Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государство решило отменить налоговые сборы на списанные долги

Государство решило отменить налоговые сборы на списанные долги

Списание задолженности – это один из законных способов для Российских граждан избавиться от долговой ямы. Однако данное мероприятие облагается налоговым вычетом в размере 13 процентов. Подобная мера является необоснованной и поэтому Президент России вынес решение о том, что налог на списанные долги должен быть отменен.

О новости

Прежде всего, стоит напомнить о том, что в 16-го году списанная задолженности была признана экономической выгодой, которая должна в свою очередь, облагаться 13-ю процентами налога. Данное удержание, по факту, продержалось всего 1 год.

Можно ли будет не платить налог со списанных долгов? Ответ в видео:

Уже в 17-м году в Федеральную налоговую службу начала массово поступать информация о задолженностях, подлежащих списанию. Что последовало в результате?

Государственная налоговая структура начала рассылку «писем счастья» с требованием оплатить налог на списанные долги. Однако уже в том же 17-м году от Президента поступило распоряжение об отмене указанного взыскания. Подобные налоги были признаны необоснованными.

В том же году в налоговое законодательство были внесены соответствующие поправки, которые отменяют 13 процентов на списанную задолженность.

Что делать, если мошенники оформили кредит? Узнаете здесь.

Что же, в таком случае, рассматривают государственные деятели в текущем году? Законопроект, разработанный под бдительным руководством Министерства финансов, должен закрепить указанное положение об отмене налогового взыскания, на постоянной основе.

НК РФ. Фото rbk.ru

В каком случае законодательством предусмотрена отмена налога

Согласно представленным сведениям, государственная санкция будет полностью отменяться при списании задолженности перед юридическими лицами в случаях:

  • Признания должника банкротом;
  • При списании по истечению срока давности;
  • При прощении задолженности в виду перехода по наследству от умершего родственника;
  • Предоставление отступного на залоговое имущество;
  • Если долг был частично списан по причине финансового положения гражданина. Однако важное условия заключается в том, что размер прощенного долга не должен превышать 0,5 процентов от общего капитала кредитора. В данном случае берется информация по бухгалтерскому учету за последний год.

Как ИП могут списать долги? Смотрите видео:

Почему закон хотят окончательно утвердить

Основная причина в том, что суммы подобных налогов не играют решающей роли. Согласно представленной оценки от Мехтиева, гражданам в год списывают долг на сумму, не превышающую показателя в 2,4 миллиарда рублей.

Что же касается налоговой стороны, проблема зачастую в том, что администрирование налогового возврата по списанным задолженностям чаще всего превышала сумму самого долга. Поэтому данная мера, оказалась попросту неэффективной и бессмысленной.

Налоговая списывает долги, но не налоги на них. Фото realnoevremya.ru

Судя по представленной информации, утвержденный законопроект появится уже к концу текущего года. Каких-либо препятствующих факторов, на данный момент времени, не предвидится.

Как обманывают на рынке? Читайте по ссылке.

Введение подобного законопроекта не сильно коснется жизни обычных граждан. Однако, данная мера может быть воспринята с энтузиазмом теми, кто как раз занимается банкротством.

Списание задолженности по налогам для физлиц и ИП

Прежде чем рассказать о списании задолженности расскажем о том, какие налоги в 2020 некоторые индивидуальные предприниматели могут вообще не платить. Это мера поддержки в связи, введенная в связи с тем, что многие ИП, как и другие представители бизнеса, не могли осуществлять свою деятельность в связи с введением в регионах режима повышенной готовности.

Предприниматели, работающие в сферах, пострадавших от распространения коронавирусной инфекции освобождены от уплаты следующих налогов (см. ст. 2 закона «О внесении изменений…» от 08.06.2020 № 172-ФЗ):

  • НДФЛ – в части авансового платежа, исчисленного за 6 месяцев 2020, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
  • УСН – также в части авансового платежа за полугодие, уменьшенного на сумму авансового платежа за 1 квартал;
  • ЕНВД – в части налога за 2 квартал 2020;
  • транспортный налог – в части налога и авансовых платежей за период владения транспортным средством с 01.04. по 30.06.2020;
  • налог на имущество физлиц – в части налога за период владения объектом с 01.04. по 30.06.2020.

Обратите внимание! При исчислении налога при патентной системе налогообложения из количества дней срока, на который выдан патент, исключены дни, приходящиеся на апрель – июнь 2020.

Процедуры списания долгов по налогам. Налоговая амнистия: долги перед ПФР тоже могут быть списаны

Обратите внимание! Существует 2 порядка списания задолженности по налогам с физических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП):

  • Общий — согласно ст. 59 Налогового кодекса.
  • Специальные — в соответствии с отдельными законодательными актами, которые распространяются как на налоги, так и на взносы, уплачиваемые в ПФР (Пенсионный фонд России). В частности, списание задолженности ИП по налогам и перед ПФР тоже может быть проведено в рамках налоговой амнистии, по которой проводится списание задолженности по налогам с 2018 года согласно нормам закона «О внесении изменений…» от 28.12.2017 № 436-ФЗ (далее — закон № 436-ФЗ).

Важно! Списание долгов проводится налоговым органом самостоятельно как по ст. 59 НК РФ (см. Порядок списания недоимки…, утв. приказом ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@, далее — Порядок), так и в порядке налоговой амнистии (об этом ФНС РФ сообщила в информации, опубликованной на сайте ведомства).

Однако обращение в налоговый орган может потребоваться в ситуации, когда вследствие технической ошибки или по другим причинам своевременное списание не проведено. Как правило, налогоплательщик обнаруживает это, увидев информацию о наличии задолженности на сайте судебных приставов либо получив требование об уплате налогов с начисленными пенями. В одной из подобных ситуаций либо для их предотвращения целесообразно самостоятельно обратиться в инспекцию ФНС РФ с заявлением.

Образец заявления на списание долга физического лица по транспортному налогу

Обратите внимание! Порядок не предусматривает возможность инициирования процедуры признания задолженности безнадежной к взысканию со стороны налогоплательщика, однако право обратиться в налоговый орган с заявлением о выполнении требований налогового законодательства закреплено в подп. 10 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Наш пример посвящен транспортному налогу, поскольку к числу наиболее распространенных ситуаций относится выставление налоговым органом требования об уплате этого налога (при этом также нередки случаи ошибочного начисления задолженности из-за несвоевременного поступления информации из ГИБДД либо вследствие технической ошибки).

Образец письма в налоговый орган можно скачать по ссылке: образец заявления о списании задолженности по налогу.

В данном случае нормативным обоснованием списания задолженности по транспортному налогу с физического лица стал отказ суда во взыскании (подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ).

Каковы сроки и порядок списания безнадежной задолженности по налогам

Обратите внимание! Сроки списания задолженности по налогам ст. 59 НК РФ не устанавливает, некоторые процедурные сроки предусмотрены нормами Порядка:

  • 5 раб. дней отводится на оформление справки о суммах недоимки в соответствии с приложением 1 к Порядку при наличии оснований, предусмотренных ст. 59 НК РФ (п. 3 Порядка);
  • 1 раб. день — на принятие решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности по налогам, пеням и штрафам по форме, установленной приложением 1 к Порядку (п. 5 Порядка).

Процедура, описанная в Порядке, этим исчерпывается. Дальнейшее обращение принятого решения к исполнению, в частности сроки внесения изменений в карточку налогоплательщика, не регламентируется.

Важно! Задолженность была взыскана, хотя подлежала списанию? Не отчаивайтесь, Верховный Суд РФ встает на сторону налогоплательщика.

Рассмотрим основания, при возникновении которых налоговый орган обязан провести процедуру списания долга.

Основания для списания налогов, пеней и штрафов

К числу оснований для списания недоимки относятся (п. 1 ст. 59 НК РФ):

  1. Судебный акт, в частности решение суда, принятое по правилам гл. 32 КАС РФ, об отказе в удовлетворении административного иска о взыскании задолженности (см., например, решение Димитровского районного суда г. Костромы от 19.12.2017 по делу № 1036/2017) или о признании долга безнадежным (см. решение Чеховского горсуда Московской области от 01.09.2017 по делу № 2а-3633/2017). Подробнее о том, как исчисляется срок для обращения в суд для взыскания налога, можно узнать из статьи «Каков срок исковой давности по уплате налогов?».
  2. Признание банкротом. О процедуре рассказывается в статье «Условия и особенности банкротства физических лиц».
  3. Смерть.
  4. Возвращение исполнительного листа судебным приставом-исполнителем после прекращения производства в связи с невозможностью взыскания или отсутствием имущества у должника, если прошло более 5 лет с момента появления долга и сумма недостаточна для возбуждения процедуры банкротства либо судом прекращено дело о банкротстве.

Утрата статуса ИП к подобным основаниям не относится.

Выдается ли решение о списании задолженности налогоплательщику?

Обратите внимание! В Порядке отсутствует указание на обязанность налогового органа по извещению о принятом решении о списании долгов или направлению копии этого документа лицу, в отношении которого оно принято. Однако подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ устанавливает право налогоплательщика получать копии решений налоговых органов, а в подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ уточняется, что они выдаются по запросу. В связи с этим целесообразно обратиться с запросом о выдаче копии решения о списании безнадежной налоговой задолженности.

Бездействие по рассмотрению заявления о списании задолженности или невыдача копии решения могут быть обжалованы (ст. 137 НК РФ). В данном случае предусмотрен обязательный административный порядок обжалования (п. 2 ст. 138 НК РФ): в суд можно обратиться только после направления жалобы в вышестоящий налоговый орган.

Кроме общего порядка в 2020 году применяются специальные порядки списания долгов:

  • в виде налоговой амнистии;
  • и в связи с передачей администрирования страховых взносов ФНС РФ.

Списание задолженности в порядке налоговой амнистии

По закону № 436-ФЗ в срок до 01.03.2018 проводилось списание образовавшихся на 01.01.2015:

  • долгов по имущественным налогам (транспортному, на имущество и земельному) вместе с пенями — для физлиц;
  • долгов по налогам, связанным с ведением предпринимательской деятельности (исключения — налог на добычу полезных ископаемых, акцизы, налоги при экспортно-импортных операциях), а также пеней и штрафов — для ИП (в т. ч. бывших).

Важно! Была списана задолженность, которая была задекларирована налогоплательщиком либо выявлена налоговым органом до 01.01.2015, но не была взыскана на 28.12.2017 (определение ВС РФ от 22.11.2018 по делу № А65-26432/2016).

Кроме того, для ИП, физлиц и частнопрактикующих граждан подлежат списанию или частичному списанию долги по страховым взносам в ПФР за периоды до 01.01.2017. Сумма, на которую уменьшится размер задолженности, будет определена по ч. 11 ст. 14 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ:

Читать еще:  Как получить статус беженца в России

где: С — сумма, на которую уменьшится размер задолженности;

МРОТ — величина МРОТ, действующего в соответствующем налоговом периоде (показатели можно узнать из статьи «Размер МРОТ»);

Т — тариф страховых взносов;

Ч — число месяцев ведения деятельности.

Информацию для списания задолженности передает в налоговые органы ПФР. Обращение налогоплательщика для этого не требуется.

Списание долгов по взносам в связи с передачей их администрирования ФНС РФ

В соответствии с законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее — закон № 243-ФЗ) администрирование взносов на социальное, пенсионное и обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 передано ФНС РФ. Ст. 4 закона № 243-ФЗ регламентирует списание безнадежной задолженности по взносам. Процесс списания регулируется приказом ФНС РФ «Об утверждении порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам…» от 14.05.2018 № ММВ-7-8/256@.

Ст. 19 закона «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ регламентирована работа по передаче задолженности и списанию долгов, которые являлись безнадежными по состоянию на 01.01.2017, силами ПФР и ФСС РФ.

ФНС РФ в письме от 12.12.2017 № СА-4-7/25240 дала указание о приостановке работы по взысканию переданных долгов в связи с многочисленными отказами судов (см. сообщение на нашем сайте).

О налоговой амнистии для ИП читайте также готовое решение КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

Итак, задолженность по налогам и взносам может быть списана в общем порядке или при применении одного из специальных законов, предусматривающих эту процедуру. Налогоплательщик вправе инициировать эту процедуру и получить в налоговом органе копию принятого решения.

Списание безнадежных налоговых долгов по-новому

В конце сентября Минюст России зарегистрировал приказ ФНС России, которым утвержден новый порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам. Напомним, что при наличии непогашенной налоговой задолженности могут возникнуть проблемы. Например, с получением кредитов или с участием в государственных конкурсах.

Причина нововведений — изменения в НК РФ

Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ были внесены глобальные изменения в Налоговый кодекс РФ. В частности, изменена ст. 59 НК РФ, посвященная списанию с налогоплательщиков безнадежных долгов по налогам и сборам.

Согласно прежней редакции этой статьи обязанность устанавливать «причины экономического, социального или юридического характера», в силу которых недоимка признавалась безнадежной, в отношении федеральных налогов и сборов возлагалась на Правительство РФ, в отношении региональных налогов — на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, в отношении местных налогов — на местные администрации. Причем и соответствующий порядок списания устанавливали упомянутые исполнительные органы (каждый на своем уровне). Так, порядок признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам был утвержден постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 (далее — постановление № 100).

В обновленной ст. 59 НК РФ четко прописаны случаи, когда недоимка по налогам и сборам, задолженность по пеням и штрафам признаются безнадежными к взысканию. Причем эти случаи относятся как к федеральным, так и к региональным и местным налогам и сборам. Законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть предусмотрены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам. Иначе говоря, на всех уровнях право установления случаев признания перешло от исполнительной власти к законодательной.

Порядок списания (общий для недоимки по федеральным, региональным и местным налогам) в силу п. 5 ст. 59 НК РФ в новой редакции утверждает ФНС России. Исключение составляют налоги, пени, штрафы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу России: порядок списания безнадежной задолженности по ним утверждает ФТС России.

ФНС России своим приказом от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ (текст приказа см. в «БП», 2010, № 39, с. 16) утвердила два важных документа: Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию (далее — Порядок) и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее — Перечень). Приказ зарегистрирован в Минюсте России 23 сентября 2010 г., но он вступает в силу, только когда Правительство РФ отменит постановление № 100.

Что списывается

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам по налогам и сборам (в постановлении № 100 — только по федеральным налогам и сборам);
  • в том числе задолженность по налоговым санкциям за нарушения налогового законодательства, которые до введения в действие НК РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 г. (за исключением задолженности, образовавшейся в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ) (новое);
  • задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (было);
  • налоги, сборы, пени и штрафы, списанные со счетов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ (нет в постановлении № 100, но было предусмотрено ст. 59 НК РФ с 2009 г.);
  • задолженность по процентам, предусмотренным главой 9, а также ст. 176.1 НК РФ (новое). Напомним, что в соответствии с главой 9 НК РФ проценты могут взиматься при предоставлении налогоплательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога, а согласно п. 17 ст. 176.1 НК РФ проценты взимаются, если крупный налогоплательщик возместил в заявительном порядке НДС больше, чем потом смог подтвердить.

Основания признания определяются законом

Пока действовала прежняя редакция ст. 59 НК РФ, у Правительства РФ имелись права в отношении федеральных налогов и сборов устанавливать не только порядок списания безнадежных долгов, но и основания для такого списания. Наличие последнего права было подтверждено на уровне Верховного суда РФ (Определение от 03.12.2009 № КАС09-560, решение от 30.09.2009 № ГКПИ09-1168). В постановлении № 100 содержится всего три основания. И в нем не упоминаются такие важные и, казалось бы, очевидные основания, как истечение срока исковой давности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и наличие преюдициального судебного акта, исключающего для налогового органа возможность взыскания недоимки. В итоге на лицевых счетах налогоплательщиков в инспекциях числятся годами суммы, нереальные к взысканию. Это лишало добросовестных налогоплательщиков возможности получить кредит, участвовать в тендерах и т.д. Обращения в суд ни к чему не приводили.

С момента вступления в силу новой редакции ст. 59 НК РФ основания признания из постановления № 100 не применяются. Должны применяться основания, установленные подп. 1—5 п. 1 и п. 4 самой статьи. А в Порядке они как раз и повторяются. Исключение составляет подп. 5 п. 1 ст. 59 НК РФ: «. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». Этого основания в Порядке нет.

Перечень подтверждающих документов

Обозначим основания (причины) теми же номерами, что и в Порядке, и сразу будем приводить подтверждающие их документы согласно Перечню.

Причина 2.1 — ликвидация организации. Решение о признании и списании принимается в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения ее учредителями (участниками) в установленных пределах и порядке. Документы: справка налогового органа по месту нахождения организации о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам (далее — Справка); выписка из ЕГРЮЛ о государственной регистрации в связи с ликвидацией.

Причина 2.2 — признание банкротом индивидуального предпринимателя. Решение принимается в части недоимки и задолженности, не погашенных по причине недостаточности имущества должника, на основании Справки, копий решения о признании должника банкротом и определения о завершении конкурсного производства, заверенных гербовой печатью соответствующего арбитражного суда, выписки из ЕГРИП о госрегистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП.

Причина 2.3 — смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном ГПК РФ. Решение в отношении недоимки и задолженности по налогам транспортному, земельному и на имущество физических лиц принимается в части их превышения над стоимостью наследственного имущества умершего (в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ) на основании документов:

  • копии свидетельства о смерти (или копии судебного решения об объявлении умершим);
  • копии свидетельства о праве на наследство;
  • копий документов, удостоверяющих личность наследников;
  • справки о стоимости принятого наследственного имущества;
  • документа, подтверждающего уплату наследником задолженности в части упомянутых налогов в размере стоимости наследственного имущества, или документа о невозможности взыскания этой задолженности с наследника;
  • справки (налогового органа по месту нахождения имущества и месту жительства).

Решение в отношении задолженности умершего по другим налогам принимается на основании всего двух документов: копии свидетельства о смерти (судебного решения об объявлении умершим) и Справки (по месту жительства).

Причина 2.4 — принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного для этого срока (в том числе определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании). Документы: Справка (по месту учета организации или месту жительства физического лица), копия вступившего в законную силу акта суда (определения), заверенные гербовой печатью суда.

Причина 2.5 — наличие сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счета налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банке, но не перечисленных в бюджетную систему РФ, если банк ликвидирован на момент принятия решения. Документы: выписка из ЕГРЮЛ о государственной регистрации факта ликвидации банка, Справка (налогового органа по месту учета задолженности) и…копия судебного акта.

Обратите внимание, в п. 4 ст. 59 НК РФ не говорится, что именно является подтверждением наличия списанных со счета сумм налогов. Пользуясь предоставленным п. 5 ст. 59 НК РФ правом, ФНС России решила не связываться с платежными документами из ликвидированного банка. Ведомство решило послать клиентов ликвидированных банков в суд за подтверждением. Требуется заверенная гербовой печатью копия вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности по уплате сумм налогов, сборов, пеней, штрафов и процентов, списанных со счета в ликвидированном банке. В Перечне не поясняется, что это за судебный акт. Но мы можем предположить, что речь идет о решении по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение (ст. 222 АПК РФ, ст. 268 ГПК РФ).

Читать еще:  Как снять машину с учета без машины, снятие для утилизации
справка

Статья 59 НК РФ в новой редакции начала действовать с 2 сентября 2010 г. Это обусловлено тем, что согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ данный документ, за исключением отдельных положений, вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. А опубликован он был 2 августа

В день подписания номера поступила информация об издании постановления Правительства РФ от 05.10.2010 № 787 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». В частности, признается утратившим силу и постановление Правительства РФ от 12.02.2001 № 100. Однако это случится лишь по истечении семи дней после дня официального опубликования постановления № 787 (п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 № 763)

Как принимается решение

Согласно п. 2 постановления № 100 решение о списании безнадежной задолженности принимает налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика. Большей конкретики в документе нет. Ее должен был определить Минфин России (п. 5 постановления № 100), но у него за почти десять лет не хватило для этого времени.

В пункте 3 Порядка определяется, что решение о признании и списании принимается руководителем налогового органа:

  • по месту нахождения организации или месту жительства физического лица при наличии причин 2.1—2.3 (ликвидация, банкротство, смерть);
  • месту учета налогоплательщика при наличии причин 2.4—2.5.

В Порядке регламентирована следующая процедура для принятия решения.

1. Налоговая получает документы, свидетельствующие о наличии причин (оснований) 2.1—2.5. Обратите внимание, что в Порядке не сказано, от кого и при каких условиях она получает документы и должно ли при этом подаваться какое-нибудь заявление. Вероятно, самостоятельно раздобыть документы и принять решение инспекция может лишь по причине 2.1. Во всех остальных случаях налогоплательщики (или их наследники) должны проявлять активность сами.

2. В течение пяти рабочих дней с момента получения документов инспекция оформляет Справку и выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), содержащую сведения о государственной регистрации в связи с ликвидацией организации (в связи с прекращением физическим лицом деятельности в качестве ИП).

3. В течение одного рабочего дня с момента оформления Справки (и выписки) руководитель инспекции принимает решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.

Если на местах придумают свое

Каким образом и кто будет принимать решения в случае принятия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки соответственно по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам? В пункте 6 Порядка по этому поводу сказано следующее.

Во-первых, указанные недоимка и задолженность будут списываться в соответствии с Порядком.

Во-вторых, в каждом из упомянутых региональных и местных законов для соответствующего дополнительного основания должен быть перечень подтверждающих документов. Разумеется, ФНС России не может указывать региональным и местным законодателям. Но если они не пропишут подтверждающие документы, то налоговые органы просто не будут принимать решения о списании по дополнительным основаниям.

справка

Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно подаваться в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя (ст. 38, 219 АПК РФ) или в районный суд общей юрисдикции по месту жительства физического лица (ст. 266 ГПК РФ). При этом минимальная величина судебных расходов для организаций или предпринимателей составит 2000 руб. (госпошлина согласно подп. 6 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), а для иных физических лиц — 200 руб. (госпошлина согласно подп. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ) и будет увеличиваться на судебные издержки, связанные с получением информации из архивов ликвидированного банка

О списании задолженности брошенных фирм

Положения Порядка не относятся к числящимся по состоянию на 1 января 2010 г. недоимке, задолженности по пеням и штрафам за организациями, которые одновременно отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ, имеют и имели по состоянию на 1 января 2010 г. задолженность, подлежащую списанию, не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности.

Такая недоимка и (или) задолженность признается безнадежной к взысканию не в силу ст. 59 НК РФ, а в силу ст. 8 изменившего ее Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ. И уже действует (с 3 октября) приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/392@, утвердивший как порядок списания таких недоимки и задолженности, так и перечень документов, на основании которых налоговый орган по месту регистрации брошенной организации принимает решение о признании и списании.

справка

Решение о признании и списании недоимки и задолженности брошенных организаций принимается на основании:
справки о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности;
справки об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об их отсутствии;
справки о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания задолженности

Закон о списании задолженности по налогам

Федеральным законом от 28.12.17 № 436-ФЗ законодатели преподнесли налогоплательщикам — физическим лицам приятный новогодний подарок в виде списания долгов по налогам. О том, кому именно и по какой процедуре спишут задолженности по налогам и взносам, читайте в сегодняшнем подробном комментарии.

Вводная информация

Налоговой амнистии в законе от 28.12.17 № 436-ФЗ посвящены статьи 11 и 12, а детали ее применения зафиксированы в статье 14. Статья 11 Закона № 436-ФЗ регулирует порядок списания с ИП долгов по страховым взносам, статья 12 — порядок списания долгов по налогам как с предпринимателей, так и с физических лиц, не обладающих статусом ИП. Остановимся на каждой из статей подробнее.

Какие долги спишут ИП

Итак, статья 11 Закона № 436-ФЗ гласит: для предпринимателей признается безнадежной и подлежит безусловному списанию задолженность (недоимка) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, которая возникла за расчетные или отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. То есть речь идет о взносах, уплачиваемых по правилам Закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, о чем прямо сказано в п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ: размер списываемой недоимки определяется по правилам ч. 11 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Напомним: данная норма регламентировала порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями, на основании сведений, предоставляемых в органы ПФР и ФСС налоговиками. На основании данных о доходах предпринимателей, полученных из ИФНС, сотрудники внебюджетных фондов определяли величину недоимки и выставляли соответствующие требования.

Суммы, указанные именно в таких требованиях, и попали под амнистию. Помимо собственно недоимки, списанию подлежит и задолженность по начисленным на нее пеням и штрафам. При этом в п. 11 ст. 14 Закона № 436-ФЗ особо оговаривается, что амнистия применяется только к фактически не уплаченным (не взысканным) до 29.12.17 (т.е. до дня вступления в силу Закона № 436-ФЗ) суммам. Во-первых, это означает, что вернуть обратно уплаченную или взысканную по состоянию на 28.12.2017 года задолженность, которая по закону № 436-ФЗ является безнадежной, не получится. Во-вторых, такая оговорка с 29 декабря фактически лишает налоговые органы и органы внебюджетных фондов возможности осуществлять взыскание этих сумм. Так что все действия по взысканию таких задолженностей с начисленными на них пенями и штрафами, должны быть прекращены.

Отдельное внимание законодатели уделили перечню субъектов, чья задолженность по страховым взносам подлежит списанию. В п. 1 ст. 11 Закона № 436-ФЗ прямо указано, что списывается задолженность не только действующих ИП, но и тех физических лиц, которые на момент образования задолженности имели таковой статус, а впоследствии его утратили. То есть, старые долги спишут и тем гражданам, которые больше предпринимательской деятельностью не занимаются. Помимо предпринимателей (действующих и бывших) под амнистию по страховым взносам попали и прочие категории самозанятых граждан — адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, детективы и т.п.

А вот под амнистию по налогам самозанятые граждане не подпадают. Право на освобождение от налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, имеют только ИП (как действующие, так и бывшие). Им списывается «старая» задолженность по всем налогам, кроме НДПИ, акцизов и налогов, подлежащих уплате при перемещении товаров через госграницу.

Заметим также, что в этой части Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о неприменимости положений ст. 12к задолженности, уплаченной или взысканной после его вступления в силу (т. е. после 29 декабря 2017 года и позже). А значит, подобные суммы должны признаваться излишне уплаченными или излишне взысканными с применением к ним положений ст. 78 и 79 НК РФ соответственно. Проще говоря, такие суммы можно вернуть или зачесть в счет исполнения других обязанностей по уплате налогов. А на излишне взысканные суммы к тому же должны быть начислены проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ вплоть до даты возврата или зачета.

Как спишут долги предпринимателям

Решение о списании задолженности по страховым взносам в отношении предпринимателей (как действующих, так и бывших), а также иных самозанятых граждан будут принимать налоговые органы по месту их жительства. Суммы недоимки, пеней и штрафов при этом будут определяться на основании сведений, которые были переданы налоговикам внебюджетными фондами в начале 2017 года. Также предусмотрен механизм запроса в органах ПФР сведений, подтверждающих основания возникновения и наличие задолженности.

Отдельно в п. 3 ст. 11 и п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ оговорено, что решение о списании может составляться в произвольной форме с указанием ФИО и ИНН налогоплательщика, а также сведений о списываемой задолженности. Это, по идее, должно исключить волокиту на местах при списании задолженности со ссылками на отсутствие утвержденной ФНС формы решения о списании задолженности.

Читать еще:  Какой будет налог при продаже квартиры по кадастровой стоимости?

В то же время, сроки, в которые налоговики должны принять решение о списании задолженности, законодательно не установлены. А значит, инспекции могут принимать такое решение сколь угодно долго. Бороться с этим (если налогоплательщик по каким-то причинам заинтересован в скорейшем списании задолженности), можно несколькими способами.

Так, в части страховых взносов можно рекомендовать проявить инициативу и обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Ведь когда речь идет о взносах, Закон № 436-ФЗ этого не возбраняет (а относительно налоговой задолженности в п. 3 ст. 12 Закона № 436-ФЗ прямо сказано, что списание осуществляется без участия налогоплательщика). При подаче заявления будут применяться нормы профильного закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.06 № 59-ФЗ, статья 12 которого гарантирует рассмотрение письменного обращения в 30-тидневный срок.

Этот срок можно сократить, если обратиться к налоговикам с заявлением о проведении сверки (пп. 5.1. п. 1 ст. 21НК РФ), срок формирования акта по которой не может превышать 15 рабочих дней (п. 3.1.2 регламента, утв. приказом ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). В части же налоговой задолженности вариант с проведением сверки остается единственно возможным для ускорения процедуры списания задолженности.

Списание налоговой задолженности физических лиц

Амнистию для физических лиц, не являющихся ИП, регламентирует п. 1, 3 и 4 ст. 12 Закона № 436-ФЗ. Тут подлежит списанию как безнадежная к взысканию недоимка по трем налогам: транспортному, налогу на имущество физлиц и земельному. «Дата отсечения» такая же, как и у предпринимателей — 1 января 2015 года. То есть вся задолженность по указанным трем налогам, образовавшаяся ранее этой даты, должна быть списана вместе с начисленными на нее пенями и штрафами. Причем, пени списываются за все время, вплоть до даты принятия о списании.

При этом, как уже отмечалось выше, в части «налоговой амнистии» Закон № 436-ФЗ не содержит оговорки о невозвратности сумм, уплаченных или взысканных после 29 декабря 2017 года. Так что если физлицо после этой даты уплатило (или с него была взыскана) задолженность по транспортному, земельному или «имущественному» налогу, образовавшаяся до 01.01.2015, то уплаченную (взысканную) сумму можно вернуть или зачесть в счет исполнения других налоговых обязанностей. Для этого необходимо обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Как и в случае с «предпринимательской» амнистией, решение о списании принимает налоговый орган либо по месту жительства физлица, либо по месту нахождения соответствующего объекта налогообложения (машины, квартиры, земельного участка). Решение принимается в произвольной форме с указанием данных о налогоплательщике и списываемой задолженности. При этом сроков принятия такого решения налоговым органом законодатель также не установил. А значит, если задолженность по каким-то причинам нужно списать быстро, налогоплательщику придется инициировать сверку платежей в порядке, который был описан выше.

Разное → Налоговая амнистия не освободит граждан от погашения большинства долгов

Принятый федеральный закон предусматривает списание примерно четверти недоимки по так называемым имущественным налогам на суммы, как правило, не превышающие 2-3 тысячи рублей. Дополнительные привилегии получат не вернувшие банковские кредиты заёмщики и владеющие шестью сотками пенсио­неры.

В ходе состоявшейся 14 декабря годовой пресс-конференции президент России Владимир Путин предложил «обратить внимание на некоторые налоги, которые достаточно тяжёлым бременем ложатся на граждан и на бизнес и не отвечают никаким интересам, ни самих граждан или бизнеса, ни интересам государства в целом». В том числе он указал на необходимость освободить 42 млн граждан, накопленная за многие годы задолженность которых достигает 41 млрд рублей, а также 2,9 млн индивидуальных предпринимателей, не уплативших в казну примерно 15 млрд рублей. Причём «амнистию» президент России счёл нужным проводить «максимально дебюрократическим способом, без обращения человека в налоговые инспекции».

Старые грехи

Принятый во исполнение пожелания главы государства федеральный закон существенно ограничивает возможность списания задолженности частных лиц. Так, безнадёжной признается недоимка по транспортному и земельному налогам и налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоя­нию на 1 января 2015 года. Индивидуальные предприниматели, в том числе утратившие такой статус (официально прекратившие деятельность), вправе рассчитывать на аннулирование недоимки по всем налогам, но, опять же, накопленной до 2015 года. Решение о списании принимается налоговым органом без участия налогоплательщика на основании сведений о суммах недоимки, начисленных пеней и штрафов.

Также планируется аннулировать задолженность по страховым взносам (в Пенсионный фонд России, фонды обязательного медицинского и социального страхования), образовавшуюся у индивидуальных предпринимателей на 1 января 2017 года. Такое «прощение» получат и иные занимающиеся частной практикой граждане, в том числе адвокаты и нотариусы.

Однако подавляющее большинство не заплативших до 2015 года налоги за автомобиль, квартиру или иную недвижимость, и тем более частные бизнесмены, не смогут рассчитывать на «прощение». Действующий Налоговый кодекс РФ чётко регламентирует работу фискальной службы: недоимка по имущественным налогам автоматически выявляется уже в первых числах ноября (с этого года срок уплаты перенесён на 1 декабря). В течение трёх месяцев должнику почти в автоматическом режиме отправляется уведомление, а в течение следующих шести месяцев инспекция должна обратиться в суд.

Таким образом, в отношении числящихся на 1 января 2015 года должников уже давно приняты судебные решения и в лучшем случае ведётся исполнительное производство.

Внесённые по инициативе главы государства поправки не предусмат­ривают ни пересмотра вступивших в силу судебных актов, ни приостановления принудительного взыскания приставами. Более того, изменение закона и любые объявленные «амнистии» согласно процессуальному закону не признаются новыми обстоя­­тельствами, допускающими пересмотр ранее вынесенных решений.

Небольшой шанс на «прощение» имеют задолжавшие небольшие суммы. Так, требование на погашение недоимки в сумме до 500 рублей может направляться в течение года с момента её выявления. Подавать иск на взыскание менее трёх тысяч инспекции не вправе – они должны дождаться, когда накопленная задолженность превысит этот порог. Поэтому реально в автоматическом режиме будет аннулирована недоимка, размер которой на начало 2015 года не превышал, скорее всего, двух тысяч рублей.

С другой стороны, «амнистия» позволит фискальной службе, по существу, «забыть» о собственных ошибках – списать задолженность, взыскание которой уже невозможно из-за пропуска сотрудниками инспекций установленных сроков давности отправки требований и подачи исков. Ведь в настоящее время недоимка может признаваться безнадёжной только в судебном порядке, после смерти гражданина или объявления его банкротом. Судебные приставы в течение пяти лет обязаны предпринимать меры по взысканию долга, даже если все счета, имущество и иные активы налогоплательщика арестованы, доходы и шансы на получение с гражданина даже копейки отсутствуют.

Право налогоплательщика самого требовать аннулирования «старых» долгов непосредственно законом не предусмотрено. Хотя Конституционный суд России ещё в 2016 году пришёл к выводу, что отсутствие соответствующих норм в Налоговом кодексе РФ не препятствует суду признать суммы налога, пени и штрафа безнадёжными к взысканию по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика. Аналогичное решение принял Верховный суд России. Но для получения «прощения» гражданину придётся дождаться, когда инспекция пропустит сроки подачи иска, и после этого обратиться в суд с требованием о списании долга.

Налог вместо кредита

Отдельная «амнистия» объявляется по не уплаченному за последние почти три года налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Задолженность будет аннулирована при условии, что доход был начислен в период с 1 января 2015 года по 1 декабря 2017 года, налоговые агенты (работодатели, банки и другие) не удержали соответствующие суммы, но в установленном порядке информировали о выплате фискальные органы. «Прощение» не касается налогов с заработной платы, любого другого вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей, работ и услуг по гражданско-правовым и иным договорам, с дивидендов и процентов, выигрышей и призов, полученных в натуральной форме подарков, а также материальной выгоды (от продажи имущества, операций с ценными бумагами, вкладами и так далее).

С учётом таких прописанных в законе ограничений «амнистия» затронет только получивших так называемые «условные доходы», в первую очередь – не расплатившихся по кредитам и займам должников. По действующему законодательству в случае признания банком или иным кредитором такой задолженности, начисленных процентов, пеней и неустоек «невозвратно» (безнадёжной к взысканию), соответствующая сумма признаётся доходом заёмщика, в фискальное ведомство отправляется специальный отчёт и автоматически начисляется 13-процентный налог.

По предварительной оценке, «посткредитное прощение» получат около 3 млн человек. По мнению экспертов, в большинстве своём это неплатёжеспособные граждане, взыскание с которых налогов так же бесперспективно и неэффективно, как и самой задолженности по кредитам. Косвенно об этом свидетельствует практика работы коллекторских агентств, покупающих у банков и микрофинансовых организаций долги граждан чаще всего не более чем за один процент от их размера.

Шесть соток на душу

Новые льготы предоставляются пенсионерам: уже за этот год они вправе не платить земельный налог за находящийся в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении участок площадью до 600 кв. метров (то есть традиционные «шесть соток»). Если на пожилого россиянина зарегистрировано несколько наделов, в течение ближайшего полугодия (до 1 июля) ему предлагается выбрать единственный, на который будет распространяться льгота. При отсутствии такого волеизъявления фискальная служба автоматически прекратит начислять налог за самый дорогой участок. Целевое назначение земли и её фактическое использование (садоводство, дачное или иное малоэтажное строительство, ферма, размещение гостиницы, офиса или прочие) не имеют значения.

А вот для других льготных категорий, в том числе ветеранов, инвалидов и «чернобыльцев», налоговое бремя может возрасти. В настоящее время такие владельцы участков получают вычет в размере 10 тысяч рублей кадастровой стоимости земли, согласно новому закону – не будут платить налог с тех же 600 кв. метров. Однако стоимость таких соток может оказаться как выше, так и ниже вычитаемой в рамках действующей нормы суммы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector