Art-clr.ru

Арт Журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Становление и развитие помощи и взаимопомощи в Древней Руси

Становление и развитие помощи и взаимопомощи в Древней Руси

1. Родоплеменные и общинные формы помощи у славян до Х века.

2. Развитие идей помощи и поддержки на Руси после принятия Христианства.

Первые славянские памятники появляются в Восточной Европе на берегах Днепра в VI в. н.э. Согласно некоторым источникам славяне пришли из Центральной Европы на Днепр с Дуная через Карпатские горы. Второй поток славян шел с южных берегов Балтики к берегам Волхова и Ладоги, где потом возник Новгород.

В VII-VIII вв. славяне составляли уже значительную часть населения Восточной Европы. Коренными жителями были балты и угрофины. Но славяне не завоевывали земли, они селились в густых лесах и осваивали земли для пахоты. Они принесли в Восточную Европу более высокую земледельческую культуру (залежная – в лесостепях и подсечно-огневая – в лесах).

Летопись называет одного из первых князей славян Кий – основателя города Киева. Князья имели дружины, которые не зависели от общины. Важным источником доходов князей и их дружин была дань (полюдье). Общины платили дань князьям за то, что они их охраняли.

Помощь убогому и сирому – важная традиция народа, поэтому проблемы защиты детей и семьи, проблемы социального воспитания в Древней Руси должны быть известны будущим социальным педагогам.

В основе духовного и семейного воспитания в времен Древней Руси лежали примеры соблюдения долга перед землей русичей, требования моральной чистоты, степенности и достоинства.

Во «Влесовой книге» – памятнике славянской письменности есть повествование о том, что «старый Илур учил детей своих по ночам, так как греки, которые захватили Сурож (Крым) запрещали учить славянскую грамоту». Илур учил юношей мыться, закаливать себя, быть стойкими в сражении, ибо славянам приходилось постоянно отражать бесконечные нападения врагов.

К сожалению, памятники истории о жизни древних славян не сохранились, так как были уничтожены в период христианизации Руси. Однако славянская мифология позволяет нам сделать вывод о том, что все древнейшие формы помощи и защиты становились и развивались в той же исторической последовательности, как и у других народов.

Теперь попытаемся выяснить происхождение славянского слова «помощь». Корень слова «помощь» — мочь. Субъектом помощи выступает слово «могутный» – сильный, мощный, здоровый. Древнерусское слово «могуть» означало – знатный, властный, имущий. Подтверждением этого положения можно считать то, что на Руси были имена Могута, Словута.

В языческой общине на Руси существовали аграрные культы, семейно-родовые обряды. Эти традиции были настолько сильны, что Православная Церковь еще в ХVI в. их отмечала и боролась с неискореннеными обрядами и обычаями (молиться древесам и камням, хоронить умерших в курганах, а не на церковных погостах и т.д.).

Древние славяне жили общинами. Главными занятиями были земледелие и скотоводство. Имущественного неравенства не было в славянской общине, так как быт общинников был одинаков. Скот был в общем владении и лишь дружинники князя получали часть военной добычи. Известны значительные походы славян на Царьград. В 1Х веке отдельные племенные образования были объединены Киевом и Новгородом князем Олегом.

Многие работы были трудоемкими и их выполняла вся община – мир, вервь. Органами самоуправления выполнялись функции земельных переделов, налогово-финансовые вопросы, решение судебных споров и помощь нуждающимся.

На смену родовой общины приходит территориальная или соседская община. В ней происходит идентификация, которая отличала своих людей от представителей других общин. В общине род сохранял верховную собственность на землю, регулировал семейно-брачные отношения в виде экзогамии(запрет на брак в пределах одной родственной группы) и редко эндогамии (запрет на брак внутри родовой общины), выполнял функции взаимопомощи, взаимоответственности и защиты. В те времена у славян господствовала кровная месть как элемент правосудия.

Образом языческого сознания древних славян было колесо – символ жизни, оберег от злых духов, признак стабильности и основательности. В колесе не было указания на время – оно катилось, не изменяясь. Человек был растворен в природе, в космосе. Он был таким же целым, как и они. Это позволяло человеку не ощущать страх одиночества, оторванности от общины.

Современники называли славян добрыми и нелукавыми, но и жестокими, и вероломными. Добрыми славян называли за то, что у них не было рабства (натуральное хозяйство не нуждалось в рабах). Все захваченные во время войны пленные могли остаться жить в общине или возвратиться к своим, выплатив выкуп. А вероломными и жестокими славян называли за то, что они считали род, семью, общину – своими, а остальных людей – врагами. Войны в те времена были частыми, а врагов было много.

У древних славян существовали несколько форм помощи и взаимоподдержки:

1. Культовые формы помощи и поддержки с использованием различных сакральных атрибутов, связанных с религиозными обрядами, ритуалами. К ним чаще всего относилось поклонение озерам, рощам, небесным светилам. Существовал культ рода и рожениц, культ Перуна и т.д. Опираясь на эти взгляды, происходила фетишизация отдельных предметов – оберегов. Эти обереги сохранились и до настоящего времени в виде икон-чудотворящих. Сейчас почитаются иконы Божьей Матери Иверской, Казанской, Владимирской, Смоленской, Утоли мои печали, Троеручницы и т.д.

Носителями реципрокного (взаимного) поведения на Руси были волхвы – языческие жрецы, звездочеты, чародеи, предсказатели и шаманы. Они регулировали общественные отношения, пользуясь при этом сакральными методами. Иногда по их решениям людей, скрывающих урожай в условиях голода, убивали или изгоняли, предварительно разорив. Этот обычай сохранился на Руси вплоть до Х1Х в. Только позже появилась идея «справедливого распределения».

Культ богов помогал русичам при решении ответственных жизненных задач. Так, Дажьбог – «бог даятель» наделял богатством, а Стрибог – распределял богатство. С тех далеких времен богатство связывалось с милосердием. Почитали богов на братчине – празднике сельской общины, куда каждый что-то приносил из продуктов. Братчины проводились при обилии благ, хороших урожаях, за что нужно было благодарить богов. Праздников было много от 80 до 150 в году и праздновали от 3-х до 8-ми дней.

У славян были развиты родовые обряды почитания предков. В могилу умершего клали орудия быта, утварь, животных и т.д. После похорон устраивались тризны, игрища, трапезы, раздача продуктов «с рук». В «Семицкий четверг» поминали родителей, люди шли в скудельницы – братские могилы и хоронили тех, кого не успели похоронить зимой. «Магия угощения» была в форме отдара, так как считалось, что умершие содействуют плодородию и урожаю. На скудельницах всегда были представители потустороннего мира: нищие, странники, которым раздавалась «справа» в виде блинов.

У славян проявлялось сострадание к путешественникам. Это были герои, так как они преодолевали многочисленные препятствия. Древние путешественники не могли бы совершить длинные походы, если бы не помощь богов, поэтому оскорбить путника – оскорбить Бога. Кроме того, у славян был культ домового. Путник, вступая в жилище славян, получал защиту от домового, поэтому принимая путника, они делали честь и домовому.

Был у славян и культ героя-дружинника – образца для подрастающих поколений. В их честь устраивались княжеские пиры. На них раздавалась милостыня и формировалось нищелюбие и страннолюбие. Часто на пирах участвовали калики-перехожие – странники и песенники. Культ героя породил идею выкупа пленных из неволи, о чем имеются сведения из Договора «Об искуплении пленных» князя Олега с Царьградом.

2.Общинно-родовые формы помощи и защиты рода, семьи, поселения.

Вервь – система самоуправления, форма гражданского права. Впоследствии вервь стала основой церковной общины. Вервь защищала стариков, женщин и детей. При ней же работал институт старцев. К старикам и детям относились одинаково, у них была похожая одежда и пропитание. В определенные периоды на Руси существовал обряд инфатицида– узаконенного убийства ребенка или старца (в ряде районов России этот обряд сохранился до ХVIII в.). Дряхлых и больных стариков зимой спускали на санях в глубокий овраг или вывозили на мороз, опускали в яму или просто убивали на огородах или в лесу.

Позже появились другие формы помощи старикам и детям – их брала на содержание община и они «гостили» каждый день в другой семье. Этот обычай сохранился и сейчас при найме пастухов для деревенского стада. Иногда старики уходили жить на погост, строили себе жилище, жили на подаянии. Эта форма помощи также сохранилась до наших дней, правда в другой форме, хотя и осуждается церковью и приходом.

Таким образом, клиентами помощи были дети и старики – сироты. В. Даль трактует сиротство как беспомощность, одиночество, бедность, бесприютность, людей, не имеющих отца и матери. Сейчас сиротству дается более узкое толкование – ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. В ранние периоды существовал обычай, по которому захваченные в плен взрослые мужчины убивались, а дети и женщины становились рабами – это был своеобразный институт защиты детства и материнства. Существовал также институт «приймачества», когда сироту принимали в семью престарелых хозяев или те, у кого не было наследников.

На ранних этапах не было института вдов, так как они после смерти мужа должны были умереть, их сжигали и хоронили. Перед принятием христианства этот институт вдов появился. Вдовы обмывали умерших и получали вещи покойного и пропитание. На юге Украины вдовы ходили по домам «в гости», где кормились. После принятия христианства был запрещен обычай хоронить жену с умершим мужем, так как это порождало обилие детей-сирот. Для стариков и детей-сирот при скудельницах (божемолках), могильниках строились сторожки, там их всем миром кормили. Старики и старухи были воспитателями брошенных детей.

3.Хозяйственная форма помощи и взаимоподдержки строилась на форме обмена, которая сопровождалась в виде праздника: братчина, посиделки, беседы, помочи. Заключались договоры на трудовую деятельность, например, постройка дома, с последующей трапезой, играми и катаниями. Кроме того, использовались внесезонные и сезонные формы помощи и взаимопомощи. Применялось совместное использование рабочего скота.

Таким образом, у древних славян было несколько путей помощи нуждающимся:

– поочередное кормление нуждающихся односельчан в семьях. Сроки кормления – 1 день или 1 неделя;

– передача нуждающихся на постоянное кормление в семью за какую-либо льготу (увеличение земельного надела, снижение налога, денежная приплата и т.д.);

– милостыня, которая подавалась своим же односельчанам, зная о причинах нищенства. Милостыня чаще всего подавалась продуктами.

Важное событие произошло в 988 году – крещение Руси. Принятие христианства повлияло на развитие ремесел, камнерезного дела, на огородничество, так как христианство требовало, соблюдая посты, есть больше овощей. После принятия христианства на Руси распространилась грамота – кириллица – по имени болгарских миссионеров Кирилла и Мефодия. Христианство вело к смягчению нравов на Руси, так как запрещалось человеческое жертвоприношение, ритуальные убийства, прославлялись князья, которых сажает на царствие сам Бог, а от князя требовалась ответственность за свой народ.

Христианизация Руси сопровождалась небывалым дотоле почитанием старейших и старших. Пятая заповедь скрижалей закона Божия гласила: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да далголетен будиши на земле». Этой заповедью детям предписывалось почтительное обращение к родителям, полное подчинение им, забота о престарелых. Молодым надлежало дорожить родительским благословлением, молиться о здравии и спасении своих отцов и матерей и в точности исполнять их духовные завещания. Ослушникам пятой заповеди полагалось не общественное, как теперь, порицание, а самое суровое наказание – смертная казнь.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Россия в средние века

Необходима регистрация

Подъем Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей Российской империи, начался в монгольский период, и освобождение ее от монгольского владычества в середине XV века освободило путь для объединения и дальнейшего развития Московского государства.

Читать еще:  Доверенность на получение товара, денежных средств на ИП

Первой ступенью возвеличивания Москвы стало объединение Великой Руси благодаря усилиям Ивана III и Василия III. Второй – также сообразно с программой Ивана III – было установление контроля над Западной Русью (Белоруссией и Украиной). Чтобы достичь этого, Москве пришлось пойти на конфликт с Польшей, последствия которого ощутимы даже в настоящее время.

Именно в пост монгольский период сформировалась внешняя политика России нового времени и основные типы ее политических институтов. Поэтому изучение событий и тенденций этого периода важно для верного понимания последующего хода русской истории.

Пост монгольский период в России совпадает с эпохой Ренессанса и Реформации в Европе. Для России это был период интенсивного духовного и художественного брожения. Одно время протестантская Реформация была близка к утверждению в Западной Руси.

Процесс объединения Великой Руси описан во 2-5 главах. Последние три главы относятся к политической и социальной организации Западной Руси в XVI веке, борьбе между Москвой и Польшей за контроль над Западной Русью, подъему украинских казаков в конце XVI века и церковной унии 1596 г.

В следующем томе я предполагаю рассмотреть эволюцию Московского царства при Иване Грозном и Борисе Годунове, а также основные аспекты русской культуры в конце XV и XVI столетиях.

В процессе работы над этим томом я в значительной степени пользовался советами друзей и коллег, оказавших разностороннюю помощь. Я в особенности благодарен Николаю Андрееву, Освальду П. Бакусу, Роману Якобсону, Акдесу Нимету Курату, Филиппу Лозинскому, В.Ф. Минорскому, Льву Окиншевичу, С.Г. Пушкареву, П.Н. Савицкому и Симону Шушману. Но к своим заключениям я пришел самостоятельно.

Нью Хейвен, Коннектикут Г.В. Декабрь 1958

Введение. РОССИЯ В СЕРЕДИНЕ XV ВЕКА

27 марта 1462 г. великий князь московский Василий II скончался после того, как, согласно его приказу, тлеющий трут был приложен к различным частям его тела. Таковой, по замечанию летописца, была обычная процедура лечения больных сухоткой в России. В этом случае средство лечения оказалось более опасным, нежели сама болезнь, т.к. ожоги стали причиной гангрены. Чувствуя приближение конца, он выразил желание принять монашеский постриг, но по неизвестной причине не получил разрешения на это и умер мирянином.

Василий жил и умер в старом кремлевском деревянном дворце, маленьком и душном. Позднее властители стали строить каменные дворцы и роскошные соборы и нанимать западных архитекторов и инженеров, а также врачей. При наследниках Василия Московское государство и город Москва разрастались, и за несколько десятилетий Москва стала столицей большой нации и одним из важных центров международной дипломатии и интриг.

Цепкий, неразборчивый в средствах и жестокий, Василий II, казалось, не обладал качествами хорошего правителя, и все же у него была определенная цель, направлявшая его политику: объединение всех владений московской ветви рода Рюриковичей (дом Даниила) под единым правлением. В этом он имел поддержку церкви, сильной группы приближенных князей, нового дворянства и ряда бояр. С их помощью к концу своего правления он достиг основной цели.1 Более того, в период его правления Московское государство стало фактически, если и не юридически, независимым от власти татар; а московская церковь обрела независимость от власти константинопольского патриарха. Были заложены основания, на которых должно было быть вскоре воздвигнуто могучее здание московского царизма. Вследствие этого правление Василия может рассматриваться как один из важных поворотных пунктов в истории России.

Ко времени его смерти Великое княжество Московское было всего лишь одним из многих русских государств и земель. Рядом с ним существовали два других восточнорусских великих княжества – Тверь и Рязань. На северо-западе (от Москвы) существовали два процветающих города-государства – Новгород и Псков. Новгородские владения занимали целиком северную часть России, простираясь до берегов Северного Ледовитого океана и приполярной части Уральских гор на севере, и далее от них – к Нижней Оби на востоке.

К западу от Московии земля Смоленская, современная Белоруссия, и большая часть современной Украины были под властью великих князей Литвы. Восточная Галиция была частью Польши (присоединена к ней в 1349 г.). Карпатская Русь принадлежала Венгрии.

С лингвистической точки зрения к середине XV века определенный вид приобрела дифференциация трех современных восточнославянских языков – русского (великорусского), украинского (малорусского) и белорусского. Однако церковнославянский язык оставался языком церкви как в восточной, так и в западной части России. Он также составил основание литературного языка каждой из трех групп. Характерным для людей и восточной и западной России было то, что они продолжали называть себя русскими, а свою землю Россией (Русью). Эта практика отражалась в титулах правителей двух основных государств, которые появились на древнерусской территории, – Московии и Литвы. Начиная с Ивана I (1328-1341 гг.) правители Московии называли себя «Великими князьями Московскими и Всея Руси», в то время как литовские были известны как «Великие князья Литовские и Русские». Интересный пример существования понятия единства русской земли, несмотря на все политические деления среди образованных людей России, представлен в «Списке русских городов, дальних и ближних», который помещен в замечаниях, предшествующих тексту одного из вариантов первой новгородской летописи.2 Рукопись датируется, серединой XV века, но сам список относится, вероятно, к концу XIV – началу XV веков. Имена русских городов организованы в семь групп, соответствующих следующим территориям: (1) нижнедунайский регион, включая Ясский Торг – «Аланский рынок» (в настоящее время Ясы в Румынии) и Коломию; (2) Киевский регион, включая Чернигов; (3) Волынь, включая Львов и Галич; (4) Литву, прежде всего белорусские города; (5) Смоленский регион; (6) Рязанский регион; (7) территорию Залесья, т.е. Суздаля (включая Москву), Новгорода и Пскова.

Русь удельная — период феодальной раздробленности на Руси

Русь удельная - период феодальной раздробленности на Руси

Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет.

Александр Невский

Русь Удельная берет свое начало в 1132 году, когда умирает Мстислав Великий, что приводит страну к новой междоусобной войне, последствия которой оказали огромное влияние на все государство. В результате последовавших событий появились независимые княжества. В отечественной литературе этот период также называют раздробленностью, поскольку в основе всех событий лежало разобщение земель, каждая из которых фактически была самостоятельным государством. Конечно, сохранялось главенствующее положение Великого князя, но это была уже фигура скорее номинальная, чем действительно значимая.

Период феодальной раздробленности на Руси продлился практически 4 века, в ходе которых страна претерпела сильные изменения. Они затронули, как устройство, так и быт, и культурные обычаи народов России. В результате обособленных действий князей Русь на долгие годы оказалась заклейменной игом, избавиться от которого удалось только после начала объединения правителей уделов вокруг общей цели – свержение власти Золотой Орды. В данном материале мы рассмотрим основные отличительные особенности удельной Руси, как самостоятельного государства, а также основные особенности земель, в него входящих.

Причины феодальной раздробленности на Руси

Основные причины феодальной раздробленности на Руси вытекают из тех исторических, экономических и политических процессов, которые в тот момент времени происходили в стране. Можно выделить следующие основные причины образования Удельной Руси и раздробленности:

причины феодальной раздробленности на Руси

  • Господство натурального хозяйства. Как ни парадоксально, но это одни из главных критериев, который привел к образованию уделов. Натуральное хозяйство предполагает замкнутый цикл в пределах конкретного района, в данном случае в отдельной земле. Последствия такого построение сводится к тому, что связь между административными центрами очень слабая, а значит, и взаимной необходимости друг в друге нет.
  • Усиление княжеств. Отдельные княжества той эпохи значительно усилились и их князья не желали подчиняться кому-либо. Они хотели самостоятельно править, пусть и только в своей земле. Такие настроения были массовыми. Каждое княжество имело своего правителя, большинство из которых отказывались признавать чью бы то ни было власть над собой.
  • Отсутствие сильных врагов за пределами страны. Для России того времени было затишье в войнах, да и соседи страны никак не могли посягать на ее владения, поскольку все они были слабы. Конечно, были, например, те же половцы, которые периодически совершали набеги на восточные земли, но князья своими силами справлялись всегда с врагами. Нужды же в сильном, объединенном войске не было. А в момент, когда оно понадобилось для борьбы с Батыем – собрать его не удалось, по тем же причинам обособленности.
  • Рост торговых городов. Главным образом речь идет о Новгороде и Смоленске, которые благодаря своему географическому положению были торговыми центрами страны и, как следствие, быстро росли и расширялись. Естественно, на фоне роста общего недоверия к Киеву, князья этих владений желали получить самостоятельность и не выплачивать налоги в Киев.
  • Богатый этнос страны. Русь исторически населяли различные народности, которые долгое время жили в мире, но с ростом недовольства внутри страны, национальный вопрос стал очень остро и сыграл немалую роль в разделе.

Весь этот комплекс мер и привел к тому, что причины феодальной раздробленности на Руси оказались очень существенными и привели к необратимым последствиям, едва не поставившим на кон само существование государства.

Причины феодальной раздробленности на Руси

Раздробленность на определенном историческом этапе это нормальное явление, с которым сталкивалось практически любое государство, но на Руси в этом процессе были определенные отличительные особенности. Прежде всего, необходимо отметить, что буквально все князья, управляющие уделами, были из одной правящей династии. В мире такого больше не было нигде. Всегда были властители, которые силой держали власть, но исторических притязаний на нее не имели. В России же практически любой князь мог быть выбран главным. Во-вторых, следует отметить потерю столицы. Нет, формально Киев сохранял главенствующую роль, но это было только формально. В начале этой эпохи по-прежнему Киевский князь был главенствующим над всеми, другие уделы платили ему налоги (кто сколько может). Но буквально в течение нескольких десятилетий это изменилось, поскольку вначале русские князья взяли штурмом ранее неприступный Киев, а после этого монголо-татары буквально уничтожили город. К этому времени Великим князем был представитель города Владимир.

последствия феодальной раздробленности на Руси

Русь удельная — последствия существования

Любое историческое событие имеет свои причины и последствия, которые оставляют тот или иной отпечаток на процессах, происходящих внутри государства во время таких свершений, а также после них. Распад русских земель в этом плане исключением не стал и явил целый ряд последствий, которые были образованы в результате появления отдельных уделов:

  1. Равномерное заселение страны. Это один из положительных моментов, который был достигнут за счет того, что южные земли стали объектом постоянных войн. В результате основное население было вынуждено уйти в северные районы для обретения безопасности. Если к моменту образования государства Удельная Русь северные районы были практически пустынны, то к концу 15 века ситуация уже изменилась в корне.
  2. Развитие городов и их обустройство. К этому пункту можно отнести и экономические, духовные, ремесленные новшества, появившиеся в княжествах. Связано это с довольно простой вещью – князья в своих землях были полноправными властелинами, для поддержания которой было необходимо развивать натуральное хозяйство, чтобы не зависеть от соседей.
  3. Появление вассалов. Поскольку единой системы, обеспечивающей безопасность всем княжествам, не было, то слабые земли были вынуждены принимать статус вассалов. Конечно, ни о каком угнетении речи не шло, но и самостоятельности у таких земель не было, поскольку они во многих вопросах были вынуждены придерживаться точки зрений более сильного союзника.
  4. Снижение обороноспособности страны. Отдельные дружины князей были достаточно сильны, но все же не многочисленны. В битвах с равными противниками они могли одержать победу, но сильные враги поодиночке могли с легкость справиться с каждой из армий. Поход Батыя это наглядно продемонстрировал, когда князья в попытке отстоять в одиночку свои земли, не отважились объединить силы. Результат широко известен – 2 века ига и убийство огромного числа русских.
  5. Обнищание населения страны. К таким последствиям привели не только внешние враги, но и внутренние. На фоне ига и постоянных попыток Ливонии и Польши захватить русские владения, междоусобные войны не прекращаются. Они по-прежнему масштабные и разрушительные. Страдало же в такой ситуации, как всегда простое население. Это была одна из причин миграции крестьян на север страны. Так происходила одна из первых массовых миграций людей, которую породила удельная русь.
Читать еще:  Договор поставки товара с предоплатой

Мы видим, что последствия феодальной раздробленности России далеко не однозначны. Они имеют, как отрицательные, так и положительные стороны. Более того, следует помнить о том, что этот процесс характерен не только для Руси. Все страны в той или иной форме его прошли. В конечном же итоге уделы все равно объединились и создали сильное государство, способное обеспечить собственную безопасность.

Распад Киевской Руси привел к появлению 14 самостоятельных княжеств, каждое их которых имело свою столицу, своего князя и армию. Наиболее крупными из них были Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества. Необходимо отметить, что в Новгороде сложился уникальный на тот момент времени политический строй – республика. Русь удельная стала уникальным государством своего времени.

Владимиро-Суздальское княжество

Особенности Владимиро-Суздальского княжества

Этот удел находился в северо-восточной части страны. Его жители занимались в основном земледелием и скотоводством, чему способствовали благоприятные природные условия. Наиболее крупными городами в княжестве были Ростов, Суздаль и Владимир. Что касается последнего, то он стал главным городом страны, после того, как Батый захватил Киев.

Особенность Владимиро-Суздальского княжества заключается в том, что долгие годы оно сохраняло свое господствующее положение, и Великий князь правил из этих земель. Что касается монголов, то они также признавали власть данного центра, позволяя его правителю единолично собирать для них дань со всех уделов. Существует большое количество догадок по данному поводу, но все же с уверенностью можно говорить о том, что Владимир продолжительное время был столицей страны.

Особенности Галицко-Волынского княжества

На юго-западе от Киева располагалось Галицко-Волынское княжество, особенности которого заключались в том, что оно было одним из крупнейших в свое время. Крупнейшие города этого удела были Владимир Волынский и Галич. Их значимость была довольно высока, как для региона, так и в целом для государства. Местные жители в массе своей занимались ремеслами, что позволяло им активно торговать с другими княжествами и государствами. Вместе с тем стать важными торговыми центрами эти города не смогли, в силу географического положения.

В отличие от большинства уделов, в Галицко-Волынском в результате раздробленности очень быстро выделились богатые землевладельцы, которые оказывали огромное влияние на действия местного князя. Данная земля была подвержена частым набегам, прежде всего, со стороны Польши.

Новгородское княжество – республика

Новгородское княжество

Новгород это уникальный город и уникальный удел. Особый статус этого города берет свое начало вместе с образование русского государства. Именно здесь оно зародилось, и его жители всегда были свободолюбивыми и своенравными. В результате чего они часто меняли князей, оставляя себе только достойнейших. Во времена татаро-монгольского ига именно этот город стал оплотом Руси, городом, который враг так и не смог взять. Новгородское княжество в очередной раз стало символом России и землей, которая способствовала их объединению.

Крупнейшим городом этого княжества был Новгород, на охране которого находилась крепость Торжок. Особое положение княжества привело к быстрому развитию торговли. В результате чего это был один из богатейших городов страны. По своей величине он также занимал ведущее место, уступаю только Киеву, но в отличие от древней столицы Новгородское княжество свою независимость не утратило.

Знаменательные даты

Русские земли в период раздробленности

История это, прежде всего, даты, которые могут лучше всяких слов рассказать о том, что происходило в каждый конкретный отрезок развития человечества. Говоря о феодальной раздробленности, можно выделить следующие ключевые даты:

Имена и даты правления князей на Руси

player.myshared.ru

Все верховные правители на Руси положили многое в ее развитие. Благодаря власти древнерусских князей, страна строилась, территориально расширялась, снабжалась защитой для борьбы с врагом. Построено множество зданий, которые сегодня стали международной историко-культурной достопримечательностью. Русь сменило десяток правителей. Киевская Русь окончательно распалась после смерти князя Мстислава.
Распад произошел в 1132 году. Формировались отдельные, самостоятельные государства. Все территории потеряли свою ценность.

Князья Руси в хронологическом порядке

Первые князья на Руси (таблица представлена ниже)появились благодаря династии Рюриковичей.

Князь Рюрик

Рюрик правил Новгородцами около Варяжского моря. Поэтому имел два названия: Новгородский, Варяжский.После смерти родных братьев Рюрик остался единственным правителем на Руси. Состоял в браке с Эфандой. Его помощники. Смотрели за хозяйством, устраивали суды.
Правлени Рюрика на Руси пришлось в период с 862 года по 879 год. После, его убили два брата Дир и Аскольд, взяли во власть город Киев.

Князь Олег (Вещий)

vignette3.wikia.nocookie.net

Правили Дир и Аскольд недолго. Олег являлся братом Эфанды, решил взять дела в свои руки. Олег славился на всю Русь своим умом, силой, мужеством, властностью. Захватил в свои владения город Смоленск, Любеч и Константинополь. Сделал город Киев столицей Киевского государства. Убил Аскольда и Дира. Игорь, стал приемным сыном Олега и его прямым наследником трона. В его государстве жили варяги, словаки, кривичи, древляне, северяне, поляне, тиверцы, уличи.

В 909 году Олег встретил мудреца-волхва, который сказал ему:
– Ты скоро умрешь от укуса змеи, потому что бросишь коня.Так случилось, что князь бросил коня, обменяв на нового, более молодого.
В 912 году Олег узнал, что его конь умер. Он решил съездить в место, где лежали останки коня.

Олег спросил:
– От этого, коня я смерть приму? И после, из лошадиного черепа выползла ядовитая змея. Змея его укусила, после чего Олег умер.Похороны князя длились несколько дней со всеми почестями, потому что его считали самым сильным правителей.

Князь Игорь

Сразу же, после смерти Олега, трон занял его пасынок (родной сын Рюрика) Игорь. Даты правления князя на Руси варьируют с 912 года по 945 год.Его главной задачей было – сохранить единство державы. Игорь защищал свое государство от нападения печенегов, которые периодически делали попытки в завладении Русью. Все племена, которые состояли в государстве регулярно платили дань.
В 913 году Игорь женился на молодой девушке из псковитян Ольге. Он ее встретил случайно в городе Пскове. За время своего правления, Игорь потерпел не мало нападений и сражений. Воюя с хазарами, он потерял все свое лучшее войско. После чего, ему пришлось заново создавать вооруженную защиту государства.

Еще читайте о том, каким был воин на Руси

Княгиня Святая Ольга

После смерти мужа Игоря, престол заняла его жена Ольга. Несмотря на то, что она была женщиной, смогла управлять всей Киевской Русью. В этом не легком деле ей помогали ум, сообразительность и мужественность. Все качества правителя собрались в одной женщине и помогали ей отлично справляться с правлением государства.Она отомстила жадным древлянам за смерть мужа. Их город Коростень вскоре стал входит в ее владения. Ольга является первой из русских правителей, принявших христианство.

Святослав Игоревич

im.kommersant.ru

Ольга долго ждала, когда сын повзрослеет. И достигнув совершеннолетнего возраста, Святослав полноправно стал правителем на Руси. Годы правления князя на Руси с 964 года по 972 год. Святослав уже в трехлетнем возрасте стал прямым наследником престола. Но так как физически не мог управлять Киевской Русью, его замещала мать, Святая Ольга. Все детство и отрочество, ребенок познавал военное дело. Учился храбрости, воинственности. В 967 году его войско разбило болгаров. После смерти матери, в 970 году, Святослав устроил нашествие на Византию. Но силы были не равны. Он был вынужден подписать мирный договор с Византией. У Святослава было три сына: Ярополк, Олег, Владимир. После того, как Святослав вернулся обратно в Киев, в марте 972 года, молодой князь был убит печенегами. Из его черепа, печенеги выковали позолоченную чашу для пирогов.

После смерти отца, престол занял один из сыновей князь Древней Руси (таблица ниже) Ярополк.

Ярополк Святославович

Несмотря на то, что Ярополк, Олег, Владимир были родными братьями, они никогда не дружили. Более того, постоянно воевали друг с другом.
Все трое хотели править Русью. Но в борьбе выиграл Ярополк. Отправил своих родных братьев за пределы страны. За правления, ему удалось заключить мирный, вечный договор с Византией. Ярополк хотел подружиться с Римом. Многие были не довольны новым правителем. Появилось много вседозволенности. Язычники вместе с Владимиром (родным братом Ярополка) успешно захватили власть в свои руки. Ярополку не оставалось ничего, как просто бежать из страны. Он начал жить в городе Родень. Но спустя некоторое время, в 980 году, был убит варягами. Ярополк решил предпринять попытку захватить Киев себе, но все закончилось плачевно. За время своего недолгого правления, Ярополку не удалось сделать глобальных перемен в Киевской Руси, потому что славился своей миролюбивостью.

Владимир Святославович

lampada.in.ua

Новгородский князь Владимир являлся самым младшим сыном князя Святослава. Правил Киевской Русью в период с 980 года по 1015 год. Был воинственным, мужественным, обладал всеми нужными качествами, которые должны были быть у правителя Киевской Руси. Выполнял все функции князя в древней Руси.

За время своего правления,

  • соорудил оборону вдоль рек Десна, Трубеж, Осётр, Сула.
  • Появилось много построенных красивых зданий.
  • Сделал христианство государственной религией.

Благодаря большому вкладу в развитие и процветание Киевской Руси получил прозвище “Владимир Красное Солнышко”.У него было семь сыновей: Святополк, Изяслав, Ярослав, Мстислав, Святослав, Борис, Глеб. Он разделил свои земли поровну между всеми сыновьями.

Святополк Владимирович

Сразу после смерти отца в 1015 году стал правителем Руси. Ему было мало части Руси. Он хотел завладеть всем киевским государством и решил избавиться от своих родных братьев.Для начала по его приказу, нужно было убить Глеба, Бориса, Святослава. Но это не принесло ему счастья. Не вызывая одобрения народа, его изгнали из Киева. За помощью в войне с братьями, Святополк обратился к своему тестю, который был королем Польши. Он помог зятю, но правление Киевской Русью продлилось недолго. В 1019 году ему пришлось бежать из Киева. В этом же году покончил жизнь самоубийством, так как совесть мучила его, потому что убил родных братьев.

Ярослав Владимирович (Мудрый)

Правил Киевской Русью в период с 1019 года по 1054 год.Его прозвали Мудрым, потому что обладал потрясающим умом, мудростью, мужественностью, доставшимися ему от отца.Построил два больших города: Ярославль, Юрьев.С заботой и пониманием относился к своему народу. Один из первых князей, который ввел в государство свод законов под названием “Русская правда”.Следуя своему отцу, разделил землю поровну между своими сыновьями: Изяславом, Святославом, Всеволодом, Игорем и Вячеславом. Он с рождения воспитывал в них мирность, мудрость, народолюбие.

Изяслав Ярославович Первый

Сразу после смерти отца вступил на трон.Правил Киевской Русью в период с 1054 года по 1078 год.Единственный из князей в истории, который не смог справиться со своими обязанностями. Его помощником был его сын Владимир, без которого Изяслав просто сгубил бы Киевскую Русь.

Читать еще:  Как узнать свой административный штраф в РФ

Святополк

Бесхребетный князь принял правление Киевской Русью сразу после гибели отца Изяслава. Правил в период с 1078 года по 1113 год.
Ему с трудом давалось найти общий язык с древнерусскими князьями (таблица ниже). В его время правление случился поход на половцев, в организации которого ему помогал Владимир Мономах. Они одержали победу в сражении.

Владимир Мономах

После смерти Святополка, Владимир был избран правителем в 1113 году. Служил государству до 1125 года.Умный, честный, смелый, надежный, мужественный. Именно эти качества Владимира Мономаха помогли ему править Киевской Русью и полюбиться народом. Он последний из князей Киевской Руси (таблица ниже), которому удалось сохранить государство в первозданном виде.

Все войны с половцами заканчивались победой.

Мстислав и Распад Киевской Руси

Мстислав – сын Владимира Мономаха. Вступил на трон правителя в 1125 году. Он был похож на отца не только внешне, но и характером, способом правления Русью. Народ относился к нему с уважением.В 1134 году передал правление своему брату Ярополку. Что и послужило развитию смуты в истории России. Мономаховичи потеряли престол. Но вскоре произошел полный распад Киевской Руси на тринадцать отдельных государств.

Киевские правители сделали очень много для русского народа. За время своего правления, все старательно сражались с врагами. Шло развитие Киевской Руси в целом. Совершено много построек, красивых здани, церквей, школ, мостов, которые рушили враги, и все строилось заново. Все князья Киевской Руси, таблица, приведена ниже, сделали много, что сделало историю незабываемой.

Категории населения в Древней Руси

Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.

Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.

Источники сведений о населении

Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».

«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:

  • Краткая (демонстрирует регламентирование всей жизни раннефеодального общества);
  • Пространная (документ использовался в период, когда феодализм уже укреплялся);
  • Сокращённая (действовала во время расцвета феодального общества, это поздняя редакция).

Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.

При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.

Группы населения в Древней Руси

Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:

naselenie_kievskoi_rusi

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Существенную группу населения Руси составляли ремесленники. К XII веку насчитывалось более 60 специальностей. Русь экспортировала не только сырьё, но и ткани, оружие и другие ремесленные изделия.

Городскими жителями были и купцы. В те времена междугородняя и международная торговля подразумевала хорошую воинскую подготовку. Изначально хорошими воинами были и дружинники. Однако с развитием государственного аппарата они постепенно меняли квалификацию, становясь чиновниками. Тем не менее, боевая подготовка была нужна дружинникам, несмотря на бюрократическую работу.

Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князьПравящая верхушка общества.
ДружинаАдминистративный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре)Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки)Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
ДуховенствоДуховенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьянеРабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь)Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
ЗакупыИз-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
РядовичиПокоренные племена, платившие дань.
СмердыПосаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя

Свободные и несвободные

Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Князь

Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.

  • главнокомандующим (дружина полностью подчинялась ему, он выполнял функции главы войска во время боевых походов);
  • главным судьёй (решал все спорные вопросы, если суды низших инстанций не могли прийти к выводам, устраивавшим конфликтующие стороны);
  • распорядителем государственных богатств (ему принадлежала казна, он распоряжался собранной данью, её распределением).

Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.

Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.

Свободные граждане

Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.

Верхушка общества – это:

  • бояре;
  • высшее духовенство (до того, как повсеместно распространилось христианство, к этой части относились волхвы и жрецы);
  • старшие дружинники;
  • младшие князья – родственники князя;
  • богатое и влиятельное купечество.

Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.

Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.

Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.

Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.

Зависимое население

К зависимому населению относились:

  • рядовичи;
  • челядь;
  • закупы.

Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.

Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.

Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.

Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector