Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Определение СМР

Определение СМР

CMR (рус. ЦМР или, иногда, СМР) – это товарно-транспортная накладная, входящая в пакет документов, необходимых для автомобильного перемещения грузов (товаров) между странами. Принципы составления документа, содержание и правила оформления накладной, требуют учитывать специфические особенности международных перевозок.

Содержание статьи

CMR: трудности перевода

Накладная СМР лежит на столе.

Общепринятое в России название международной накладной CMR – стало производным от французского наименования «Convention relative au contrat de transport international de Marchandise par Route», что в нашей стране называется «Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов», или Конвенцией КДПГ. Аббревиатура традиционно расшифровывается по французскому варианту. В других странах эта расшифровка может быть понятной не всегда, поскольку в разных языках накладная CMR называется по-разному: Frachtbief – по-немецки, Vrachtbrief – по-голландски, Consignment Note – по-английски и т.д.

В данном случае, одно из русских сокращений «СМР» следует отличать от аналогичной аббревиатуры «строительно-монтажных работ». Поскольку для употребления сокращения в значении «международной товарно-транспортной накладной» в русском языке иногда выбирается фонетический вариант «Си-Эм-Эр», это приводит к совпадению аббревиатур. Однако при необходимости передать русское звучание аббревиатуры CMR, во избежание путаницы, целесообразнее использовать более распространённую форму ЦМР, а в написании придерживаться принятого в практике грузоперевозки обозначения CMR.

Сама конвенция, давшая название документу, была принята в Женеве в 1956 году. После вступления в действие в 1958 году она претерпела ряд изменений (в 1978 году), которые, помимо прочего, касались страхования груза и алгоритма возмещения ущерба. В КДПГ представлено определение базовых понятий (при необходимости – со ссылкой на другие Конвенции, в которых, например, устанавливается, что такое транспортное средство), а также прописаны правила для участников международной автоперевозки, включая права и обязанности перевозчика. Там же определены основные требования к CMR.

Обязательно ли оформление накладной CMR?

В статье 4 третьей главы Конвенции указывается, что «договор перевозки устанавливается накладной», при этом, её потеря или ошибочное заполнение на действительности самого договора не отражаются. Возможно, это стало причиной поверхностного формального отношения некоторых отправителей, перевозчиков или даже представителей таможни к CMR как к ключевому документу международных перевозок, без которого ни одна международная автомобильная грузовая отправка не обходится. Но в соответствии со статьёй 9 Конвенции именно накладная является доказательством условий договора. А поскольку в подписавших Конвенцию государствах она имеет приоритет перед национальным транспортным законодательством, в случае международных судебных разбирательств и разрешения споров накладная станет опорным документом для вынесения решения. При этом она, конечно, должна содержать подписи перевозчика, отправителя или штампы, а также соответствовать другим требованиям.

Конвенция применяется ко всем возмездным договорам о перевозке грузов автотранспортом в случаях, когда указанные в договоре пункт принятия к отправке и пункт получения находятся в разных государствах, если хотя бы одно из этих государств подписало Конвенцию. На практике, применительно к CMR, это означает, что документ необходим, если соблюдены 4 условия:

  1. Транспортировка груза производится посредством автомобильного транспорта.
  2. Перевозка осуществляется не безвозмездно – за вознаграждение (оплату).
  3. Пункты загрузки и выгрузки расположены на территориях разных стран.
  4. Резиденты, подписавшие договор, должны представлять хотя бы одно государство, ратифицировавшее КДПГ.

Транспортная накладная становится, по сути, документальным подтверждением трёхстороннего соглашения между участниками транспортировки на условиях Конвенции.

Требования, предъявляемые к международной транспортной накладной

Различными статьями КДПГ устанавливаются требования как к содержанию товарно-транспортной накладной в части внесения обязательных данных и дополнительных сведений, так и к количеству необходимых экземпляров документа.

Сведения, содержащиеся в накладной

К основной информации, которая должна содержаться в накладной, согласно Конвенции, относятся сведения:

  • о месте и времени (дате) составления документа,
  • о месте и времени (дате) принятия груза,
  • о месте доставки груза,
  • об отправителе, транспортном агенте и получателе с указанием их имён и адресов,
  • о характере груза (в общепринятом обозначении) и о типе упаковки, а, в случае транспортировки опасных грузов, – о характере опасности в признанных обозначениях,
  • о количестве мест груза с указанием их номера и разметки и о весе брутто,
  • о расходах, связанных с перевозкой, куда включаются не только стоимость перевозки, но и все дополнительные расходы (в том числе – таможенные пошлины и сборы),
  • о таможенных формальностях в виде инструкций, которые необходимо выполнить для соблюдения требований таможни.

Кроме того, в обязательном виде на CMR-накладной должно присутствовать указание о соблюдении условий грузоперевозки требованиям Конвенции.

Однако, помимо обязательных сведений, накладная, в случае необходимости, может содержать и дополнительные данные:

  • о расходах, принимаемых на свой счёт отправителем,
  • о величине наложенного платежа, сумма которого должна быть возмещена при передаче груза,
  • о заявленной стоимости товара и о величине дополнительной ценности при доставке,
  • о сроке, который дополнительно может понадобиться для осуществления перевозки,
  • о списке (перечне) переданных перевозчику документов.

Качество

Данные правила определяют не максимальный, а минимальный объём содержания накладной. Помимо указанных данных, стороны могут вносить в документ любое необходимое для эффективного взаимодействия указание.

Так, например, по регламенту перевозчик обязан проверять и внешнее состояние, и упаковку, и маркировку, и размер груза, а также точность внесённых в накладную данных о количестве перевозимых мест. Но не всегда это представляется возможным осуществить. Тогда перевозчик может записать в накладную оговорки. При этом он должен их не только назвать, но и обосновать. Подобным образом указываются и обосновываются оговорки, касающиеся всех перечисленных выше параметров. В случае, когда нельзя сразу удостовериться в соответствии принятого груза документальным данным, письменные оговорки необходимо делать, поскольку Конвенция предусматривает презумпцию соответствия груза. Это значит, что без вписанных оговорок в случае разбирательства, суд будет исходить из того, что число мест, внешнее состояние груза, размеры, маркировка и другие параметры соответствовали при отправке документальным данным.

Отдельно к накладной присоединяются и переходят в распоряжение перевозчика документы от отправителя, которые необходимы для пересечения таможни. Сам перевозчик за полноту этих документов не отвечает (это зона ответственности отправителя). Но для осуществления транспортировки без проблем важно, чтобы данные в исходных документах между собой, а также со сведениями, вписанными в CMR, соотносились абсолютно чётко. Недопустимы расхождения между сведениями в CMR и информацией:

  • в инвойсе – предоставляемом продавцом документе, в котором, согласно международной коммерческой практике, для покупателя перечисляются товары (услуги), их цена и количество;
  • в упаковочном листе – сопровождающем товар документе, составленном в виде описи с наименованием ТМЦ, количества, веса и других параметров;
  • в книжке МДП (Международных Дорожных Перевозок), или Carnet TIR, представляющей собой альбом с отрывными листами, применяемый для ускорения и облегчения пересечения границы за счёт перевозки грузов в контейнерах или кузовах, опломбированных сотрудниками таможни.

В отношения порядка заполнения бланка самой международной накладной (CMR) дополнительные разъяснения даны в специальном Письме Федеральной таможенной службы РФ.

Количество экземпляров

CMR декларация лежит в стопке бумаг.

В Конвенции указывается, что международная накладная составляется в трёх экземплярах, каждый из которых имеет статус оригинала. Разделение на экземпляры отправителя, получателя и перевозчика иногда закрепляется цветом бланка (розовым, жёлтым и зелёным соответственно). Цветовая дифференциация этих вариантов документа не принципиальна. Важнее, чтобы все заинтересованные стороны имели в своём распоряжении оригинал документа: отправитель, перевозчик и получатель. По факту прибытия груза в пункт назначения, получателю выдаётся его экземпляр накладной, в ответ на что получатель выписывает расписку в принятии.

Нередко, даже при перевозке груза одним автомобилем, предусмотрительно распечатывают больше экземпляров, чтобы не возникал вопрос, где взять CMR, если вдруг один экземпляр транспортной накладной решит оставить у себя таможня, что на практике случается регулярно. (В некоторых странах необходимо предоставлять экземпляр накладной для тарифного контроля). Для таможенных органов желательно иметь на руках три подписанных (заверенных) экземпляра.

Как правило, два своих экземпляра везёт с собой и перевозчик. Один из них становится подтверждением факта успешной доставки и, как следствие, – основанием для произведения взаиморасчётов и оплаты труда. Второй, прикрепляясь к путевому листу, сохраняется в целях учёта.

Если транспортировка груза предполагает несколько получателей, то накладная по этим же принципам заполняется для каждого отдельного получателя. В Конвенции (статья 5, п. 2) прописаны и условия, при которых перевозчик или отправитель может потребовать составления отдельных накладных на каждую группу, если:

  • перевозятся различные грузы,
  • перевозятся различные партии одного вида грузов,
  • грузы перевозятся различными автомобилями.

Предусмотрительные отправители и перевозчики обычно пользуются этим правом и стремятся к тому, чтобы количество экземпляров накладных соответствовало числу единиц транспорта (помимо тех экземпляров, принадлежность которых определена иными требованиями),

Сейчас ряд сайтов (например, http://5g.su/cmr) предлагают формы для заполнения CMR онлайн. После завершения работы с накладной готовый документ отправляется в виде Excel-файла на электронную почту для распечатки в любом необходимом количестве.

Подпись на документе

Все оригиналы должны быть подписаны отправителем и перевозчиком. Характерно, что требования в части подписи ориентированы на законодательства страны, являющейся местом отправки груза (местом составления накладной). Если законодательство позволяет, подписи могут быть даже отпечатаны в типографии. Эквивалентом подписи может выступать и штемпель отправителя и перевозчика.

CMR или КДПГ — основа международных автоперевозок

Транспортная накладная CMR (ЦМР) описание документа

Данный документ является одновременно: накладной, договором (подтверждением договора перевозки), фактическим доказательством международной автомобильной грузовой перевозки, осуществляющейся по Конвенции КДПГ.

CMR накладная – это суммирующий документ, в котором отражается вся основная информация из всех остальных сопроводительных документов (инвойса, упаковочного листа, сертификатов, классификационного решения, сертификатов, сведений о перевозке опасного груза и т.д.).

Важно, что в отличие от простой накладной, CMR составляется как минимум в трех оригинальных экземплярах для каждой из сторон (грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя). Часто CMR требуют таможенники и другие проверяющие и контролирующие органы.

Читать еще:  Договор гражданско правового характера водитель образец

Также важно, что именно CMR является подтверждением выполнения перевозчиком своих обязанностей (печать грузоотправителя открывает, а печать грузополучателя закрывает перевозку).

Важность CMR обусловлена тем, что в случае международных разбирательств данный документ превалирует над всеми остальными (в том числе договором и местным законодательством). Действует не во всем мире, а только в СТРАНАХ, принявших конвенцию КДПГ — большинство стран ЕС, СНГ, Турция, Иран, Сирия.

Правовые основы CMR (ЦМР)

Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) имеет статус Конвенции ООН. Регулирует отношения, возникающие при перевозках автотранспортом международных торговых грузов.

CMR — это сокращение названия конвенции КДПГ на французском языке (Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route). При условии, что хотя бы одна страна международной перевозки является участником КДПГ она должна применять конвенцию к перевозке.

Накладная CMR не является оборотным и товарораспорядительным документом. Конвенция определяет ответственность перевозчика, сроки предъявления требований и уведомлений.

Правила и порядок, перевозки автомобильным транспортом определяются конвенцией не только для коммерческих перевозок, но также и для государственных учреждений.
Исключение только для:
1. грузов почтового назначения (регламентируются международными почтовыми Конвенциями);
2. мебели, бытовой техники — имущества и утвари при переезде;
3. тел покойников.

Бланк СМR-накладной унифицирован. В РФ и форма и порядок заполнения регламентирует письмо ФТС России от 02.05.2012 № 04-30/22006, основные положения которого рассмотрим ниже.

Образец, бланк, содержание и заполнение CMR (ЦМР)

Форма и минимальные данные в СМР строго регламентированы. Однако в ЦМР не запрещается вносить дополнительные данные, если они необходимы для перевозки. Для внесения дополнительной информации в СМР предусмотрена графа 20.
CMR заполняется грузоотправителем, перевозчиком, получателем груза — в соответствующие графы вносятся печати и подписи ответственных лиц. По одному оригиналу остаётся у грузоотправителя, перевозчика и получателя, однако часто несколько оригиналов оставляет себе налоговая и другие государственные органы.
При перевозке сборных грузов (в адрес нескольких получателей) каждому получателю груза должна быть выдана отдельная СМР.
Также в случае перевозки груза несколькими транспортными средствами (составами транспортных средств), СМР оформляется для каждого транспортного средства (состава транспортных средств).
Образец ЦМР ниже. А дальше мы разберем все пункты более подробно.

Обязательные и дополнительные данные CMR

Сразу надо отметить, во всех графах можно увеличивать иили сокращать количество строк. удобно делать СМР в экселе и распечатывать необходимое количество (требование о цветных оригиналах необязательное).
1. Отправитель — вносится наименование и адрес отправителя (если отправитель и продавец разные юрлица должен быть указан отправитель + «от имени» или «on behalf» наименование и адрес продавца.
2. Наименование и адрес получателя, тут также возможен получатель от имени покупателя (тогда указываются оба)
3. Место разгрузки груза (адрес должен совпадать с адресом во 2-й графе.
4. Место погрузки груза (адрес должен совпадать с графой 1.
5. Прилагаемые документы — указываются инвойс, упаковочный, сертификаты, классификационные решения и т.п. все документы, сопровождающие груз.
6.-12. Знаки и номера, Количество мест, Род упаковки, наименование груза, Статист. №, Вес брутто (кг), Объем (м3) — в данных колонках указывается минимум: артикул, наименование, веса, количество мест, коды ТНВЭД. Также возможно там перечислить вид упаковки, объём и стоимость (если стоимость будет объявлена, то ответственность перевозчика ровна стоимости товара в CRM)
13. Указания отправителя (таможенная и прочая обработка) — указывается наименование, адрес, код таможни, возможно контакты таможенного представителя.
14.Возврат — указывается транспортное средство или контейнер, если был временный вывоз на территорию иностранного государства.
15. Условия оплаты — указывается условия контракта по ИНКОТЕРМС.
16. Перевозчик (наименование, адрес, страна) — заполняется или чаще ставится печать первого перевозчика
17. Последующий перевозчик (наименование, адрес, страна) — если в процессе перевозки один перевозчик передает груз другому, например на границе. если перевозчиков 3 и более может как оформляться вторая СМР, так и вычеркиваться предыдущий перевозчик и указывается новый.
18. Оговорки и замечания перевозчика — перевозчик может указать оговорки и замечания относительно состояния груза (только эта графа, убережет перевозчика от штрафов и ответственностью.
19, 27, 28, 29 Подлежит оплате, Тариф, Тарифное расстояние — не обязательные поля, заполняются, если есть соответствующая информация (о тарифе, стоимости перевозки, использовании погрузочной-разгрузочной техники.
20. Особые согласованные условия — как уже писали ранее, в эту графу можно добавить любую необходимую информацию на усмотрение сторон.
21. Составлена в, дата составления (как правило указывается город отправки груза).
22. Подпись и штамп отправителя
23. Подпись и штамп перевозчика.
24. груз получен (грузополучатель ставит туда свою печать, если нет замечаний перевозка закрыта!
25 и 26. данные на авто (номер) и марка.

Используемые документы

Очень важно следить, чтобы все данные в СМР «бились» с инвойсом, упаковочным листом, договором, класс решением, сертификатами, транзитными и экспортными документами.

Печати на CMR участвников перевозки

Как большинство документов, без печатей CMR недействительна.
Грузоотправитель — ставит печать и подпись в графу 22.
Перевозчик — ставит печать в графу 23 и 16. Если перевозчик меняется, второй перевозчик ставить свою печать в 17 графе (как уже было написано: «если перевозчиков 3 и более может как оформляться вторая СМР, так и вычеркиваться предыдущий перевозчик и указывается новый».
Таможня — ставит 2 печати об открытии транзита (от границы и до таможни). И о том, что товар поступил (о закрытии ВТТ).
Грузополучатель — ставит круглую печать и подпись в графу 24 «Товар получен» что закрывает перевозку. Грузополучателем может быть покупатель, агент, Склад Временного Хранения, все зависит от условий перевозки.

Особенности оформления CMR при работе с Китаем

Китай не является участником КДПГ, кроме того, до настоящего времени в Китае действует запрет на грузовые перевозки по внутренней территории для иностранных перевозчиков. Несмотря на разговоры об обоюдной либерализации рынка грузоперевозок, китайские перевозчики также не могут возить грузы по территории РФ.
Из-за этого порядок перевозки груза от китайского поставщика такой (доставка до китайского клиента из-за границы в обратном порядке):
1. Китайский перевозчик забирает груз на фабрике и по внутренним китайским документам довозит груз до СВХ в Маньчжурии (Китай) или Хоргоссе (Кахахстан).
2. Российские авто заходят на территорию СВХ и загружают данный груз.
3. СМР выдается на территории СВХ, где и ставится печать СВХ. Получается, что грузоотправитель Китайская фабрика, но печать в графе 22 стоит СВХ.

Печати таможенной службы при транзите и выпуске товара

Печати таможни при таможенном транзите

«При оформлении процедуры таомженного транзита проставляется 2 печати (и соответствующие отметки):
1-я печать — при мересечении МАПП помимо печати таможни указывается номер таможенной декларации в формате: ХХХХХХХХ/ДДММГГ/YYYYYYYYY, где
ХХХХХХХХ — номер таможенного поста, который открыл процедуру таможенного транзита и, соответственно зарегистрировал ТД
ДДММГГ — дата открытия таможенного транзита
YYYYYYYYY — номер ТД
2-я печать — в месте закрытия процедуры таомженного транзита. Согласно пункту 20.3 приказа ФТС РФ №1067 печать содержит таможенный пункт, указывается срок прибытия, возможные пломбы и реквизиты МДП (TIR)

Печати таможни при процедуре МДП

В том случае, если перевозка по МДП (Carnet TIR) то отметки ставятся в книжке МДП и только по окончании процедуры декларант (водитель или таможенный представитель) получат «сейф-пакет в котором будет один экземпляр CMR с отметкой о выпуске» согласно приказу ФТС РФ№1067 п.20.6

Печать таможни при выпуске товара и доставке до места назначения внутри страны

Как правило, международная доставка осуществляется при прибытии товара в таможню назначения. Чаще всего товар выгружается на Складе Временного Хранения, откуда после завершения таможенных формальностей грус забирает внутренний перевозчик (и доставляет по обычной внутренней ТТН).
Однако, в случае, если товар доставляется той же машиной, что осуществлялась международная перевозка, стоит потребовать с таможенной службы печать о том, что товар выпущен, либо сделать ещё одну ТТН на доставку от таможни до места доставки.

Международная транспортная накладная CMR

СКЛАД ЗАКРЫТ

Типовая форма международной транспортной накладной (CMR). Порядок заполнения

Указывается фирма — отправитель, ее полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома. Если товар отправляется в Россию по поручению контрактодержателя третьей фирмой, то указывается название этой фирмы и делается приписка: "по поручению". Например: "фирма "В" (отправитель) по поручению "фирмы "А" (контрактодержатель)

Указывается наименование фирмы-получателя, ее полный адрес, страна, город, индекс, улица, номер дома.

Адрес места окончательной разгрузки товара (склад фирмы — получателя).

Адрес места погрузки товара и дата погрузки.

Вписываются номера инвойсов (счетов — фактур, счетов — проформ), номер книжки МДП ( TIR ), если имеются номера сертификатов (ветеринарного, фитосанитарного, соответствия и т.д.)

Графа 6. 7. 8. 9.10. 11. 12.

Указываются количества мест, род упаковки, наименование товаров, коды ТН ВЭД, вес брутто.

Важная графа. Указывается таможенный орган получателя (таможня, таможенный пост и код таможенного поста), склад временного хранения или таможенный склад, его адрес и номер лицензии (желательно с датой окончания срока действия лицензии)

Указываются условия поставки по "Инкотермс — 2000"

Дата заполнения СМR .

Графа 16, 17.

Указывается наименование перевозчика, его адрес. В этой графе перевозчик ставит свою печать.

Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать.

Графа 25, 26.

Регистрационные номера тягача и прицепа.

См. Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Женева 19 мая 1956 г.

См. также Инструкцию о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной " CMR ", утв. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11

Комментарий к заполнению.

Среди транспортников Конвенция больше известна под аббревиатурой CMR ( Convention relative au contrat de transport international de marchandises par route , Convention on the contract for the international carriage of goods by road ).

Читать еще:  Как оспорить завещание на наследство (квартиру) и можно ли? 2022 год

В пункте 1 указываются реквизиты грузоотправителя (наименование, адрес, страна). Кроме этих данных перевозчик обязан записать номер телефона и фамилию контактного лица грузоотправителя на случай, если возникнут какие-либо вопросы в процессе перевозки (на таможне, у грузополучателя).

Пункт 2 содержит реквизиты грузополучателя (наименование, адрес, страна). Необходимо также иметь номер телефона грузополучателя для решения возникающих вопросов на таможне при въезде в страну, для поиска офиса получателя в случае плохого владения национальным языком получателя.

В пункте 3 указывается адрес места разгрузки. Если адрес места разгрузки совпадает с адресом грузополучателя, то у перевозчика не должно возникать особых вопросов. Но, как правило, у 50% отправителей адрес места разгрузки не совпадает с адресом грузополучателя. Это связано с тем, что груз направляется сразу на филиал, склад или магазин. В данном случае перевозчику необходимо иметь номер телефона места разгрузки, а если получатель и место разгрузки находятся в разных городах, то сразу же у грузоотправителя уточнить маршрут движения, выяснив, необходимо ли заезжать к грузополучателю или сразу ехать по адресу места разгрузки.

В пункте 4 указываются место и дата погрузки груза.

Пункт 5 содержит перечень прилагаемых документов. К ним относятся:

· сертификат качества, если грузы имеют промышленное происхождение;

· ветеринарный сертификат, если грузы имеют животное происхождение;

· карантинный сертификат, если грузы имеют растительное происхождение;

· сертификат о происхождении ( certificate of origin );

Описание этих документов приведено в параграфах 2 — 8.

В пункт 6 заносятся знаки и номера, обозначающие класс, подкласс перевозимых опасных грузов, классифицируемых по Конвенции ДОПОГ. Особенности перевозки опасных грузов рассмотрены в параграфе 2.

Пункт 7 содержит количество мест груза. Как правило, до 90% всех грузов, перевозимых автомобилями, находятся на поддонах и для перевозчика наиболее приемлемым является, если в пункте 7 будет указано количество поддонов. Это число легко проверить, определив количество рядов поддонов и умножив на два (в грузовом отделении в ряд становится два поддона).

В пункте 8 указывается род упаковки груза (коробки картонные, ящики деревянные, бочки металлические или пластмассовые, мешки холщовые или полиэтиленовые и т.д.). Наименование груза указывается в пункте 9. В пункте 10 указывается код груза по классификации. В пункте 11 указывается вес брутто в килограммах, т.е. вес груза с упаковкой, а в пункте 12 указывается объем, занимаемый грузом, в кубических метрах,

Пункт 13 — указания отправителя (таможенная и прочая обработка), в данном пункте содержатся реквизиты контракта купли-продажи груза (номер и дата заключения контракта) и, если на вывоз товара потребуется лицензия или разрешение, указываются реквизиты этих документов.

На поле пункта 13 изображен конверт. Какой смысл этого изображения? Дело в том, что по одному экземпляру контракта купли-продажи товара, лицензии или разрешения на вывоз товара из страны должно быть предоставлено на таможне, где будет происходить таможенное оформление груза. Изображение конверта должно напомнить грузоотправителю и перевозчику, что указанные документы должны быть на таможне, и если они почему-либо не отправлены, то грузоотправитель передаст их в конверте через перевозчика.

В нижней части пункта 13 указана объявленная стоимость груза. В соответствии со статьей 23 (пункт 3) Конвенции КДПГ установлен предел ответственности перевозчика, ограничивающий сумму возмещения в пределах $12 за один килограмм недостающего веса брутто (8,33х1,46=$12,16). Однако пунктом 6 статьи 23 предусмотрено, что более значительное по своему размеру возмещение может быть потребовано с перевозчика в том случае, если в соответствии со статьями 24 и 26 была объявлена стоимость груза, В случае объявления стоимости груза, превышающей предел, указанный в пункте 3 статьи 23, объявленная стоимость заменяет этот предел. Конвенцией предусмотрено, что при объявлении стоимости груза, превышающей предел ответственности, перевозчику полагается дополнительный фрахт на оплату конвоя сопровождения.

В пункте 14 указывается государственный номер полуприцепа или контейнера в случае вывоза их из-за границы после времен­ного пребывания там.

Например, если по каким-то обстоятельствам полуприцеп был временно оставлен за границей (ремонт в связи с ДТП или после диагностического контроля), то при вывозе его в страну регистра­ции в пункте 14 CMR записывается государственный номер регистрации полуприцепа.

В пункте 15 указываются условия оплаты за товар по контракту купли-продажи. В этом пункте указывается международный термин, принятый по "Инкотермс-90".

Пункт 16 заполняется перевозчиком, как правило, с помощью штампа предприятия, содержащего реквизиты перевозчика (наименование, адрес, телефон, факс).

В пункте 17 заполняются реквизиты последующего перевозчика в случае осуществления перевозки несколькими перевозчиками.

По сравнению с условиями осуществления международных перевозок грузов в странах СНГ новым и обязательным предписанием является предоставление перевозчику права вносить в накладную оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки, Эти оговорки вносятся в пункт 18 накладной и, с целью единообразия, в виде рекомендации предлагаются следующие формулировки;

· по автотранспортному средству:

А) автомобиль без тента;

Б) по согласованию с отправителем;

А) груз без упаковки;

Б) упаковка повреждена;

В) упаковка не отвечает требованиям;

· по количеству, маркировке грузовых мест:

Проверить невозможно по причине:

А) погрузка выполнена отправителем;

B ) большого количества мест;

С) опечатан контейнер;

· по принятым грузам:

А) груз явно в плохом состоянии;

Б) груз поврежден;

В) груз подмочен;

Г) груз подморожен;

Д) груз не защищен от погодных условий и перевозится в таком состоянии под ответственность отправителя;

· по обработке, погрузке, сохранности, разгрузке:

· Обработка, погрузка осуществляется:

· водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

· по требованию отправителя.

· водителем при атмосферных условиях, способствующих повреждению груза;

· по требованию получателя.

Если накладная не содержит специальных оговорок перевозчика, то до доказательства иного предполагается, что груз и его упаковка были внешне в надлежащем состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и нумерация мест соответствовали указанному в накладной. В конвенции не указано, что оговорки перевозчика должны быть заверены грузоотправителем.

Оговорки перевозчика должны быть вписаны в первый экземпляр, остающийся у грузоотправителя, а так как страницы CMR изготовлены из самокопирующейся бумаги, то содержание оговорок отпечатается на всех страницах. Ни в коем случае нельзя вписывать оговорки в оставшиеся экземпляры, если перевозчик не сделал их в первом экземпляре, оставшемся у грузоотправителя. В случае возникновения претензий грузоотправитель легко докажет непорядочность перевозчика, предъявив первый экземпляр CMR с чистым пунктом 18.

Пункт 19 может быть заполнен только отделом расчетов после завершения перевозки. Однако, в настоящее время размер фрахта устанавливается на договорных началах и поэтому, как правило, пункт 19 не заполняется.

Особые согласованные условия перевозки оговариваются в пункте 20 CMR . В этом пункте указывается температура в камере рефрижератора, при которой должен доставляться скоропортящийся груз. В этой же графе может быть указана согласованная с перевозчиком дата доставки груза. Перевозчик обязан знать, что в случае просрочки в доставке, если заявитель требования докажет, что просрочка нанесла ущерб, перевозчик обязан возместить ущерб, который не может превышать провозных платежей (статья 23, пункт 5).

В пункте 20 может быть также указано ограничение скорости движения при перевозке негабаритных, тяжеловесных и взрывоопасных грузов, а также запрещение перегрузки и мойки полуприцепа.

В пункте 21 указываются наименование населенного пункта, где составлялась CMR , и дата заполнения.

Фактическое время прибытия под погрузку и убытие из-под погрузки указываются в пункте 22 и заверяются штампом.

Номер путевого листа, фамилия водителя и штамп предприятия перевозчика указываются в пункте 23. Ставя свою подпись в пункте 23 накладной CMR , водитель должен знать, что он подписывает договор на перевозку, и обязан убедиться, что условия договора его устраивают.

Фактическое время и дата прибытия и убытия из-под разгрузки отмечаются в пункте 24. Отметка о получении груза делается на третьем и четвертом экземплярах CMR .

Обнаруженная при сдаче груза и при проверке количества мест и веса недостача, порча или повреждение груза удостоверяются соответствующими отметками во втором, третьем и четвертом экземплярах CMR . При этом составляется акт получения (разгрузки), в котором указывается количество недостающего (испорченного) груза. Акт подписывается комиссией в составе представителя таможни или эксперта торговой палаты, грузополучателя и перевозчика.

В пункте 25 отмечаются государственные номера тягача и полуприцепа, загрузившего груз, а в пункте 26 — их марки и модели.

Пункты 27, 28 и 29 оформляются при передаче CMR в отдел расчетов экспедитора

См. Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ). Женева 19 мая 1956 года

См. Типовую форму Международная товарно-транспортная накладная Internationaler Frachtbrief (CMR) в редакторе MS-Word

Типовая форма международной транспортной накладной (CMR)

Международная товарно-транспортная накладная CMR

Рис. 1. Типовая форма международной транспортной накладной ( CMR )

1. Отправитель (наименование, адрес, страна)

Международная товарно-транспортная накладная Internationaler Frachtbrief

Данная перевозка, несмотря ни на какие прочие договоры осуществляется в соответствии с условиями Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов КДПГ

Diese Beförderung unterliegt trotz einer gegenteiligen Abmachung den Beatimmungen des Übereinkommens über den Beförderungsvertrag im internat. Straßengüterverkehr (CMR)

Товарно-транспортная накладная международного образца

Если международные перевозки осуществляются автомобильным транспортом, то российский участник сделки вправе оформить международный эквивалент товарно-транспортной накладной – СМR.

СМR введен Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ). Она была подписана в Женеве в 1956 году. В нашей стране этот документ действует с 1 декабря 1983 года. Его применяют, если между перевозчиком и отправителем существует договор об автомобильной транспортировке грузов (п. 1 ст. 1 КДПГ), и хотя бы одна из стран (отправления или назначения) подписала КДПГ. В частности, это такие страны как: Россия, Беларусь, Латвия, Литва, Словакия, Турция, Франция и другие государства.

Правила оформления CMR

В отличие от российской товарно-транспортной накладной, CMR составляют в трех экземплярах. Их подписывают грузоотправитель и перевозчик. В некоторых странах существует еще один экземпляр, который предназначен для тарифного контроля.

Бывают ситуации, когда груз должен быть перевезен несколькими автомобилями, или в одном автомобиле перевозят грузы разного вида. Тогда количество накладных должно соответствовать количеству транспортных единиц или количеству видов груза. Это правило действует и в случае, если перевозят несколько партий одинакового груза.

Если перевозимый груз является опасным, то отправитель должен точно указать в накладной характер опасности. Кроме того, в накладной следует описать необходимые меры предосторожности, которые надо предпринять для обеспечения безопасной перевозки.

Перед тем, как подписать СМR, перевозчик должен проверить правильность указания количества мест, маркировки, состояние товара и упаковки (п. 1 ст. 8 КДПГ). При транспортировке груза на большие расстояния перевозка может быть поручена последовательно нескольким перевозчикам. Второй перевозчик и каждый из последующих становятся участниками договора перевозки в силу принятия ими груза и накладной. Перевозчик, принимающий груз, должен отметить свое имя и адрес на втором экземпляре накладной. Если он не удовлетворен их состоянием, то должен сделать в накладной соответствующие отметки. Если в накладной нет обоснованных перевозчиком оговорок, то считается, что в момент принятия груза перевозчиком груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии. А также, что число грузовых мест, их маркировка и номера соответствовали указаниям в накладной.

Вместе с международной ТТН перевозчику передают: отгрузочную спецификацию, фактуру–спецификацию, сертификат о качестве, карантинный и ветеринарный сертификаты (п. 6 Перечня документов, утвержденного Минтрансом РФ 27 октября 1998 г. далее – Перечень). Они должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок. Их предъявляют в соответствующих случаях проверки. До начала перевозки отправитель обязан присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика документы, необходимые для выполнения таможенных и иных формальностей.

Международная ТТН должна содержать «стандартные» данные, такие же, как и в российской накладной (дату документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д.). Помимо этого, в СМR нужно указывать (п. 1 ст. 6 КДПГ):

  • принятое обозначение характера груза и род его упаковки;
  • платежи, связанных с перевозкой (таможенные пошлины и сборы и т.д.) и другие платежи, взимаемые с момента заключения договора до сдачи груза;
  • инструкции, которые понадобятся при пересечении границы, оформлении таможенных документов;
  • указание, что перегрузка не разрешается;
  • указание платежей, которые отправитель обязан оплатить;
  • сумму платежа, подлежащего оплате при сдаче груза;
  • объявленную стоимость груза;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • согласованный срок, в течение которого перевозка должна быть осуществлена;
  • перечень документов, переданных перевозчику.

Если пункт отправления (назначения) груза расположены за пределами России, то услуги по перевозке облагаются НДС по нулевой ставке (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ)

Для того, чтобы получить вычет по НДС организации должны подать в налоговую ряд документов, в числе которых и международная товарно-транспортная накладная (подп. 2 п. 6 ст. 165 НК РФ). Но совсем не обязательно заполнять все реквизиты СМR. Так, если на документе имеются отметки «Выпуск разрешен» («Товар вывезен»), то можно не прописывать информацию о путевом листе, стоимости груза, фамилии водителя, дате получения груза, подпись и штамп получателя. Об этом сообщили судьи (постановление ФАС Московского округа от 18 мая 2006 г. по делу № КА-А40/4132-06). Арбитры указали на то, что ни Таможенный Кодекс, ни КДПГ не содержат перечня реквизитов, отсутствие которых влечет недействительность товарно-транспортной накладной.

Однако, если на международных ТТН не будет отметок пограничного таможенного органа (подп. 4 п. 1 статьи 165 НК РФ), которые подтверждают ввоз и вывоз товаров, обращение в суд не поможет (постановление Президиума ВАС от 21 сентября 2005 г. № 4152/05). Это относится даже к той ситуации, когда компания представит документы с необходимыми отметками непосредственно в зале суда.

Заметим, судьи считают, что СМR и все прилагаемые к ней документы можно составлять на иностранном языке, без перевода на русский. Но, инспекторы вправе потребовать перевод при камеральной проверке (ст. 88 НК РФ). Если же налоговики этого не сделают, то отказать в вычете по НДС ревизоры не вправе. К такому выводу пришли арбитры Московского округа (постановление ФАС от 5 июля 2005 г. по делу № КА-А40/5834-05). Несмотря на мнение судей, хотелось бы посоветовать изначально делать построчный перевод на русский язык. Ведь в пункте 6 Перечня ясно и четко прописано требование оформлять ТТН на двух языках.

между делом

Если перевозка осуществляется из Москвы в Калининград, то, несмотря на неоднократное пересечение сухопутной границы, транспортировка считается внутренней. Значит, заполнять СМR не нужно.

Таблица. Порядок заполнения граф CMR

Графа 1Наименование и полный адрес (страна, город, индекс, улица, номер дома, строения) фирмы-отправителя. Если товар отправляется по поручению контрактодержателя – третьей компанией, то указывают название этой организации и делают приписку: «По поручению». («by order», «on behalf»). Одно из этих наименований обязательно должно фигурировать в инвойсе (счета–фактуры, счета–проформы).
Графа 2Наименование фирмы-получателя, её полный адрес.
Графа 3Адрес места окончательной разгрузки товара (склад фирмы–получателя). В случае отправки груза на таможенного брокера делается дописка «Для фирмы ___».
Графа 4Адрес места погрузки товара и дата погрузки.
Графа 5Номера инвойсов, ветеринарного, фитосанитарного сертификатов (если они нужны).
Графа 6. 7. 8. 9.10. 11. 12.Количество мест, род упаковки, наименование товаров, коды ТН ВЭД по каждой группе товаров, вес брутто. Данные этого раздела должны точно соответствовать сведениям, которые указаны в инвойсе и упаковочном листе. При большом количестве наименований возможно указание объединенного названия со ссылкой: «Расшифровку смотри в инвойсе». Желательно указывать расшифровку веса по каждому коду ТН ВЭД.
Графа 13Таможенный орган получателя (таможня, таможенный пост и код таможенного поста), склад временного хранения или таможенный склад, его адрес и номер лицензии (желательно с датой окончания срока действия лицензии).
Графа15 Условия поставки по «Инкотермс – 2000»
Графа 16Наименование перевозчика, его адрес. В этой графе перевозчик ставит свою печать.
Графа 17Реквизиты агента (экспедитора), который контролирует перевозку.
Графа 20Для отметок получателя. Дата получения груза, его печать.
Графа 21Дата заполнения СМR.
Графа 25, 26Регистрационные номера тягача и прицепа.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как теперь будут контролировать наличку. 115-ФЗ в 2021 году ».

Только до завтра можно забрать запись со скидкой 20%. Программу вебинара смотрите здесь

Скачать бланк CMR и заполнить ЦМР (СМР)

Очень часто, особенно при оформлении экспорта, требуется самому заполнить международную товарно-транспортную накладную, иначе говоря CMR.

Для этого нужно скачать сам бланк смр, а потом его заполнить.

Я обычно ЦМР заполняю на русском языке, если груз едет по странам СНГ, а если дальше , то на английском. Этого вполне достаточно. Для удобства заполнения латиницей можно использовать онлайн-сервисы транслита. В интернете их уйма.

Теперь по порядку по графам:

Графа 1: Вписываем название отправителя груза, страну и адрес. Индекс как хотите.

Графа 2: Аналогично первой графе,только сведения о получателе груза.

Графа 3,4: Укажите места разгрузки и погрузки груза, и дату погрузки, соответственно.

Графа 5: Номер инвойса (-ов) и его дату, и номер ТИРа , если есть.

Графы 6-9: Вкратце наименование груза, количество мест и род упаковки (поддоны, коробки, ящики и т.д.), напротив в графе 10 — таможенный код, дальше в графе 11 — вес брутто в кг.

Ниже, где «тотал» желательно заполнить итог по количеству мест и общий вес брутто.

Графа 13: Сведения о месте проведения таможенной обработки (обычно тут указывают место, где будут растамаживать груз, а если товар едет в Россию, то обязательно укажите адрес, код таможенного поста растаможки, номер свидетельства СВХ). Данные для грузов идущих на растаможку в Санкт-Петербург я привел в этой статье.

Графа 15: Условия поставки по Инкотермс .

Графа 16: Реквизиты перевозчика. Обычно у водителя есть с собой прямоугольный штампик с реквизитами перевозчика, просто на эту графу ставите этот штамп.

Графа 21: населенный пункт и дату заполнения. Обычно это те же сведения, что и в графе 4.

Графа 22: Подпись и печать отправителя.

Графа 23: Подпись и печать перевозчика. Часто у водителя есть печать, он же может поставить подпись.

Графы 25-26: Номер автомобиля и прицепа.

В верхнем правом углу, справа от надписи CMR можно указать его номер.

Готово! Если оформляете экспорт, то в графу 17 или 18 впишите (можно и от руки) номер декларации на товары.

Если допущена ошибка в CMR, а бланка другого нет, паниковать не стоит. Аккуратно зачеркиваете ошибочные данные, рядом пишите корректные и заверяете исправление печатью и подписью, можно либо печатью отправителя, либо печатью перевозчика.

PS Вообще-то, по секрету, бланк ЦМР, уже отпечатанный перевозчиком, должен иметь каждый уважающий себя водитель, а саму ЦМР-ку должен заполнять отправитель. Но это как-то неклиентоориентировано, поэтому изредка приходится делать самому

Если в данном материале Вы не нашли ответ на интересующий вопрос, то пишите по адресу manager@rastamozhitvspb.ru и в скором времени я обновлю статью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector