировых рынков. Однако, на сегодняшний день власть в России пока не создает благоприятную предпринимательскую среду и не воспитывает бизнес в духе национальных традиций благотворительности и ответственности за своих тружеников. Чиновники больше «вытрясают» из бизнесменов средства, причем подчас на свои нужды. Поэтому многие российские предприниматели стремятся вкладывать средства в западные экономики и там участвуют в социальной ответственности. Социальная ответственность должна быть выгодна предпринимательству. Это необходимо прописать и отработать в законодательстве. Тогда социальная ответственность поможет создать на предприятиях демократическую обстановку, даст возможность самореализоваться личности, позволит соблюдать права и интересы всех сторон, что станут основой полноценного гражданского общества.

Сегодня крупный бизнес в России под давлением власти и мирового опыта стал принимать Кодексы деловой этики, целью которых является повышение эффективности работы компании. Однако, многие положения существуют только на бумаге. Фирмы подчас только делают вид социальной ответственности, а сами выпускают некачественную, а подчас и вредную для населения продукцию, загрязняют окружающую среду.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что от того насколько успешно сумеет предпринимательство объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть возможность создания благоприятной предпринимательской среды в стране, а также повышение благосостояния населения. Если в конце 1990–х гг. коэффициент дифференциации доходов составлял 13-14 раз, то в 2006 г. уже 25,3 раза [5]. И эта пропасть постоянно увеличивается. В то время, как в развитых экономиках коэффициент дифференциации доходов не превышает 6-8 раз. Существенный разрыв в уровне жизни отдельных слоев населения привел к некачественному социальному капиталу и утрате политического единства страны. Поэтому несправедливость эпохи первоначального накопления капитала должна быть отчасти компенсирована благодаря социальной ответственности бизнеса, которая призвана стать инструментом достижения баланса интересов общества, предпринимательства и государства, сформировать климат общественного доверия и социально-политической стабильности.

Таким образом, сегодня не только на Западе, но и в России поняли, что без контроля над деятельностью компаний, они начинают «кусать руку дающую», выражаясь словами И. Ансоффа, поэтому необходим контроль над ними. Возникнув на заре постиндустриального общества, концепции КСО постоянно наполняются новым содержанием, и социальная ответственность фирм охватывает все больше сфер деятельности, в них решающее значение начинает придаваться этике в деятельности компаний. В России данный процесс только начал набирать темпы. Государство пока не создало для предпринимательства благоприятную среду, отсутствуют законы, стимулирующие социальную ответственность бизнеса.

Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации

1.2 Формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Глава 2. Политические формы и модели взаимодействия бизнеса и власти в современной России и бизнеса в современной России

2.1 Бизнес и власть как взаимодействующие субъекты социальной ответственности.

2.2 Основные модели взаимоотношения государства и бизнеса и проблемы их развития.

2.3 Взаимодействие государства и бизнеса в условиях мирового кризиса.

Глава 3. Эффективное взаимодействие государства и бизнеса в процессе модернизации.

Актуальность темы исследования.

Историческое развитие сформировало относительно устойчивые и довольно разнообразные типы отношений между государством и бизнесом. В настоящее время проблемы взаимоотношений государства и бизнеса выдвинулись на одно из ведущих мест в политических процессах, бизнес по праву превратился в самостоятельный субъект не только экономической и социальной, но и политической жизни страны, что обусловило важную политическую проблему согласования интересов государства и бизнеса в современной России.

В свою очередь, успешное представительство интересов бизнеса во власти требует детального исследования процессов принятия решений на всех стадиях политического процесса в стране, происходящего в многоуровневой системе государственной власти при сильной конкуренции между различными представителями интересов. В настоящее время во взаимоотношениях бизнеса и власти отмечается усиление роли политических факторов, а государство во взаимоотношениях с бизнесом постепенно становится доминирующим. В тоже время механизмы государственного корпоративизма описывают отношения, когда власть не только сама выбирает те организации и группы, которые должны представлять интересы бизнеса во взаимодействии с ней, но и контролирует в определенной степени «артикуляцию их требований». [13; с.94]

Взаимоотношения бизнеса и власти в России за последний год резко изменились. Причиной этому довольно обширное поле причин, начиная от приближающихся президентских и парламентских выборов, заканчивая постепенным изменением правил игры на политическом поле со стороны государства. Эту тенденцию уже давно отмечают как учёные, так и аналитики. Однако единого понимания до сих пор нет. Частично предлагается рассматривать взаимоотношения бизнеса и власти в контексте динамики взаимоотношений правящих элит. Другой стороной этого подобных исследований выступает анализ взаимодействий конкретных сил и лидеров на уровне органов государственной власти. Часть исследований обращается к обзору особенностей понятия «российской олигархии». Все эти исследования лишь частично затрагивают проблему взаимоотношения бизнеса и власти, не показывая полной картины.

В этой связи проблема построения адекватной теоретической модели взаимоотношения бизнес-структур и органов государственной власти с учётом специфики российского политического дискурса могла бы заполнить пробелы в исследованиях российской олигархии. Попытаемся прочертить примерные теоретические контуры этого процесса. Таким образом, целью данной работы можно назвать выделение конъюнктурных особенностей формирования взаимоотношений бизнеса и власти в современной России. Соответственно задачей данного исследования можно назвать построение системной модели взаимоотношений бизнеса и власти.

Читать еще:  Если на работе не платят зарплату – инструкция к действию

Особенностью государственного корпоративизма в современной России можно считать значительное усиление политической роли государства во взаимоотношениях с бизнесом, поэтому в настоящее время предпринимательство наряду с государством рассматривается в качестве движущих сил развития национальной экономики, обеспечивающее экономические условия развития, повышающее благосостояние граждан и создающее новые рабочие места, что, в период мирового финансового кризиса, безусловно, является основополагающим условием для его преодоления. Опасения относительно того, что даже в промышленно-развитых странах существующие бизнес-структуры и органы государственного управления не смогут противостоять изменениям в глобальной экономике, заставляют нашу страну по-новому взглянуть на роль бизнеса и власти, а также на политические аспекты их взаимоотношений в условиях новой социально-экономической реальности. Поэтому сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения. Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения. [13; с.96]

В тоже время следует отметить, что политика «агрессивной поддержки бизнеса государством» проводимая в настоящее время в России, заключающаяся, во-первых, в упрощении процедур предоставления государством кредитов бизнес-структурам, а во-вторых, в продвижении их на внешних рынках, пока не решает главной задачи – стабильности экономического развития страны и, как следствие, социальной защищенности граждан России перед новыми вызовами и угрозами.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной специальной литературе вопросы, связанные с теоретическими и практическими аспектами взаимоотношений власти и бизнеса, нашли отражение в работах С.П. Перегудова, Р.Ф. Туровского, В.Л. Тамбовцева, М.И. Либоракиной, А.Ю. Зудина, А.Н. Шохина, И.Н. Гавриловой. В зарубежной научной литературе вопросам взаимоотношений власти и бизнеса также уделено достаточно много внимания.

Обширен объем документов официального характера, государственных программных документов: Указов Президента Российской Федерации, федеральных законов, постановлений Правительства РФ и иных нормативно-правовых актов, посвященных исследуемым проблемам.

Объект исследования: аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

Предмет исследования: основные политические формы, механизмы и модели взаимоотношений государства и бизнеса.

Цель исследования: определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса.

1. Определить основные политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в современной России.

2. Проанализировать основные политические формы и модели взаимодействия государства и бизнеса в современной России.

3. Изучить формирование системы представительства интересов бизнеса во взаимоотношениях с государством в России.

Теоретические и методологические основания исследования. Важные теоретико-методологические ориентиры данного исследования находятся в направлениях, основными из которых являются теория и методологические принципы политического анализа, включая методы взаимодействия государственной политики и управления.

Методы исследования. В ходе исследования были использованы нормативный, институциональный и сравнительно-политологический методы. При разработке понятийно-категориальных аспектов были использованы принципы политического анализа, приемы и методы системно-функционального анализа, значимого в политологическом отношении.

Источниковой базой исследования являются законодательные акты, постановления Правительства Российской Федерации и другие программные документы, а также информация, содержащаяся в официальных документах, научной, справочной и периодической литературе по исследуемой теме, в материалах центральных, региональных и местных органов власти.

Научная новизна исследования. В данной работе изучены и оценены политические аспекты взаимоотношений государства и бизнеса в условиях современного политического развития.

Дипломная работа не только дополняет и развивает существующие научные представления о предмете исследования, но и предлагает ряд новых выводов. В работе впервые выделены наиболее эффективные направления решения проблем взаимодействия бизнеса и власти в современной России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы в целях обеспечения проблем становления и развития отношений государства и бизнеса, в качестве методической основы выбора задач, а также в целях приращения политологических знаний.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основные аспекты развития политических взаимоотношений государства и бизнеса.

1.1 Развитие политических отношений государства и бизнеса в России.

Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве.

Государство является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба. Очень важна способность государства служить локомотивом для инвестиций. Суть этой идеи заключается в том, что государство изыскивает достаточно большую сумму и вкладывает ее в экономику. На эти деньги строятся некие объекты, предприятия, нанимаются работники, которым платят зарплату. У работников появляются деньги, следовательно, увеличивается спрос на товары народного потребления. В результате соответствующая сфера производства получает дополнительный импульс к развитию. Но в этих сферах производства тоже есть работники, которые получают зарплату и также увеличивают спрос. [18; с.55]

Таким образом, выстраивается длинная бизнес-цепочка, которая «разгоняет» экономику. Причем первичный импульс задается именно государством, являющимся в этом случае локомотивом инвестиций. Государство также выступает гарантом инвестиций, вкладывая средства в экономику страны, чтобы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и отечественный, и зарубежный бизнес. Также государство берет на себя создание базы для крупных проектов. Социальные контакты интегрирует бизнес в общество. Конечным результатом этой интеграции является постепенное формирование гражданского общества. И только тогда можно будет реально говорить о процессах социального и экономического выздоровления российской нации. С другой стороны, и российский бизнес не готов консолидироваться и занять толерантную, но независимую позицию в отношении к власти. Одновременно он не готов и к конструктивным, долговременным отношениям с организованной общественностью, ограничивая их спонсорской поддержкой и благотворительностью, трактуемыми преимущественно как получение рекламных и PR-услуг.

Современные демократические отношения не могут декретироваться и насаждаться сверху. Они появляются и формируются по мере того, как народы, осознав общую взаимозависимость, учатся сами справляться с проблемами коллективной организации жизни.

В настоящий момент российский бизнес – самая активная, мобильная часть общества, наиболее четко и внятно представляющая не только собственные интересы, но и приоритеты развития страны, свою роль и возможности в этом развитии. Но его связи с институциями гражданского общества все еще очень слабы. [18; с.55-56]

Привет студент

В условиях любой экономической системы есть силы, которые являются ведущими в реализации основной экономической стратегии данной системы. В плановом хозяйстве — это государственные предприятия, в условиях рынка — это бизнес и предпринимательство различных форм собственности, дифференцируемые также по объемам производства на малый, средний и крупный виды бизнеса. Ведущую роль здесь играют малые формы бизнеса по причине их многочисленности и высокоэффективности.

Бизнес и предпринимательство — важнейшие элементы рыночной экономики, без которых не может гармонично развиваться государство, ступившее на путь рыночных преобразований в экономике. Бизнес и предпринимательство во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта страны, их участие в народнохозяйственной деятельности велико.

Актуальность тематики предпринимательства на сегодняшний день очень велика. В условиях перехода от плановой к рыночной экономике проблема становления и развития бизнеса и предпринимательства приобретает особое значение по причине того, что эти формы деятельности в России еще не приобрели должного уровня развития и степени влияния на экономику страны. Актуальность этой проблемы усиливается также и тем, что тихое и противоречивое продвижение России путем рыночных реформ в значительной мере обусловлено именно недооценкой государством и обществом роли и значения предпринимательства как структурного элемента рыночной экономики.

Степень изученности и освещенности тематики бизнеса и предпринимательства в мировой экономической литературе очень велика, что объясняется их ролью в рыночной системе хозяйствования. Теоретико-методологические и прикладные проблемы предпринимательской деятельности рассматриваются в научных работах зарубежных исследователей Ф. Кенэ, А Смита, У. Рошера, Б. Гильдебранда, Ж. Б. Сэя, Дж. С. Милля, А. Маршалла, Л. Вальраса, К. Менгера, Ф. Визера, Й. Шумпетера, А. Коула, П. Друкера. Результатом этого явилось большое количество печатных трудов научного и публицистического толка касательно данной проблемы. Особенности деятельности предпринимателей в современном российском обществе, их место и роль в социальной структуре, взаимоотношения с властью раскрыты в работах В. А. Бунько, А. А. Возьмителя, В. И. Верховина, М. М. Гузева, В. Н. Глухова, О. В. Иншакова, Г. П. Лапина, Н. И. Ломакина, А. Ю. Чепуренко. Однако проблемы предпринимательства продолжают существовать и требуют своего дальнейшего анализа и проработки.

Читать еще:  Жалоба в прокуратуру на работодателя

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях перехода от плановой к рыночной экономике.

Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:

— Специфика трансформационных социально экономических систем

— Предпринимательство как фактор и форма занятости

— Основные направления совершенствования механизма взаимодействия государства и предпринимательства

Объектом изучения в рамках данной проблемы является бизнес и предпринимательство в целом, а предметов — их отдельные свойства и качества.

В качестве используемой методологии изучения данного явления примем системный анализ и синтез.

Данная курсовая работа содержит введение, три раздела основной части, заключение с выводами о проделанной работе, список используемых литературных источников, а также приложение.

1. Специфика трансформационных социально экономических систем

1.1 Основные характеристики переходной экономики в России

В состоянии перехода от плановой к рыночной экономике находится экономика всех бывших социалистических стран. Началом переходных процессов в них стал «уход» от плановой, командной экономики. Преобразования осуществляются как на макро-, так и на микроуровне. К макроэкономическим преобразованием относятся [8] : либерализация цен, приватизация, макроэкономическая стабилизация, институциональная реформа.

Но они не могут быть осуществлены без реформы на микроуровне, которая включает [8] : изменение субъектов экономики, характера связей между ними; создание новых рыночных субъектов; формирование предприятий на базе частной собственности; развитие средних и мелких предприятий, фермерских хозяйств.

Таким образом, это изменения не в функционировании экономики, а в ее развитии.

Этим и обусловлены основные черты переходной экономики [19] , характеризующие ее содержание.

1) Сосуществование в экономике элементов старых и новых экономических отношений.

К примеру, материально-техническое снабжение предприятий. С одной стороны, здесь все больше развивается процесс рыночного самообеспечения предприятий всеми видами ресурсов. С другой стороны, в определенных объемах еще сохраняются элементы централизованного выделения топливно-энергетических (нефтяных) ресурсов, транспортных средств и запчастей.

2) Особый характер противоречий — борьба элементов отмирающей и нарождающейся экономики

3) Неустойчивость переходной экономики

Исходное состояние переходного процесса есть состояние макронеравновесия. В производственной структуре командной экономики преобладало производство средств производства над производством предметов потребления. Были характерны также: техническая и технологическая отсталость большинства отраслей народного хозяйства; высокая изношенность производственных фондов; отсутствовал реальный рыночный механизм, регулирующий все эти моменты.

Далее, для развитой рыночной экономики макроэкономическое неравновесие — временное явление. Силой свойственных ей внутренних закономерностей функционирования система постоянно возвращается в устойчивое (равновесное) состояние. Своеобразными регуляторами подобного рода в рыночной системе являются, например, циклические кризисы. Другое дело — переходная экономика. Она характеризует процесс перехода от одной системы к другой. Поэтому весь процесс перехода сам по себе представляет именно неустойчивое состояние, переход к будущему устойчивому состоянию. Поэтому макронеравновесие в переходной экономике не временное, а постоянное явление, закономерность переходной экономики.

Макроэкономическая нестабильность обусловливает особый характер противоречий переходной экономики. Эти противоречия: устойчивости и неустойчивости, увеличения производства и его сокращения, равновесия и неравновесия при общей определяющей роли макроэкономического неравновесия. Основными формами этого неравновесия являются структурное и финансово-кредитное неравновесие.

4) Альтернативный характер развития переходной экономики. Это означает, что итоги развития переходной экономики могут быть многовариантными. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старой и новой систем, а также обусловлено многообразием факторов, воздействующих на процесс развития в этот период. Возможен и возврат к старой системе. Автоматического перехода в новое состояние не бывает.

5) Появление и функционирование особых переходных экономических форм — форм собственности, видов предприятий, способов регулирования экономики.

6) Историчность, то есть переходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы.

7) Преобразование человека — экономического субъекта. Из человека — исполнителя, действовавшего по приказу свыше, он должен быть преобразован в активного субъекта рыночной экономики, ответственного за свое обеспечение.

Закономерности переходной экономики [19] :

1) Изменение роли государства. Это главная закономерность переходной экономики.

В командной экономике государство было единственным собственником и распорядителем всех материальных богатств общества. В переходный период значительная часть имущества переходит в частную собственность, и государство теряет монопольную власть на распоряжение богатством общества. Экономическая деятельность в переходный период осуществляется не только государством, но и другими хозяйствующими субъектами — фирмами, физическими лицами. Государство становится одним из субъектов рыночной экономики. Происходят изменения в функциях государства.

2) Вторая закономерность — стабилизация экономики.

Стабилизация экономики — это предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства.

В обстановке стремительной инфляции переходного периода без твердой денежной единицы экономика обречена на глубокий кризис. В этих условиях не работают рыночные институты, например, инвесторы не вкладывают средства в производство, так как не надеются вернуть их назад. В систему мер финансовой стабилизации входят такие меры как ограничение денежной эмиссии и минимизация дефицита государственного бюджета. Это меры борьбы с инфляцией как одной из форм макроэкономического неравновесия.

Приватизация — это продажа государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Частная собственность лежит в основе рыночной экономики, поэтому-то и необходима приватизация. Недаром ее называют ключом к рынку. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнаи, если бы приватизация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Вместе с тем и для постсоциалистических стран минимальный срок для приватизации — около 10 лет.

Было бы ошибкой переоценивать роль приватизации в переходной экономике. Приватизация — это не весь процесс преобразования собственности, а лишь одна из форм этого процесса. Сама по себе она не повышает автоматически эффективность общественного производства. Наряду с приватизацией необходимы другие рыночные реформы и прежде всего — институциональная реформа.

Поэтому в переходной экономике основное внимание нужно обращать не на приватизацию старых предприятий, а на создание новых частных предприятий. Экономисты полагают, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики, требует меньших затрат и может быть реализовано быстрее.

4) Трансформационный спад.

Термин «трансформационный спад» был введен в переходную экономику Я. Корнаи. Он отмечал, что при переходе от плановой экономики к рыночной экономика переживает глубокий кризис, вызванный переходным, трансформационным состоянием экономической системы. Оно выражается в том, что прежние, плановые механизмы организации хозяйственной деятельности уже разрушены, а новые, рыночные механизмы еще слабы или отсутствуют вообще.

Основу трансформационного спада составляет экономический кризис, проявляющийся в падении объемов производства. Но по своему содержанию понятие «трансформационный спад» шире понятия «экономический кризис». Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и тем более не структурный кризис, которые бывают в рыночной экономике, а именно трансформационный кризис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при переходе от плановой экономики к рыночной. Он затрагивает не только экономику, но и все стороны социальной системы.

Трансформационный спад был во всех постсоциалистических странах, но особенно сильно он развернулся в России.

Это во многом связано с тем, что плановая экономика просуществовала здесь значительно дольше, обусловив тем самым и большее наследие, и большие издержки преобразований. Существенны также масштабы российской экономики и вытекающая отсюда сложность, разветвленность хозяйственных связей. В этом смысле большее влияние на Россию, чем на другие страны СНГ, оказал распад СССР и прекращение деятельности СЭВ (Совета экономической взаимопомощи).

5) Интеграция в мировое хозяйство.

Одна из важнейших задач России в переходный период в экономической сфере — определить свое, соответствующее ее масштабам и потенциалу, место в мировом хозяйстве. Будучи составной частью советской экономики, российская экономика была ориентирована на участие в международном разделении труда преимущественно среди стран-членов СЭВ. Особенностью этой интеграционной группировки было централизованное регулирование внешнеэкономических связей с помощью плана. Это позволяло ограждать национальные экономики от «бурь мирового рынка», но одновременно ограждало от необходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерное следствие таких «тепличных» условий — отставание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную торговлю и международные валютно-финансовые отношения.

Искусственная изоляция советской экономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставания нашей промышленности по техническому и технологическому уровню. Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществами международного разделения труда. Закрытость экономики сопровождалась автаркией, то есть формированием самодостаточной экономической системы, в которой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многие виды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия не сталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышению качества и расширению ассортимента своей продукции.

Читать еще:  Возможность развода во время беременности супруги

В условиях открытой экономики цены мирового рынка определяют цены на отечественную продукцию и делают это намного эффективнее, чем любой государственный орган. В этом случае у производителей России остается один путь для процветания — повышение качества и конкурентоспособности продукции, расширение ее производства при сокращении издержек. При этом государство должно контролировать, чтобы внешняя конкуренция не превратилась из созидательного фактора в силу, разрушающую российскую экономику. Перед государством встает задача перераспределения финансовых ресурсов для создания условий, обеспечивающих выживание отечественной экономики в условиях ее все большей открытости.

Необходимы экономическая переоценка и экономическая защита всех государственных ресурсов — земли, природных богатств, фондов, запасов сырья, материалов, готовой продукции. Главное достояние России в переходный период — природные богатства. Они требуют рационального использования и высокой оценки в соответствии с критериями мирового рынка. И делать экономику страны открытой следует только при условии экономической оценки и экономической защиты ее ресурсов. В этом случае снижается риск негативных проявлений в экономике под воздействием ее открытости.

Изучив основные характеристики переходной экономики важно узнать функции государства в экономике переходного периода.

Взаимодействие государства и бизнеса на благо экономики РФ обсудили в рамках КЭФ

Успех и конкурентоспособность России во многом зависят от результатов и достижений российских компаний. Только совместными усилиями государства и бизнеса, при взаимном доверии возможно добиться ускорения экономической динамики, заявил гендиректор Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК) Владимир Рашевский, выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ).

Он отметил, что выручка 500 крупнейших российских компаний сопоставима с 77% российского ВВП, по росту которого страна всё еще отстает от среднемировых темпов. И это несмотря на безусловный прогресс в достижении качества и сложности российской экономики. Для изменения ситуации, по мнению Рашевского, необходима непосредственная государственная поддержка и стимулирование компаний, повышение конкурентоспособности которых напрямую отражается на экономике и наоборот.

«Колоссальным фактором повышения конкурентоспособности для российских компаний стало обеспечение государством в последние годы макроэкономической стабильности. Самое главное для нас — это низкая инфляция и умеренно слабый валютный курс рубля, который поддерживает как импортозамещение, так и экспорт», — сказал глава СУЭК.

Устойчивое развитие бизнеса, будь то крупное, среднее или малое предприятие, и условия, в которых это происходит, являются одними из факторов, влияющих на конкурентоспособность бизнеса. И здесь Рашевский обратил внимание на нацпроекты властей, которые в том числе направлены на усиление присутствия на международных рынках, раскрытие потенциала внутреннего рынка, формирование качественной социальной среды, развитие инфраструктуры, поощрение инноваций и не только.

Особо востребованным является инструментарий государственных мер поддержки инвестиционной активности компаний и развития инфраструктуры. При этом процедуры использования мер стимулирования инвестиций не должны быть сложными, считает глава СУЭК. Комментируя планы правительства РФ по стимулированию инвестиций и упрощению регулирования, о которых говорил на КЭФ вице-премьер Дмитрий Козак, Владимир Рашевский оценил их высокую важность и позитивный эффект для будущей экономической динамики. При этом он отметил важность максимально оперативного запуска таких мер и инструментов.

Вместе с тем для эффективной работы и качественных результатов необходимы квалифицированные кадры, нехватка которых сейчас наблюдается. Топ-менеджер обратил внимание на то, что сейчас эта одна из трех главных проблем бизнеса. Причем наиболее острый дефицит кадров складывается в очевидных точках роста, где реализуются крупные инвестпроекты. Однако и с этой проблемой государство и бизнес могут справиться совместными усилиями, добавил Рашевский.

15 января премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил о необходимости пересмотреть регуляторные требования к бизнесу, поскольку их количество в РФ необоснованно завышено, а многие нормативные акты, принимавшиеся еще в советское время, устарели и нуждаются в пересмотре. Глава кабмина поручил пересмотреть имеющиеся к бизнесу требования с точки зрения современных реалий к 1 февраля 2020 года и подготовить «дорожную карту» по изменению ситуации.

Модели взаимодействия государства и бизнеса

Стабильное развитие экономики страны напрямую зависит от привлечения частных партнеров к реализации социальных и экономических программ, в том числе осуществление проектов в области инфраструктуры. Чтобы реализовать процесс взаимодействия бизнеса и власти наиболее оптимально и продуктивно, используются несколько моделей взаимодействия.

В свою очередь, чтобы получить возможность проанализировать современную модель взаимодействия государства и бизнеса на примере Российской Федерации, необходимо разобраться в следующем: что в принципе понимается под словом «модель» и какие именно модели взаимодействия существуют? Известны многочисленные определения понятию «модель». В разных источниках это может интерпретироваться как системная проекция исследуемого объекта и проходящих внутри него процессов и явлений, а также взаимосвязи между элементами объекта [2]; как определенный набор признаков и характеристик, который диктует способ взаимодействия государства и бизнеса в определенных экономических, политических и социально-культурных условиях [1, c. 61]. По мнению Морозова О.А., модель — система взаимодействия власти и бизнеса, которая необходима для обеспечения и устойчивого развития социально-экономической сферы страны в целом [3, c.86].

Данные определения позволяют сделать обобщенный вывод о том, что модель — это проекция исследуемого объекта, представляющая собой набор характеристик, признаков, процессов и явлений внутри него, созданная для обеспечения и устойчивого развития экономической сферы страны с учетом существующих экономических, политических и социально-культурных условий.

Модель взаимодействия государства и бизнеса определяет:

  • достижение социально-экономических показателей;
  • скорость и качество реализации государственных программ;
  • уровень и качество жизни населения;
  • скорость внедрения инноваций в хозяйственную деятельность [3].

Выделяют пять базовых моделей этого взаимодействия [2].

Российская Федерация, в текущих условиях, стремится к применению и реализации партнерской модели взаимодействия органов власти и предпринимательства. Выбранное направление обусловлено стратегией социально-экономического страны в период до 2030 года. Помимо этого, процесс регулируется различными федеральными законами и нормативно-правовыми актами.

Если опираться на классификацию взаимодействия власти и бизнеса представленной Стасовой Т.М. [5], то можно сделать вывод, что в нашей стране проявляется совмещение моделей «патронаж» и «партнерство». Обусловлено это тем, что первая модель выражается в государственно-частном партнерстве, вторая же в свою очередь отражается в социальном партнерстве власти и бизнеса, в реализации государственных программ.

Актуальным также будет рассмотрение классификации, предложенной Курбатовой М.В., Левиным С.Н. [4]. Модели взаимодействия по их определению подразделяются на плюаралистическую с ведущей ролью бизнеса, неокорпоративисткую, либеральную и корпоративную. В свою очередь они характеризуется той или иной степенью автономности каждой из сторон, наличием диалога, инструментами координации деятельности и т.д.

На основе указанных классификаций моделей взаимодействия государства и бизнеса, можно рассмотреть современную модель Российской Федерации. На текущий момент есть устойчивая система взаимодействия и сотрудничества органов власти и бизнеса в различных социальных и экономических отраслях, дальнейшее развитие и совершенствование которой позволит улучшать уровень жизни населения и увеличивать темпы развития инфраструктуры регионов и страны в целом.

Рассматривая модели взаимодействия, можно сделать вывод, что в настоящее время в России есть необходимость в усилении правового регулирования взаимоотношений органов власти и представителей частных структур. Важным аспектом можно выделить обоюдное желание сторон совместно разрабатывать соответствующие законопроекты и стратегии развития той или иной отрасли.

Существует потребность в формировании единого информационного пространства в виде профессиональных союзов, ассоциаций и т.д. Это значительно увеличит возможности бизнес-сообществ влиять на процесс формирования стратегий развития и внедрений необходимых изменений.

Исходя из Концепции развития РФ до 2020 года взаимодействие органов власти и бизнеса выстраивается с точки зрения инновационного развития, в основе которого заложены принципы государственно-частного партнерства, в частности снижение потенциальных рисков в развитии различных областей инфраструктуры и продвижение бизнес-инициатив в развитии социальной сферы.

Немаловажным фактором является поддержание партнерской основы взаимодействия государства и бизнес-структур, целью которых является достижение своих корпоративных интересов, путем формулировки и предложения альтернативных вариантов реализации и стимулирования экономического роста.

Список литературы

  1. Большаков С.Н., Большакова Ю. Институционализация отношений между государством и бизнесом: тенденции и приоритеты // «Человек и труд» (Москва). 2018. № 5. С. 51-63/
  2. Бутова Т.В., Дунаева А.И., Удачин Н.О. Модели взаимодействия власти и бизнеса в российской Федерации // Вестник ГУУ. 2014. №6.
  3. Морозов О.А. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / сост. О.А.Морозов; СПбГТУРП. — СПб., 2015.- 86 с.
  4. Мусалов М.А. Актуальные проблемы правового регулирования малого предпринимательства // Отечественная юриспруденция. 2016. №9 (11).
  5. Стасова Т.М. Взаимоотношения бизнеса и государства: теоретические аспекты: монография / Т.М. Стасова. — М.: КУРС, 2012. — 192 с.
  • 23 ноября 2020
  • 29 октября 2020

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector