Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовой статус депутатов местных советов

Правовой статус депутатов местных советов

В.В. Кислун, аспирант 2 курса ЭПФ,
кафедра конституционного права и правосудия
Научный руководитель: д.ю.н., профессор
Приешкина О.В.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В настоящее время в Украине продолжается становление местного самоуправления. Однако существуют проблемы, от решения которых зависит благополучие территориальных громад. Эти проблемы во многом вызваны несовершенством правового регулирования местного самоуправления и несовершенством правового статуса депутата местного совета в частности. Губернатор Одесской области критически отозвался о деятельности сельских голов, прямо признав, что они работают не на благо громад (занимаются расхищением собственности территориальных громад) [5]. Нужно понимать, что каков голова, таков и совет, поскольку без депутатов совета, голосующих за нужные решения, совершать правонарушения невозможно. Приходится признавать, что в настоящее время существует серьёзные проблемы правового статуса депутата местного совета. Этот кризис правового статуса порождает кризис экономический, вызванный некомпетентными действиями и решениями депутатов и в конечном итоге, порождает кризис доверия территориальной громады к своим избранникам. Выход из этого рукотворного кризиса один – вернуть людям доверие к своим избранникам.
-проблема оторванности от избирателей. Власть существует сама по себе, а люди сами по-себе. Люди не доверяют власти, власть игнорирует людей и их проблемы. Всё-же, есть депутаты, которые постоянно поддерживают связь с территориальной громадой.
-проблема представительства. Депутат не представляет значительное число граждан, так как часть людей не ходит на выборы. Законодатель ввёл норму, что депутат представляет и тех, кто голосовал против него или вообще не голосовал. Но это сводит на нет представительную демократию в Украине. В результате, представителю право представлять их интересы избиратели не давали, а на деле он их представляет.
-проблема безответственности и низкой эффективности некоторых депутатов. И хотя достаточно многие депутаты добросовестно выполняют свой долг, имеется большое количество людей, пришедших в местные советы только для того, чтобы решать личные финансовые вопросы. На наш взгляд, существующая система правового статуса депутата местных советов изжила себя и довольно неэффективна. Причина состоит в том, что депутат не наёмный работник, не посланец громады, т.к. нет наказов и мнение избирателей не запрашивает перед каждым голосованием. Вместе с тем, он надёлён государством властью, причём значительной, в его руках судьба громады, а ответственности не несёт практически никакой. Именно поэтому, нет необходимости в отказе от императивного мандата. Есть точка зрения, что императивный мандат противоречит независимости депутатов местных советов, представляющих территориальные громады. [6, с. 177] По нашему мнению, задача нравственного оздоровления нашего общества неразрешима при условии существования свободного мандата.
Для решения проблем по существу нужны радикальные реформы.
Большое количество случайных людей среди депутатов.
-необходим тщательный отбор лиц, претендующих в депутаты. Это нонсенс, но законодатель почти не предъявляет никаких требований к человеку, желающему стать депутатом. То есть, по сути, государство не выдвигает к депутатам никаких моральных требований, вручая им при этом большую власть.
-общество рано или поздно вернётся к практике отбора кандидатов в депутаты. Следовательно, нужны серьёзные изменения в Закон Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» о выборах депутатов. Требования к кандидатам должны быть примерно следующие: справка из ПНД; справка от нарколога; свидетельство гос. образца о прохождении депутатских курсов (для впервые избранных); характеристика с места жительства или работы. Необходимо дополнить этими требованиями ст.ст. 36, 37 ЗУ «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов».
-лоббистская деятельность должна быть официально урегулирована.
-усиление юридической ответственности депутатов.
1. подробная нормативная регламентация деятельности депутата и совета;
2. ответственность за коллективные решения для голосовавших за них;
3. нужны только открытые поимённые голосования;
4. обязанность публиковать все решения совета на сайте совета.
-некоторые депутаты должны получать зарплату. Когда представитель власти работает бесплатно, это ситуация не нормальная.
-поднятие авторитета депутатов. Из-за коррупции, правонарушений и низкой отдачи от многих депутатов институт депутатства во многом утратил доверие людей вместе с утратой доверия к самим депутатам. Чтобы вернуть это доверие, нужны значительные усилия и ежедневная позитивная работа.
-нужно вернуть депутатам местных советов звание «народный». Новое название будет звучать так: «народный депутат местного совета Украины».
Список использованной литературы:
1. Конституція України вiд 28.06.1996р. № 254к/96-ВР. // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1996, N 30, ст. 141.
2. Закон України «Про місцеве самоврядування в Україні» вiд 21.05.1997р. № 280/97-ВР. // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 1997, N 24, ст.170.
3. Закон України «Про статус депутатів місцевих рад» вiд 11.07.2002р. № 93-IV. //Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2002, N 40, ст.290.
4. Закон України вiд 10.07.2010р. № 2487-VI «Про вибори депутатів Верховної Ради Автономної Республіки Крим, місцевих рад та сільських, селищних, міських голів» // Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2010, N 35-36, ст.491.
5. Главы сельсоветов Одесской области игнорируют пожелания людей
// _lyudey_8556.html
6. Кивалов С.В. Испытание законом. – Одесса: Юридична література, 2009.

Права и обязанности депутата

В муниципальном праве принято выделять среди органов местного самоуправления органы общей компетенции, наделенные полномочиями осуществлять множество функций и решать различные вопросы местного значения, и органы специальной компетенции, создаваемые для выполнения какой–либо одной или большего числа функций управления. К муниципальным органам общей компетенции относятся представительные и исполнительные органы власти местного самоуправления.

Перестройка государственной власти в постсоветский период не могла не затронуть и местные органы управления.

С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года, определившей роль местного самоуправления в системе управления делами государства, как способа и формы народовластия на муниципальном уровне, утвердились современные конституционные основы местного самоуправления.

31 октября 2003 года Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в котором закреплено требование обязательного создания представительных органов местного самоуправления.

Депутаты муниципальных представительных органов, получая на выборах «представительский мандат», должны выражать волю избирателей, публично–правовые интересы местного сообщества, на удовлетворение которых направлено выполнение главной функции местных легислатур (от лат. legislator – предлагающий законопроект), а именно — правотворческой.

Права и обязанности депутата Собрания депутатов определяются федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом Уйского муниципального района, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Депутат имеет право :

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Собрании депутатов;

2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Собранием депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием депутатов;

3) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием депутатов;

Читать еще:  Как проверить телевизор перед покупкой

4) вносить проекты нормативно–правовых актов, а также поправок к ним для рассмотрения на заседаниях Собрания депутатов;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Собрания депутатов;

6) вносить предложения о заслушивании на заседании Собрания депутатов внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с Уставом.

7) вносить в Собрание депутатов предложения о необходимости проведения проверки соблюдения органами местного самоуправления, организациями, не зависимо от организационно–правовых форм, расположенных на территории муниципального района, Устава и нормативных правовых актов Собрания депутатов;

8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующим на заседании Собрания депутатов, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

9) оглашать на заседаниях Собрания депутатов обращения граждан, имеющие, по мнению депутата, общественное значение;

10) обращаться с депутатским запросом;

11) на включение в протокол заседания Собрания депутатов переданного председательствующему текста выступления не оглашенного в связи с прекращением прений;

12) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом, нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

Основными формами депутатской деятельности являются :

1) работа с избирателями;

2) участие в заседаниях Собрания депутатов;

3) участие в работе соответствующих комиссий и рабочих групп Собрания депутатов;

4) выполнение поручений Собрания депутатов;

5) участие в депутатских слушаниях;

6) обращение с депутатскими запросами;

7) обращение с вопросами к должностным лицам местного самоуправления.

Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Челябинской области, Уставом и регламентом Собрания депутатов.

Каждый депутат обязан участвовать в заседаниях Собрания депутатов и в работе его комиссий, вести прием избирателей и лично отвечать за вверенный участок работы перед избирателями и Собранием депутатов. Депутат отсчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже одного раза в полугодие. Форма и порядок отчетов перед избирателями устанавливаются депутатом самостоятельно.

В практике Собрания депутатов имеются не решенные вопросы. Процесс формирования практики, отнюдь не закончен. Конституция, федеральное законы, устанавливающие правовые основы деятельности народных избранников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывают новые широкие возможности для улучшения всей организационно–массовой работы. Процесс совершенствования этой деятельности развивается вместе с общественно-политической практикой населения и его представителей в органах власти.

Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения, ведь именно от этого зависит успешное решение многих вопросов и проблем.

Как стать муниципальным депутатом и что это тебе даст

Нельзя проживать жизнь, занимаясь нелюбимым делом. Если ты чувствуешь, что твоя работа тебя не радует, твой вклад в общее дело не ценят, если ты всегда знал, что был рождён для чего-то большего, — то подумай об увольнении. И если ты задался вопросом: кем быть, — то у меня для тебя отличное предложение. Не стоит размениваться по мелочам — иди сразу в депутаты. Но если ты уже понёс своё резюме в Государственную Думу, то постой. Начнём с уровня сложности «новичок». Для начала попробуй стать муниципальным депутатом.

Кто такой муниципальный депутат?

Скажу так: это свой человек в местном самоуправлении. То есть люди на местных выборах голосуют за кандидата, который должен представлять их интересы в дальнейшем. Это не значит, что каждый отдаёт голос за своего брата или племянника в надежде, что новый депутат поможет им достроить дачу. Свой человек в том смысле, что с локальными просьбами, жалобами и вопросами они будут обращаться именно к тебе.

Обязанности муниципального депутата

«Чем больше сила, тем больше ответственность». По сути, муниципальный депутат — человек, решающий вопросы. Измучившиеся от разных неурядиц жители района выбрали твою персону, чтобы ты представлял их интересы. Естественно, они захотят, чтобы муниципальный депутат сразу начал работать над их проблемами!

Взаимодействие с населением и решение этих вопросов — главные обязанности муниципального депутата. Раз в месяц депутат ОБЯЗАН проводить встречи с населением муниципалитета и отчитываться в средствах массовой информации о проделанной работе. Муниципальный депутат должен встречаться с местными общественными организациями, следить за соблюдением прав граждан, обсуждать локальные проблемы с органами власти.

Выглядит как работа мечты, не правда ли? Не горят фонари — депутат, разберись. В доме не было капитального ремонта 20 лет — депутат, нам очень надо. В детских садах не хватает мест — может, посидишь с нашими детьми? Ну или как-то так. А ещё ты можешь отправить свой могучий депутатский запрос и будешь обладать законодательной инициативой. Ощутил всю эту мощь на кончиках пальцев?

Кто может стать муниципальным депутатом

Критериев, которые могут отсечь тебя, достаточно мало.

Тебе должен исполниться 21 год для начала. Детского отделения там ещё не существует. Естественно, у тебя должно быть российское гражданство. А вот судимостей быть не должно. Затем высшее или среднее образование — ты же не пойдёшь решать судьбы людей необразованным! Также ты должен быть документально подтверждённым нормальным человеком. Никаких психических расстройств не жалуют у кандидатов. Но их ты сможешь заработать, выслушивая постоянные жалобы. В принципе это всё. Если ты удовлетворяешь всем условиям, то проходи на следующий этап депутатского «собеседования».

Но есть ещё формальные признаки, которые могут тебе помешать стать власть имущим. Если ты выглядишь так, будто ещё вчера в канаве доедал лошадь, то, скорее всего, не многие захотят, чтобы ты представлял их интересы хоть где-нибудь. Желательно выглядеть опрятно или хотя бы максимально обычно.

Если ты не переносишь часовые разговоры с людьми или группой лиц, то точно не справишься с работой. Тебе нужно будет слушать, отвечать, обещать, предлагать решения и отчитываться. Если ты ждёшь, что люди тебе просто скинут вопросики в WhatsApp, то ты недооцениваешь инициативность местных активистов: они обязательно придут к муниципальному депутату лично, и будь готов к длительной беседе в таком случае.

Стандартные ответственность и исполнительность тоже будут твоими верными спутниками на протяжении всего срока работы на должности муниципального депутата. Проблемы необходимо решать, а если ты горазд только красивые планы расписывать, то забудь о карьере во власти — люди запомнят все твои промахи и обязательно их припомнят на следующих выборах. И ещё одно: научись быть честным человеком (я верю в твою абсолютную прозрачность, но мало ли), так как тебе придётся отчитываться о своих доходах. Помнишь, когда нужно заплатить налоги?

Читать еще:  Миграционный учет в СПБ. Постановка на миграционный учет

Как зарегистрировать себя на выборах

Если ты тот самый кандидат со всеми галочками из предыдущего раздела, то давай уже зарегистрируем тебя. Тут нужно сделать выбор: примкнуть к какой-то политической партии (если ты это не сделал ранее) или идти самовыдвиженцем. Разумеется, выдвижение от партии даёт ряд преимуществ: если она известная, то за тебя с большей вероятностью будут голосовать её сторонники. Также партия тебя лучше подготовит к выборам, даст юридическую консультацию, ну и бегать за подписями в свою поддержку тебе не придётся — но об этом чуть позднее. Однако не все партии готовы принять тебя сразу же, а на те, что готовы, возможно, вообще не стоит обращать внимание. Да и грехи ее могут запятнать твою репутацию нового неизвестного кандидата. Примкнуть ты сможешь и после успешных выборов.

Что же делать самовыдвиженцу? Как всегда, нужны определённые документы: заявление о согласии баллотироваться, паспорт, диплом об образовании, сведения об основном месте работы или службы, сведения о доходах. На выдвижение и регистрацию у кандидатов есть обычно 30 дней, так что после подачи документов следует сразу же заняться сбором подписей в свою поддержку.

Подаёшь документы и тут же получаешь направление в банк для открытия избирательного счёта. Тут уже игра становится серьёзной! Через этот счёт тебе нужно будет проводить деньги на оплату агитационных материалов и предвыборных мероприятий, а также подписных листов, с которыми тебе придётся сразу начать работать.

А дальше уже идёт твоя предвыборная кампания. Ты можешь печатать листовки, обращаться к избирателям через СМИ и интернет, проводить с ними встречи или просто ходить по домам. Но помни, что все затраты должны проводиться через твой избирательный счёт. Чтобы сэкономить на этой кампании, советую засветиться до выборов. Лучше тебе стать каким-нибудь гражданским активистом в своём районе, чтобы люди тебя заметили и узнавали, тогда есть шанс, что они оценят твою жизненную позицию и отдадут свои голоса за тебя!

И ещё одно: нельзя использовать в предвыборной кампании изображения людей, объекты, защищённые авторским правом, рекламу коммерческих компаний, материалы, разжигающие социальную рознь, и обещания материальной выгоды.

Что ждет тебя с депутатским значком

Допустим, ты победил. Вот как жизнь повернулась! Вчера ещё складывал вещи в магазине, а сегодня — муниципальный депутат! Уже мечтаешь о машине с мигалкой и собственной яхте? Здесь мне придётся вернуть тебя на землю.

Дело в том, что работа муниципальным депутатом — это практически волонтёрство. Лишь 10% из них работают на полной занятости, остальные совмещают свою деятельность в местном самоуправлении с основной работой. Зарплату им не выплачивают. Но свою «корочку» ты всё равно получишь, а вместе с ней и депутатскую неприкосновенность, что тоже само по себе ценно. Также ты удостоишься права бесплатного проезда в общественном транспорте и нагрудного значка!

Но не спеши расстраиваться. Пойми, что это лишь первая ступень твоей возможной карьеры в государственных органах. Здесь ты можешь понять, готов ли работать в таком режиме дальше, есть ли у тебя возможность дорасти до более серьёзных мест, а подобный опыт пригодится в дальнейшем. Вдруг через несколько лет работы муниципальным депутатом какая-нибудь серьёзная партия разглядит в тебе перспективного, молодого, амбициозного кандидата, который способен вскоре стать депутатом Государственной Думы. А там уже совсем другие условия. И новый значок!

3. Виды деятельности и ответственность депутата представительного органа местного самоуправления

Депутат, в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять свои полномочия на профессиональной постоянной основе либо без отрыва от основной производственной и иной деятельности.

На профессиональной постоянной основе могут работать, как правило, не более 10% депутатов от установленной уставом муниципального образования численности депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, а при численности представительного органа менее 10 человек — 1 депутат. Четвереков В.С. Муниципальное право: Учебное пособие, — М.: Инфра — М, 2001. — 432 с.

Депутатам, выборным должностным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на профессиональной постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливаются в законе.

Формами деятельности депутата являются:

а) участие в заседаниях представительного органа местного самоуправления;

б) участие в работе постоянных и временных комитетов и комиссий представительного органа местного самоуправления;

в) участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления, его комитетов и комиссий;

г) обращение с предложениями и замечаниями по вопросам местного значения к должностным лицам органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителям организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

д) проведение депутатского расследования;

е) работа с избирателями;

ж) содействие осуществлению территориального общественного самоуправления;

з) участие в организации и проведении местных референдумов, собраний (сходов), конференций граждан и других форм непосредственного волеизъявления граждан;

и) участие в работе депутатских объединений — фракций и депутатских групп в представительном органе местного самоуправления. Васильев В.И. Закон о статусе депутата в действии — М.: Норма 2000. — 213 с.

Депутат обязан участвовать в заседании представительного органа местного самоуправления. Отсутствие депутата на заседании представительного органа без уважительной причины не допускается.

Депутат заблаговременно извещается о дате, времени и месте проведения заседания представительного органа местного самоуправления, а также о вопросах, выносимых на его рассмотрение, с обязательной передачей всех необходимых материалов по этим вопросам.

На заседании представительного органа депутаты в коллегиальном порядке рассматривают и принимают решения по вопросам, отнесенным действующим законодательством к ведению представительного органа местного самоуправления.

Депутат при участии в заседании представительного органа местного самоуправления имеет право:

— решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседании представительного органа;

— предлагать вопросы для рассмотрения представительным органом;

— вносить замечания и предложения по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

— вносить проекты нормативных правовых актов и поправки к ним, проекты нормативных правовых актов о внесении изменений и дополнений в действующие акты либо о признании указанных актов утратившими силу, а также вносить предложения о разработке и принятии новых нормативных правовых актов. Поправки, внесенные депутатом на заседании представительного органа, в обязательном порядке рассматриваются при принятии соответствующих правовых актов, по ним проводится голосование;

— высказывать мнения по персональному составу создаваемых представительным органом комитетов, комиссий и по кандидатурам должностных лиц, избрание, назначение, согласование или утверждение которых находится в ведении представительного органа, а также ставить вопрос о доверии им;

— выступать с докладами и содокладами по обсуждаемым вопросам;

Читать еще:  Как сделать РАЗВОД без мужа и согласия второго супруга

— участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам (содокладчикам), а также председательствующему на заседании. Депутат, не выступивший на заседании представительного органа в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу. Текст выступления прилагается к протоколу заседания представительного органа;

— выступать по мотивам голосования и с обоснованием своих предложений и замечаний, давать справки;

— по вопросам, связанным с осуществлением депутатской деятельности, вносить предложения о заслушивании информации должностных лиц органов местного самоуправления, подотчетных или подконтрольных представительному органу, а также запрашивать и изучать необходимые документы и информационно-справочные материалы;

— оглашать на заседании представительного органа обращения граждан, имеющие общественное значение;

— вносить депутатские обращения;

— вносить предложения о необходимости проверок исполнения правовых актов представительного органа местного самоуправления, проведении депутатских расследований;

— знакомиться с текстами выступлений в стенограммах и протоколах заседаний представительного органа;

— осуществлять иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Порядок реализации депутатами указанных полномочий устанавливается уставом муниципального образования и иными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ: учебник — 3е издание, — М.: ТК ВЕЛБИ, 2007. — 672 с.

За неисполнение своей деятельности, депутат представительного органа местного самоуправления несет ответственность.

Депутат представительного органа местного самоуправления несёт ответственность за систематическое неучастие в его работе.

Систематическим неучастием в работе представительного органа местного самоуправления признаётся регулярное (более чем в половине заседаний в течение полугода) неучастие в заседаниях, как представительного органа местного самоуправления, так и его рабочих органов, членом которых является депутат, регулярное и без уважительных причин неисполнение поручений представительного органа местного самоуправления и его рабочих органов, членом которых является депутат.

В случае недобросовестного отношения депутата к исполнению своих обязанностей или злоупотребления ими сведения об этом доводятся до избирателей, его избравшим. Мельшин Ю.Н. Муниципальное право России: Учебное пособие, — М.: Дашков и Ко, 2008. — 404 с

Депутат

Депута́т (от лат.  deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную/представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах.

Почти во всех странах, получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (т.е. право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски.

В части стран этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в (центральном) парламенте.

Содержание

Депутаты в других сферах

В настоящее время для сближения населения и властей производятся различные мероприятия. К примеру, уже с детского возраста знакомят школьников с избирательным правом не только на уроках, но и на других мероприятиях: создаются Районные и Городские Думы школьников, в которые входят кандидаты от школ и районов [источник не указан 561 день] . Данные представители детского населения тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления и могут влиять на различные нововведения и изменения. Данный проект оправдан, так как любой человек, участвующий в этой деятельности, получает опыт управления, согласования важных решений, а также хорошие коммуникативные навыки

Парламентарий

Правовой статус парламентария — это совокупность прав и обязанностей парламентария (депутатa).

Украина

Всего на Украине действуют 24 областных советов, 178 городских, 488 районных, 278 городов районного значения, 783 поселковых и 10278 сельских советов, Верховный Совет Автономной Республики Крым.

Все депутаты местных советов (225 тысяч граждан) участвуют в работе советов на общественных началах, не получая оплаты за свой труд и не обладая привилегией депутатской неприкосновенности.

Депутатов Украинского парламента (Верховной Рады) — 450. Депутатской неприкосновенностью обладают только депутаты Верховной Рады, и только они из всех депутатов Украины получают зарплату за свою работу.

Россия

Статус депутата определяется Конституцией Российской Федерации, а именно ст. 97, ст. 98, Федеральными Конституционными законами, а также ФЗ от 8 мая 1994 г «О статусе члена Совета федерации и статусе депутата Государственной Думы»

Принцип свободы мандата

  • парламентарии рассматриваются как представители всего народа;
  • никто не может давать парламентарию обязывающих наказов;
  • отзыв парламентария избирателями не возможен.

Досрочное прекращение полномочий депутата

  • письменное заявление о сложении полномочий;
  • избрание депутатом иного законодательного органа;
  • утрата гражданства РФ либо приобретение гражданства иного государства;
  • вступление в силу обвинительного приговора суда;
  • ограничение дееспособности.

Формы деятельности депутата

  • участие в заседаниях Совета федерации и Государственной думы;
  • участие в работе комитетов и комиссий палат;
  • участие в выполнении поручений Совета федерации, Государственной думы и их органов;
  • участие в парламентских слушаниях;
  • внесение законопроектов в Государственную думу;
  • внесение парламентского запроса;
  • работа с избирателями;
  • обращение с вопросами к членам Правительства РФ;
  • обращение к соответствующим должностным лицам и органам с требованием принять меры по пресечению нарушения соответствующих прав, свобод и законных интересов граждан.

Гарантии

Гарантии депутатам Государственной думы и членам Совета федерации:

  • неприкосновенность личности;
  • социальное обеспечение;
  • материально-финансовое обеспечение;
  • свидетельский иммунитет
  • гарантии, обеспечивающие непосредственную работу парламентария.

Члены Совета федерации и депутаты Государственной думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть привлечены к уголовной ответственности или административной ответственности, не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу, кроме случаев задержания на месте совершения преступления. Вопрос о лишении депутата неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора соответствующей палате Федерального Собрания в порядке, предусмотренном в регламенте соответствующей палаты. Отказ соответствующей палаты дать согласие на лишение неприкосновенности депутата Государственной думы или члена Совета федерации является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу и по делу об административном правонарушении.

В зарубежных странах

Правовое положение парламентария в зарубежных странах определяется Конституциями, законами, регламентами, правовыми обычаями. Депутат считается представителем всего народа, а не только того избирательного округа от которого он избран.

В большинстве зарубежных стран депутаты имеют свободный мандат, однако в некоторых странах (обычно стоящих на пути построения социализма) депутаты обладают императивным мандатом. Это означает что депутат представляет избирателей своего округа. Избиратели могут давать депутатам обязательные наказы. В случае невыполнения этих наказов может последовать отзыв депутата.

Депутат провозглашается абсолютно независимым, однако это не так, потому что обычно депутат связан партийной дисциплиной. Более того в парламенте существуют фракции, которые также имеют свою особую дисциплину. Так же имеет место такое явление, как лоббизм

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector