Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лекция 5. Субъекты международного права

Лекция 5. Субъекты международного права

5.8. Международно-правовое правопреемство государств

Под правопреемством государств в международном праве понимается переход прав и обязанностей от государства-предшественника к государству-преемнику.

Выделяются следующие виды правопреемства: правопреемство территории, правопреемство государственных границ, правопреемство международных договоров, правопреемство государственных долгов, правопреемство государственной собственности, в том числе государственной собственности за границей, правопреемство государственных архивов.

— в случае социальной революции;

— в случае отделения части территории государства;

— в случае распада государства и образования новых независимых государств.

Международно-правовое регулирование правопреемства осуществляется Венской конвенцией 1978 г. о правопреемстве государств в отношении международных договоров (вступила в силу в 1992 г.) и Венской конвенцией 1983 г. о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (в силу не вступила).

Правопреемство государств в отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединяющихся стран, продолжают действовать в отношении государства-преемника, если эти государства не договорились об ином. После отделения части территории от государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор утрачивает силу к указанной территории.

При разделении государств и образовании нового государства недвижимая собственность государства-предшественника переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника, переходит к государству-преемнику в справедливых долях. Движимая собственность, обслуживающая хозяйство вновь возникшего государства, переходит к соответствующему государству-преемнику в справедливых долях. При передаче территории от одного государства другому государственная собственность передается государству-преемнику по соглашению сторон. При отделении территории и образовании нового государства недвижимая собственность, размещенная на территории государства-предшественника, переходит к новому государству; движимая собственность, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении этой территории, также переходит к государству-преемнику.

Под государственным архивом Конвенция 1983 г. о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных активов и государственных долгов понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для нормального управления государством или территорией. Архивы переходят от государства-предшественника по договоренности на основе компенсации, в иных случаях без таковой. При объединении государства к государству-преемнику переходят архивы государства-предшественника.

В случае объединения государств к вновь возникшему государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении государств на несколько частей и если государства-преемники не договорились об ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так, в Договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. предусматривалось распределение долга СССР на основании единого агрегированного показателя: РСФСР — 61,34%; Украина — 16,37%; Республика Беларусь — 4,13%; Республика Узбекистан — 3,27% и т.д.

Тема 5. ПРИЗНАНИЕ И ПРАВОПРЕЕМСТВО В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

1. Дать понятие признания в современном международном праве.

2. Рассмотреть различные теории международно-правового признания.

3. Изучить виды и формы признания, его юридические последствия и значение.

4. Выявить проблемы международно-правового регулирования правопреемства.

5.1. Признание в международном праве: понятие, виды, формы

С проблемой международной правосубъектности тесно связаны вопросы признания и правопреемства. В мире постоянно происходят изменения. Одни государства перестают существовать, другие возникают, третьи изменяются. Последние десятилетия изобилуют такими событиями. Крушение мировой системы социализма активизировало этот процесс и привело к появлению нескольких десятков новых государств. Перемены в составе акторов международных отношений (прежде всего государств) порождает необходимость разрешения двух юридических проблем:

— проблемы признания новых субъектов международного права и

— проблемы их правопреемства.

Международно-правовое признание — это акт государства, устанавливающий международные юридические отношения с признаваемой стороной. Такой стороной может быть новое государство, новое правительство, органы нации, борющейся за независимость, восставшая или воюющая сторона. Признание констатирует возникновение нового суверенного субъекта международного права или свидетельствует о существенных изменениях, произошедших с ним.

Институт признания не кодифицирован. Его образуют преимущественно международно-правовые обычаи, регулирующие все стадии признания новых субъектов международного права. Отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами заинтересованных государств, а также резолюциями международных организаций.

В науке международного права сложились две основные теории международно-правового признания — конститутивная и декларативная, содержащие научные взгляды о значении признания для нового суверенного субъекта международного права, а на практике — различные правовые решения, отражающие научные доктрины.

Согласно конститутивной теории признание наделяет будущий субъект международного права правосубъектностью. Оно является средством конституирования (установления содержания) адресата признания. Новое образование приобретает международную правосубъектность (становится субъектом международного права) только после его признания со стороны большинства государств.

Декларативная теория, напротив, исходит из того, что государство становится субъектом международного права с момента своего возникновения, а не с момента признания. Признание, по мнению сторонников данной теории, не является средством наделения международной правосубъектностью, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и способствует осуществлению контактов с ним.

В настоящее время в международно-правовой науке наиболее признана декларативная теория, верность которой чаще подтверждается международной практикой. Непризнанное государство может осуществлять свою правосубъектность (заключать международные договоры, быть членом международных организаций, участвовать в работе международных конференций). Признание же способствует наиболее полному осуществлению международной правосубъектности.

Характер и объем отношений между признающим и признаваемым зависят от формы и вида признания.

Практика международного права выработала несколько форм признания. Традиционно выделяют две формы официального признания: признание де-юре (de jure) и признание де-факто (de facto) и неофициальное признаниепризнание (ad hoc).

Признание де-юре (de jure) – это официальное признание, предполагающее установление между признающим и признаваемым международных отношений в полном объеме. Оно, как правило, сопровождается заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений с признаваемым государством. Считается, что установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного признания, т.е. признания де-юре.

Признание де-факто (de facto) – это официальное признание, но не в полном объеме. Оно сопровождается установлением с признаваемым государством экономических, консульских и др. отношений, но без обмена дипломатическими представительствами. В современном международном праве признание де-факто встречается достаточно редко.

Признание ad hoc (разовое, на данный случай) – это неофициальное признание. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и на неправительственном уровнях.

Традиционно выделяют следующие виды признания:

1. Признание государств. Проблема признания государств возникает в тех случаях, когда на международную арену выходит новое государство, появившееся в результате революции, войны, объединения или разделении государств. Основным критерием признания в данном случае выступает суверенитет. Оформляется признание актом признающего государства. Признание нового государства в качестве субъекта международного права одновременно означает и признание правительства.

2. Признание правительства. В международной практике может возникнуть вопрос о признании нового правительства в уже существующем государстве в случае, когда оно пришло к власти неконституционным путем (в результате революции, государственного переворота, гражданской войны). Основным критерием признания нового правительства выступает фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории.

3. Признание органов национально-освободительных движений, восставшей или воюющей стороны. Проблема признания может возникать в отношении органов национально-освободительного движения, восставшей и воюющей стороны, что связано с реализацией права нации на самоопределение. В ходе борьбы за независимость создаются органы, возглавляющие национально-освободительное движение. Их признание представляет собой констатацию международной правосубъектности нации, борющейся за независимость, и облегчает реализацию ее права на самоопределение. Основным критерием признания органов национально-освободительных движений, восставшей или воюющей стороны является выполнение ими квазигосударственных функций и соблюдение в своих действиях норм международного гуманитарного права.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ

Правопреемство государств — Правопреемство государств  это переход прав и обязанностей одного государства другому государству или смена одного государства другим государством в несении ответственности за международные отношения какой либо территории. Содержание 1… … Википедия

Правопреемство государств — (англ. succession of government) в международном праве переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может иметь место при смене социального строя, возникновении новых суверенных государств, образовании нескольких государств на… … Энциклопедия права

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей от одного государства к другому или смена государства, ответственного за какую либо территорию. Правоотношения, связанные с П.г., возникают, во первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому … Юридический словарь

Правопреемство государств — означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой либо территории. Источник: ДОГОВОР О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И АКТИВОВ СОЮЗА ССР … Официальная терминология

Читать еще:  Домашний арест и заключение под стражу как меры пресечения

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — переход прав и обязанностей одного государства к другому. П.г. может возникать: 1) при социальной революции, в результате которой происходит смена общественного строя; 2) при возникновении новых независимых государств в результате национально… … Энциклопедический словарь экономики и права

правопреемство государств — переход прав и обязанностей от одного государства к другому или смена государства, ответственного за какую либо территорию. Правоотношения, связанные с П.г., возникают, во первых, в случае перехода части территории от одного государства к другому … Большой юридический словарь

Правопреемство государств — в международном праве переход прав и обязанностей от одного государства к другому в связи с переходом территории или при событиях, связанных с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в состав другого,… … Большая советская энциклопедия

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВ — смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой либо территории … Словарь понятий и терминов, сформулированных в нормативных документах российского законодательства

Правопреемство — Правопреемство  переход прав и обязанностей от одного субъекта правоотношений к другому. При этом правопреемник становится на место своего предшественника во всех правоотношениях, к которым применяется правопреемство. Характерными признаками … Википедия

ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ — переход прав и обязанностей относительно положения линии границы при правопреемстве государств. В соответствии с Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. (в силу не вступила) правопреемство государств как… … Юридическая энциклопедия

5.3. Правопреемство в международном праве

Понятие правопреемства и его международно-правовая регламентация. Правопреемство в международном праве — пе­реход прав и обязанностей от одного его субъекта к другому.

Наиболее часто встречается правопреемство государств, крайне редко — межправительственных организаций.

Вопрос о правопреемстве государств может возникнуть в случаях слияния двух или более государств (включая вхождение одного или нескольких небольших государств в состав более крупного), разделения государства на два и более или выход ма­лого государства или государств из состава большого.

изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.

В доктрине нет единства мнений по вопросу о том, возника­ет ли новый субъект международного права при радикальных социальных изменениях в результате революции или же, по­скольку сохраняется государственность данного народа, смены субъекта международного права не происходит.

Существует связь между предшественником и преемником, основанная на их определенном тождестве (идентичности), без которого следовало бы говорить не о правопреемстве, а об от­сутствии всякого правопреемства.

Вопрос о том, является ли Россия правопреемником Совет­ского Союза, освещается по-разному. В ряде документов Россия называется правопреемником СССР. Об этом говорится, в част­ности, в Соглашении о распределении всей собственности быв­шего Союза ССР за рубежом от 6 июля 1992 г. и некоторых дру­гих. Вместе с тем в Указе Президента РФ от 8 февраля 1993 г. № 201 «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» Россия рассматривается как продолжатель СССР. Государства — участники СНГ поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и в других международных ор­ганизациях. Генеральный секретарь ООН исходил из того, что обращение к нему Президента России от 24 декабря 1991 г. о продолжении Россией членства в ООН и других международных организациях системы ООН носит уведомительный характер и не требует со стороны ООН формального одобрения. О согласии с этим сообщили постоянные члены Совета Безопасности и ряд других стран. Этот подход не встретил никаких препятствий в других международных организациях.

Иногда утверждается, что Россия в одних аспектах может рассматриваться как продолжатель СССР, а в других — как пра­

вопреемник. Однако нельзя быть правопреемником по отноше­нию к самому себе. Если Россия признана продолжателем СССР в отношении членства в Совете Безопасности, то она должна, очевидно, рассматриваться как тот же самый субъект междуна­родного права вообще. Практика в области правопреемства го­сударств настолько разнообразна и противоречива, в такой сте­пени зависит от соотношения сил и договоренностей между за­интересованными сторонами, что сформулировать какие-либо общие правила здесь трудно. Попытка кодифицировать важней­шие положения, относящиеся к правопреемству, особого успеха не имела.

Анализ практики свидетельствует о том, что универсального автоматического правопреемства государств нет. Правопреем­ник вправе отказаться от значительной части прав и обязанно­стей предшественника. Главным образом это относится к дого­ворам, хотя здесь встречаются и некоторые исключения.

Что касается правопреемства межправительственных орга­низаций, то оно наступает в весьма ограниченных случаях, пре­дусмотренных либо международным договором, либо решения­ми заинтересованной организации.

Правопреемство государств в международном праве имеет два аспекта: внешний и внутренний. Они тесно связаны между собой. Внешний аспект — правопреемство в отношении международных обязательств, в первую очередь договорных. Внутренний — право­преемство в отношении территории, населения, имущества, де­нежных средств и т.п. Внутренний аспект может приобретать ме­ждународное значение (например, в случае нахождения имущест­ва или денежных средств государства за рубежом).

Внешний аспект правопреемства. Внешний аспект право­преемства охватывает правопреемство государств в отношении

международных договоров, международных обычаев и односто­ронних заявлений государств, порождающих международно-правовые обязательства.

Наиболее важное практическое значение имеет правопреем­ство в отношении международных договоров. Государство-правопреемник в зависимости от конкретных обстоятельств его возникновения может отказаться от многих договоров предше­ственника, иногда даже от большинства из них.

В практике межгосударственных отношений прослежива­лась тенденция к отказу от значительной части договоров в слу­чае возникновения государства в результате процесса деколони­зации. В то же время при слиянии или разделении государств наблюдается стремление к сохранению договоров предшествен­ника (предшественников) в той мере, в какой это совместимо с образованием нового государства или государств.

Это в определенной степени отражено и в Венской конвен­ции 1978 г. о правопреемстве в отношении договоров. В части III Конвенции закреплена доктрина «tabula rasa» (чистая доска), со­гласно которой новое независимое государство не обязано со­хранять в силе договор или становиться его участником исклю­чительно в силу того факта, что в момент правопреемства госу­дарств этот договор был в силе в отношении территории, яв­ляющейся объектом правопреемства государств (на практике эта доктрина никогда последовательно не претворялась в жизнь). Однако, когда два или несколько государств объединяются, об­разуя одно государство (часть IV Конвенции), любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении лю­

бого из них, продолжает оставаться в силе в отношении государ­ства-преемника, за исключением случаев, когда государство-преемник и другое государство-участник или другие государст­ва-участники договорились об ином, или из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом изме­нило бы условия его действия.

Любой такой договор, остающийся в силе, применяется лишь в отношении той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства (с некоторыми исключениями).

При переходе части территории от одного государства к другому договоры первого в принципе утрачивают свою силу на этой части, и на нее начинают распространяться договоры госу­дарства, к которому она отошла.

Обязательства, вытекающие из международных обычаев, как правило, автоматически переходят от государства-предшественника к государству-преемнику. Обязательства, пре­дусмотренные императивными нормами международного прав (jus cogens), отступление от которых в договорах считается не­допустимым, а также вообще обязательства erga omnes (в отно­шении всех членов международного сообщества и самого меж­дународного сообщества) проблем при возникновении вопроса о правопреемстве практически не порождают.

Практика в области правопреемства в отношении междуна­родно-правовых обязательств, взятых на себя государствами в одностороннем порядке, почти отсутствует. По-видимому, об­щие положения, касающиеся правопреемства государств в от­ношении международных договоров, применимы и в этом слу­чае с учетом специфики таких обязательств. Государство-преемник вправе отказаться от принятого в одностороннем по­рядке обязательства государства-предшественника, однако не вправе действовать вопреки ему без предварительного отказа.

Внутренний аспект правопреемства. Внутренний аспект правопреемства охватывает материальные и людские ресурсы государства. Объектами правопреемства в этом случае являются территория, население (точнее, граждане), имущество, денежные средства, архивы, долги. Непосредственная связь внутреннего аспекта с внешним особенно заметна, когда речь идет о долгах.

При объединении государств и образовании в результате этого нового субъекта международного права территории государств­

предшественников становятся территорией государства-преемника. Если какое-либо государство входит в состав другого, то его терри­тория становится частью территории этого другого государства.

Читать еще:  Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией

Во всех указанных случаях переход суверенитета над терри­торией, являющейся объектом правопреемства, от одного госу­дарства к другому влечет за собой переход граждан государства-предшественника, проживающих на такой территории, в граж­данство государства-преемника. Этот переход может корректи­роваться правом оптации, т.е. правом выбора гражданства (если государство-предшественник продолжает существовать).

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., под государственной собственностью понимается имущество, права и интересы, кото­рые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

Общее правило, которое можно вывести из положений Кон­венции, относящихся к государственной собственности, заклю­чается в том, что такая собственность в принципе переходит от государства-предшественника к государству-преемнику (с неко­торыми оговорками). В частности, при образовании нового неза­висимого государства недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, если она находится на территории, яв­ляющейся объектом правопреемства, или если она находится за ее пределами, но ей принадлежит и стала собственностью пред­шественника в период зависимости; а движимая собственность переходит к государству-преемнику, если она связана с деятель­ностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, или если она принадле­жит этой территории и стала собственностью государства-предшественника в период зависимости. Соглашения, заклю­ченные по вопросам правопреемства между заинтересованными государствами, могут предусматривать иные правила без ущерба принципу неотъемлемого суверенитета каждого народа над его богатствами и природными ресурсами.

При объединении государств собственность государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если часть или части территории государства отделяются, образуя новое государство, недвижимая собственность государ­ства-предшественника переходит к государству-преемнику в случае ее нахождения на территории, являющейся объектом правопреемства, а движимая — к государству-предшественнику в том случае, когда она связана с его деятельностью в отношении такой территории, и т.д.

При разделении государства и образовании на его месте двух или более государств недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, на территории которого она находит­ся, или, если находится за пределами государства-предшественника, к государствам-преемникам в справедливых долях; а движимая, если она связана с деятельностью государст­ва-предшественника в отношении территорий, являющихся объ­ектом правопреемства, — к соответствующему государству-преемнику, и т.д. Эти правила также не должны наносить ущер­ба вопросу о компенсации. Заинтересованные государства могут договориться и об ином.

В Конвенции указывается, что правопреемство не затрагива­ет государственных архивов третьего государства. При образо­вании нового независимого государства или разделении госу­дарства к государству-преемнику переходит часть архивов госу­дарства-предшественника, которая в целях нормального управ­ления территорией, являющейся объектом правопреемства, должна находиться на ней, а также иная часть архивов, которая имеет (в зависимости от ситуации в Конвенции используются разные выражения: «исключительно или главным образом» или «непосредственное») отношение к территории, являющейся объ­ектом правопреемства. Кроме того, когда государство-преемник представляет собой новое независимое государство, к нему пе­реходят архивы, принадлежащие территории, являющейся объ­ектом правопреемства, ставшие в период зависимости собствен­ностью государства-предшественника.

При объединении государств архивы переходят к государст­ву-преемнику.

Государственный долг согласно Конвенции означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в от­

ношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в со­ответствии с международным правом. Правопреемство госу­дарств не затрагивает прав и обязательств кредиторов.

Истории известны случаи отказа государств-преемников от долгов предшественника под влиянием коренных социальных изменений в обществе.

В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что ника­кой государственный долг государства-предшественника не пе­реходит к новому независимому государству (преемнику), если иное не установлено соглашением между ними с учетом ряда обстоятельств (например, долгом предшественника, связанным с его деятельностью на территории, являющейся объектом право­преемства, и т.д.), т.е. используется доктрина «tabula rasa».

В большинстве случаев Конвенция допускает возможность отступления от предусмотренных ею правил путем заключения соглашений между заинтересованными государствами.

1. Что такое «субъект международного права?

2. Каков круг субъектов международного права?

3. Что такое «государственный суверенитет»?

4. Каковы особенности международной правосубъектности чле­нов федерации?

5. Что такое «юрисдикция государств»?

6. Как можно классифицировать юрисдикцию государств?

7. Что такое «основные права и обязанности государств»?

8. В каких случаях право народов на самоопределение включает в себя право на отделение?

9. Каковы формы и виды международно-правового признания?

10. В чем отличие признания de facto от признания de jure?

11. Каковы теории признания?

12. Что такое «правопреемство в международном праве»?

13. Чем отличается континуитет государств от их правопреемства?

14. В чем состоит различие между континуитетом государств и континуитетом их международных обязательств?

Признание и правоприемство в международном праве

Признание в международном праве представляет собой международно-правовое действие субъекта, которым он констатирует наличие юридически значимого события, факта или поведения субъекта. Посредством акта признания государство соглашается с соответствующими изменениями в международном правопорядке и/или международной правосубъектности. Признание, в частности, констатирует выход на международную арену нового государства или правительства и направлено на установление между признающим и признаваемым государствами правоотношений, характер и объем которых зависит от вида и формы признания.

Содержание работы

Глава 1. Признание в международном праве 3
1. Понятие признания и его сущность 3
2. Теории международно – правового признания 6
3. Формы международно – правового признания 10
4.Виды международно – правового признания 11
Глава 2. Правопреемство в международном праве 11
1. Понятие правопреемства 13
2. Правопреемство государств в отношении международных договоров 15
3. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 13
Список использованной литературы 13

Файлы: 1 файл

Признание де-юре — полное, окончательное. Эта форма может быть явно выраженной или подразумеваемой. В первом случае речь идет о специальной ноте, в которой четко зафиксировано намерение признать де-юре соответствующий будущий субъект международно-правовых отношений. Обычно также сообщается о желании установить с ним дипломатические отношения. Актами подразумеваемого признания является установление дипломатических отношений без специальных заявлений, а также заключение двустороннего договора.

Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты международно-правового признания вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. Т.е. например когда одно государство вступает с другим государством или правительством в какие-то «разовые» отношения (скажем, защита своих граждан, находящихся в данном государстве) при политике официального непризнания. Такие действия не рассматриваются как признание. В этом случае речь идет о кратковременном признании — признании ад хок (ad hoc) — в данной ситуации, в данном случае, по конкретному делу. Иногда целью таких контактов может быть заключение международных договоров. Например, четыре участника переговоров об окончании войны во Вьетнаме (США и три вьетнамские стороны) подписали в 1973 году известные Парижские соглашения, хотя некоторые из них друг друга не признавали. Отсутствие признания в таких случаях не должно отражаться на юридической силе договора.

Иногда признание выступает в форме действий, явно свидетельствующих о признании (т.н. «молчаливое признание»). Примерами могут служить установление дипломатических отношений с новым государством, заключение двустороннего договора или продолжение отношений с новым правительством, пришедшим к власти в результате революции. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.), т.к. участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской Федерации «О признании Эритреи» от 12 мая 1993 г. В нем сказано: «Исходя из того, что в соответствии с итогами референдума о независимости провозглашается новое государство — Эритрея, признать Эритрею в качестве самостоятельного и независимого государства».

4. Виды международно-правового признания

Виды международно-правового признания определяются в соответствии с видом дестинатора. Можно выделить традиционные виды признания (государств и правительств) и предварительные или промежуточные (признание нации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в изгнании).

Самым простым видом международно-правового признания является признание государств, поскольку в силу принципа суверенного равенства все государства равны, независимо от времени их образования. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств. Поэтому вновь возникшее государство становится субъектом международного право в силу самого факта создания суверенного образования. На него распространяется действие норм общего международного права. Разумеется, при этом, новое государство само должно признавать и соблюдать эти нормы. Так, например, в Уставе Организации американских государств говориться: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания 7 государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания…» (ст. 9).

Читать еще:  Как сдать квартиру в аренду официально и правильно оформить договор? 2022 год

Признание правительства происходит, как правило, одновременно с признанием нового государства. Однако возможно признание правительства без признания государства, например, в случае прихода правительства к власти в уже признанном государстве неконституционным путем (гражданские войны, перевороты и т.п.). Основной критерий для признания нового правительства — это его эффективность, т.е. действительное фактическое обладание государственной властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление. В этом случае правительство признается единственным представителем данного государства в международных отношениях.

Таково формально-юридическое основание международно-правового признания. Вместе с тем нельзя не учитывать, что фактическое пользование правами зависит от признания нового государства субъектом международного права другими государствами. Признание укрепляет позиции нового государства в международной системе, открывая перед ним возможности развития сотрудничества. Оно делает его полноправным членом международного сообщества.

Тем не менее, в отношении вновь возникших государств все же имеются проблемы, однако они относятся не к оперению его международной правосубъектности, а к тому, считать ли возникшее образование государством. Вопрос признания государства возникает обычно в четырех основных случаях: при разделении старого государства — международных отношений, при объединении двух или нескольких старых государств — международного права, при самоопределении в рамках старого государства с последующим выходом из его состава, в случае социальной революции. В первых двух случаях, как правило, речь идет о безусловных государствах, в отношении которого не возникает сомнений при решении вопроса о его признании. Третий и четвертый случай могут в себе таить спорные юридические моменты, поскольку в них уже не может идти речи о безусловном характере вновь возникающего образовании. В третьем варианте от имени государства может выступать правительство, в четвертом — какое-либо движение и тогда в определении их международной правосубъектности у существующих субъектов есть больший простор для юридического маневра. Впрочем, в любом случае очень многое зависит от политических факторов — степени внутреннего политического согласия в ходе трансформации или характера международных отношений и соотношения политических сил на внешней арене на данный момент.

Признание правительства обычно сопутствует признанию данного государства. Вопрос о признании нового правительства обычно возникает только в двух случаях — при создании правительства неконституционным путем (переворот, революция) или в случае эмиграции правительства за рубеж во время оккупации территории данного государства. Практика их признания была широко распространена во время Второй мировой войны. Однако эмигрантское правительство часто теряет связь с соответствующей территорией и населением и поэтому перестает представлять данное государство в международных отношениях.

Известны две основные исторические доктрины признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем. Первая — «доктрина Тобара» (эквадорского дипломата) — относится к 1907 г. и исходит из того, что государства должны противодействовать постоянным переворотам (особенно частым в латиноамериканском мире) путем непризнания правительств, образованным революционным путем. Вторая концепция — сформулированная в 1930 г. «доктрина Эстрада» (министр иностранных дел Мексики) указывает на то, что признание в ходе трансформации может расцениваться как вмешательство во внутренние дела нового или обновленного государства, так как внешнее признание может расцениваться революционным правительством как «одобрение» их действий, а населением страны — как проявление силы данного правительства. Поэтому, в соответствии с этой концепцией рекомендуется воздерживаться от признания и ограничиться только поддержанием или прекращением дипломатических отношений.

Некоторые ученые считают, что основанием для признания правительств, пришедших к власти неконституционным путем должно быть эффективное осуществление власти признаваемым правительством на территории страны или на большей ее части, контроль за ситуацией в стране. В частности из этого исходит современная официальная доктрина США: «Установление официальных отношений с законным правительством любого государства, коль скоро это правительство осуществляет эффективный контроль на своей территории и способно брать и выполнять международные обязательства». Правда, при этом необходимо учитывать политические тактические цели, преследуемыми уже существующими государствами.

Поскольку правительство в эмиграции не способно осуществлять контроль над территорией своей страны, то этот случай международно-правового признания является особенным. Основанием для подобного рода признания является только факт незаконного, насильственного изгнания правительства иностранным государством (правительства в эмиграции Польши, Чехословакии, Норвегии в период Второй мировой войны).

Только юридически признанное правительство может претендовать на государственное имущество за рубежом (например, архивы, банковские вклады, недвижимое имущество и т. д.). Фактическое признание может быть временным, предварительным.

В современных условиях признание правительств, пришедших к власти неконституционным путем, вполне возможно. Но при этом учитываются следующие обстоятельства: деятельность нового правительства поддерживается народом, соответствует его воле; правительство осуществляет эффективную власть на территории государства; установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека; отсутствует вмешательство во внутренние дела государства при приходе правительства к власти.

Еще одним видом международного признания может быть признание органов национального и освободительного движения. Это признание не было ни признанием государства, ни признанием правительства. Органы сопротивления создавались внутри уже признанных государств, а их полномочия отличались от традиционных полномочий правительств. Как правило, признание органов сопротивления предшествовало признанию правительства и имело задачей представить борющийся за освобождение народ в международных отношениях, обеспечить ему международную защиту и возможность получения помощи. Особое распространение оно получило в период широких деколонизационных процессов в мире после второй мировой войны, хотя истоки его относятся еще к началу XIX в. (в 1823 г. Великобритания признала греков, боровшихся против турецкого владычества). Чаще всего, и это является особенностью подобного вида международно-правового признания, признаются не нации или народы, а их национально-освободительные движения, под которыми подразумеваются обычно организации, возглавляющие и ведущие борьбу за освобождение. Так, например, в 1972 г. Комитет ООН по деколонизации признал Партию независимости Гвинеи и островов Зеленого Мыса единственным представителем народа Гвинеи и обратился ко всем государствам и международным организациям с призывом принять во внимание этот факт.

Признание «восставших» означало, что признающее государство признает факт восстания против правительства и не будет рассматривать повстанцев как вооруженных преступников. Признающие государства нередко заявляли о признании за повстанцами определенных прав, например, права на убежище, права на получение гуманитарной помощи и т. д. В общем, и здесь акт признания в немалой степени зависит от ряда политических факторов, прежде всего — от реальной силы и внутренней значимости данного освободительного движения, его способности привести к логическому завершению восстание (т. е. к образованию национального государства) или от состояния интересов признающего государства в данном регионе. В качестве условий признания является наличие значительной территории страны, устойчиво контролируемой повстанцами, и эффективное командование вооруженными силами, обеспечивающее соблюдение воинской дисциплины и норм международного гуманитарного права.

Признание органов сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и ее союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов. Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный комитет и др.), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся, что означало распространение на них правил ведения войны, юридически обосновывало оказание помощи.

Глава 2. Правопреемство в международном праве
1. Понятие правопреемства

Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д. Правопреемством государств принято называть переход с учетом основных принципов международного права и норм о правопреемстве определенных прав и обязанностей от одного государства к другому. Помимо государств субъектами правопреемства в международном праве являются международные организации. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника).

Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть:

1. в случае распада государства и образования новых независимых государств:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector