Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Комментарии к законодательству

Некоторые вопросы исключения из ЕГРЮЛ лица, фактически прекратившего свою деятельность

Некоторые вопросы исключения из ЕГРЮЛ лица, фактически прекратившего свою деятельность

В отношении «брошенных» фирм законодатель употребляет термин «лица, фактически прекратившие свою деятельность». Согласно п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» лицо может быть признано прекратившим свою деятельность в случаях, если оно отвечает в совокупности следующим признакам:

  1. юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;
  2. юридическое лицо в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих принятию регистрирующим органом соответствующего решения, не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

При наличии одновременно всех указанных признаков регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Однако ни в гражданском законодательстве, ни в иных федеральных законах подобное основание – исключение лица из ЕГРЮЛ никаким образом не квалифицировано. Возникает вопрос: что это – упрощенная форма ликвидации по инициативе регистрирующего органа либо это какой-то иной процесс?

Исходя из толкования статьи 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица – это прекращение его правоспособности без перехода прав и обязанностей к другим лицам.

Так, определение ликвидации соответствует последствиям исключения юридического лица в соответствии со статьей 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Кроме того, согласно п. 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ.

Таким образом, на первый взгляд может показаться, что исключение лица из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1. ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ является некоторой формой ликвидации юридического лица, описанной в статье 61 ГК РФ.

Однако вышеназванную позицию опровергает Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц». В пункте 1 данного Постановления указано, что процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Соответственно и большинство судов руководствуются указанным положением.

Таким образом, исходя из вышеописанной позиции Пленума ВАС, исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является самостоятельным основанием, не связанным с ликвидацией.

На практике зачастую возникает вопрос: что делать, если в отношении юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ на основании статьи 21.1 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, ведется исполнительное производство, ведь исходя из вышеназванных норм, лицо, исключенное из ЕГРЮЛ, утрачивает правоспособность, а в ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в качестве основания для окончания исполнительного производства была предусмотрена ликвидация должника, а не исключение его из ЕГРЮЛ.

По данному вопросу у судов нет единогласной позиции.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20 декабря 2013 г. по делу № А33-7405/2013, руководствуясь Постановлением Пленума ВАС № 67, указал на то, что в случае исключения юридического лица из ЕГРЮЛ на основании, предусмотренном статьей 21.1. ФЗ № 129-ФЗ, исполнительное производство не должно оканчиваться на основании п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона об исполнительном производстве (ликвидации должника), поскольку исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ никак не связано с процедурой ликвидации.

Прямо противоположной позиции придерживается Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 28 июня 2013 г. по делу № А53-27203/2009. Игнорируя положения Постановления Пленума ВАС № 67, суд кассационной инстанции указывает на то, что внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении существования юридического лица (исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ) представляет собой завершающий этап ликвидации юридического лица, после которого оно считается прекратившим свое существование. Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по существу представляет собой разновидность принудительного способа его ликвидации.

Как указано в данном Постановлении, в статье 1 проекта Федерального закона «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (законопроект № 47538-6/2) предлагается, в частности, дополнить Гражданский кодекс статьей 64.2 «Прекращение недействующего юридического лица». В пункте 2 названной статьи содержится положение о том, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом и иными законами для ликвидации юридических лиц.

Исходя из приведенных правовых норм, а также воспринимая позицию федерального законодателя, суд кассационной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае исполнительное производство № 5966/10/64/61 должно быть окончено судебным приставом применительно к пункту 6 части 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве.

Вышеназванная позиция ФАС Северо-Кавказского округа представляется неправильной, противоречащей нормам права хотя бы потому, что суд руководствуется проектом Федерального закона, что крайне недопустимо в правовой системе Российской Федерации.

Несмотря на вышеуказанные споры судов по поводу места процедуры исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в исполнительном производстве, они оставались актуальными ровно до 23 марта 2014 года – до вступления в силу Федерального закона от 12.03.2014 г. № 34-ФЗ. Указанным Федеральным законом часть 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве была дополнена пунктом 7, согласно которому исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, необходимо отметить, что исполнительное производство само по себе не является основанием для непринятия регистрирующим органом решения об исключении недействующего лица из ЕГРЮЛ. Взыскатели в исполнительном производстве не имеют преимуществ перед другими кредиторами и должны руководствоваться нормами статьи 21.1. Федерального закона № 129-ФЗ, а именно: направить в установленный срок соответствующее заявление в регистрирующий орган. В этом случае решение не принимается, и встает вопрос о ликвидации лица в соответствии с гражданским законодательством. Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 18.01.2011 г. по делу № А27-5465/2010, Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 г. по делу № А29-4822/2013 и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в соответствии со статьей 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является самостоятельным основанием для прекращения его правоспособности, никак не связанным с процедурой ликвидации. В случае же ведения в отношении такого лица исполнительного производства, оно должно быть прекращено на основании п. 7 ч. 2 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Прекращение недействующего лица

Статья 64.2 ГК «Прекращение недействующего юридического лица» введена Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ и устанавливает возможность прекращения недействующего юридического лица и исключения его из ЕГРЮЛ.

Несмотря на то, что законоположения, содержащиеся в данной статье, являются новеллами ГК РФ, само понятие «недействующее юридическое лицо», а также административный порядок прекращения юридических лиц (исключение их из ЕГРЮЛ) появились в российском законодательстве еще в 2005 г., когда Закон о государственной регистрации был дополнен положениями об исключении недействующих юридических лиц, прекративших свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. В целом указанный институт вполне успешно использовался для борьбы с «мертвыми» юридическими лицами, однако выделялась некоторая его «оторванность» от общих положений ГК РФ. Видимо, это и вызвало предлагаемые изменения.

По правилам, установленным данной статьей, недействующим и подлежащим исключению из ЕГРЮЛ юридическим лицом считается юридическое лицо:

  • которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Возникает вопрос: почему при непредставлении одних документов (документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах) действует административная процедура исключения недействующего юридического лица, тогда как непредставление других документов является основанием для обращения в суд с требованием о признании организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из ЕГРЮЛ.

Также, если буквально рассматривать норму ст. 21.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», то можно сделать вывод о безусловном исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при наличии в совокупности двух указанных выше обстоятельств без учет иных факторов, которые также могут свидетельствовать об осуществлении юридическим лицом хозяйственной деятельности.

Однако правоприменительная практика смогла предотвратить произвольное и основанное на буквальном толковании закона исключение налоговыми органами юридических лиц из реестра.

    Постановление Федерального Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля 2014 г. по делу N А41-38665/13

Представитель Общества обратился в арбитражный суд к налоговому органу с заявлением о признании недействительным решения о ликвидации общества.

Не согласившись с принятым по делу постановлением, Налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.

Доводы Налогового органа:

  • исключение из ЕГРЮЛ общества, как фактически прекратившее деятельность, было произведено в соответствии с действующим законодательством, и права заявителя не нарушает;
  • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;
  • Налоговый орган считает, что не проведение операций по банковским счетам, а также непредставление отчетности коммерческой организацией в соответствии с действующим законодательством служит определяющим признаком при решении вопроса, является ли организация недействующей;
Читать еще:  Вступила в наследство на квартиру и хочу подарить

Доводы представителя Общества:

  • наличие условий, предусмотренных в пункте 1 статьи 21 Закона о государственной регистрации, не является безусловным основанием исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку они могут свидетельствовать о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе не являются основанием для исключения юридического лица из реестра;

Кассационная коллегия заняла позицию представителя Общества и указала следующее:

  • обстоятельства дела могут свидетельствовать лишь о нарушении норм налогового законодательства, однако, сами по себе, без учета и исследования всех обстоятельств в совокупности, не могут служить безусловным основанием для исключения юридического лица из реестра;
  • непредставление в течение последних двенадцати месяцев документов налоговой отчетности служит основанием для возможного привлечения такой организации к налоговой ответственности, но не может быть признано достаточным для прекращения ее деятельности, при том, что в силу действующего законодательства налоговые органы не вправе определять, прекратила ли организация фактически осуществлять свою уставную деятельность.
  • согласно выписке из ЕГРЮЛ налоговым органом 22.02.2012 были внесены изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, на основании заявления, а именно: о наличии протокола от 12.02.2012 N 11 общего собрания участников Общества, из содержания которого следует, что участниками общества проведено общее собрание. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отчетный период с 10.08.2011 по 10.08.2012 Общество осуществляло свою деятельность.
  • кроме того, как установлено судом и не опровергнуто Налоговым органом, генеральный директор Общества 28.02.2012 обращался в ИФНС России по г. Балашихе с заявлением о предоставлении справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам по состоянию на 01.03.2012. Данное заявление было принято и зарегистрировано Налоговым органом 11.03.2012, однако, оставлено без ответа.

Апелляционный суд в указанном постановлении, в частности, отметил, что:

  • исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1 Закона о государственной регистрации регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ лишь по формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права. Наличие данных признаков императивно влечет исключение юридического лица из ЕГРЮЛ только в случае фактического прекращения организацией своей деятельности.
2. Цели
  • обеспечение стабильности гражданского оборота;
  • обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ;
  • обеспечение доверия к сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ со стороны третьих лиц;
  • предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц (борьба с «фирмами-однодневками»);
  • по оценке налоговых органов и с учетом реальных возможностей судебной системы ликвидация недействующих юридических лиц в судебном порядке займет не менее 15 лет и потребует значительных бюджетных средств, в том числе в связи с необходимостью увеличения численности судей. Данная норма позволит быстро и с минимальными затратами решить задачу исключения недействующих юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц с предоставлением необходимых гарантий защиты прав и интересов таких юридических лиц, учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц»
3. Порядок исключения из ЕГРЮЛ

Установлен в ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 28 декабря 2016 г.)

  1. Выявление налоговым органом одновременно двух условий:
    • ЮЛ в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности;
    • ЮЛ не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

  2. Принятие налоговым органом решения о предстоящем исключении компании из реестра.
    • В нем содержится информация о порядке и сроках направления заявлений самой компанией, ее владельцами, кредиторами и иными заинтересованными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
    • Публикуется в Вестнике государственной регистрации: http://www.vestnik-gosreg.ru (п. 1 Приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).
    • Поэтому кредиторам следует действовать осмотрительно и отслеживать информацию по своим дебиторам, хотя бы по самым значимым, чтобы не упустить возможность заблокировать административную процедуру прекращения их деятельности (Постановление ФАС ЗСО от 20.02.2013 по делу N А81-921/2012).
    • Риск невозможности взыскания долгов в результате исключения компании из ЕГРЮЛ лежит на ее кредиторе (Постановление ФАС ЗСО от 06.08.2014 по делу N А03-13327/2013).

  3. Направление заявлений заинтересованными лицами

Требования к указанным заявлениям:

  • должны быть мотивированными;
  • направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
  • в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

При поступлении заявлений регистратор не принимает решения об исключении компании из реестра, при этом п. 4 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ ему не предоставлено право входить в обсуждение обоснованности заявлений, оценивать их правомерность. Сам факт их подачи не дает права исключить недействующее ЮЛ из реестра. Впоследствии регистратор не лишен возможности повторно инициировать данную процедуру, при этом 12-месячный срок нужно будет отсчитывать заново.

  • Срок: в течение года со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
  • Поскольку Законом N 129-ФЗ возможность восстановления пропущенного срока не предусмотрена, участникам гражданского оборота следует быть особо внимательными и не затягивать с оспариванием закрытия компании.

В доктрине считают, что основой разграничения банкротства, исключения из ЕГРЮЛ, ликвидации по правилам ГК РФ являются:

  • степень достаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов;
  • нахождение юридического лица в процессе ликвидации^

— Ликвидация по правилам ГК РФ применяется в случаях, когда имущества организации достаточно для расчетов с кредиторами;

— Банкротство — когда имущества не хватает для полного удовлетворения требований кредиторов, но достаточно для проведения процедуры банкротства и частичного удовлетворения требований;

— Административный порядок прекращения юридических лиц применяется тогда, когда у юридического лица полностью отсутствует имущество или его недостаточно даже для проведения ликвидационной процедуры.

КС РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис»:

п. 2 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации (регулирующий процедуру исключения из ЕГРЮЛ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования содержащееся в нем положение допускает исключение в административном порядке (по решению регистрирующего органа) из ЕГРЮЛ юридического лица, имеющего признаки недействующего, в отношении которого судом по заявлению кредитора введена процедура банкротства, что приводит к утрате права кредитора в процедурах банкротства под контролем суда разрешить вопросы об удовлетворении своих имущественных требований по обязательствам должника ;

Вскоре был внесены поправки в Закон о государственной регистрации ЮЛ о том, что Решение о предстоящем исключении не принимается, если у налогового органа имеются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

  • При подаче иска в суд либо при подаче заявления о признании должника банкротом кредитору будет нелишним направить письмо регистратору об этом, чтобы тот не применял рассматриваемую процедуру (Постановление ФАС ПО от 15.05.2014 по делу N А55-14833/2013).

Ликвидация по правилам ГК РФ vs Исключение из ЕГРЮЛ

  • основанием для «запуска» исключения недействующего ЮЛ является презумпция прекращения деятельности юридического лица,
  • финальный юридическим фактом — исключение из ЕГРЮЛ.

Логика выстраивается такая: прекращение деятельности — реализация состава исключения — исключение из ЕГРЮЛ как финальный факт (он же — факт прекращения юридического лица).

При ликвидации иначе:

  • решение органа управления самого лица (или суда, или уполномоченного государственного органа, или вступление в силу федерального закона, или иной факт) — «запуск» процедуры ликвидации;
  • внесение записи в ЕГРЮЛ (как факт прекращения). Финальное положение видим в ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: «Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц».

То есть в случае исключения мы имеем презумпцию прекращения деятельности еще до прекращения, а при ликвидации прекращение деятельности — это следствие прекращения самого лица.

Читайте так же:

11.10.2021

Составить и подать заявление об уменьшении алиментов поможет сделать наш адвокат по алиментам в Моск

01.10.2021

Вопрос весьма острый, ведь ошибиться может каждый, а при высокой загруженности, которая характерна д

20.09.2021

Гражданин в случае потери кормильца (СПК) может получить возможность выбрать надлежащий вид пенсии,

г. Москва, Кропоткинская пер. дом №4 info@group-alp.com

© 2020 ООО “Юридическая компания ”ALP GROUP”

Любое использование материалов, включая копирование, допускается только с письменного разрешения администрации сайта

Оспаривание исключения фирмы из ЕГРЮЛ

toys-2561392__340.jpg

В соответствии со ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее «Закон») по решению регистрирующего органа ЮЛ может быть исключено из ЕГРЮЛ. Порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ применяется при следующих обстоятельствах:

— ЮЛ присущи признаки недействующего предприятия;

— ликвидация ЮЛ невозможна ввиду отсутствия средств ее финансирования и невозможности возложить расходы на учредителей;

— наличие сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности более 6 месяцев с момента внесения такой записи.

При выполнении одного из указанных условий регистрирующий орган (далее — налоговая, налоговая инспекция, налоговый орган) принимает соответствующее решение о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ.

Итак, получив информацию о принятии налоговым органом решения о предстоящем исключении ЮЛ либо обнаружив, что ЮЛ уже исключено, участники, руководитель, иные заинтересованные лица имеют право предпринять действия, направленные на возражение и оспаривание исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ. В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 17.01.2012 N 143-О-О нормативные положения, позволяющие исключить ЮЛ из ЕГРЮЛ, применяются с учетом гарантий, предоставленных указанным лицам. К таким гарантиям относятся:

— опубликование сведений о принятии решения о предстоящем исключении в органах печати, а также размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России (приказ Федеральной налоговой службы от 16 июня 2006 года N САЭ-3-09/355@);

— направление заявления, препятствующего принятию решения об исключении;

— обжалование кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ в соответствии с п. 8 ст. 22 Закона.

Опубликование сведений о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ в органах печати

В течение 3 дней с момента принятия указанного решения налоговый орган обеспечивает публикацию в органах печати сведений о принятом решении. Действующим законодательством РФ, кроме опубликования в органах печати о принятом инспекцией решении о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ, иного уведомления участников организации или руководителя налоговым органом не предусмотрено. Согласно позиции ВС РФ публикация регистрирующим органом информации об исключении организации из ЕГРЮЛ в журнале «Вестник государственной регистрации» является достаточной для информирования кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2018 по делу N А40-185866/17, Определение ВС РФ от 24.02.2016 г. по делу N А40-199439/2014, Определение ВС РФ от 04.04.2016 г. по делу N А65-9202/2015).

Исходя из этого, о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ можно узнать при систематическом отслеживании изменений в ЕГРЮЛ и публикаций.

Направление мотивированного заявления, препятствующего принятию решения об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ

В соответствии с п. 3, 4 ст. 21.1 Закона недействующее ЮЛ, кредиторы, иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ, имеют право в течение 3 месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении представить в регистрирующий орган мотивированное заявление. Например, при наличии неисполненных обязательств исключаемым обществом кредитор вправе в 3-месячный срок обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим возражением. В таком случае решение об исключении недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ не принимается и процедура по исключению прекращается. При этом принять повторное решение об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ регистрирующий орган не вправе до истечения 12 месяцев со дня прекращения предыдущей процедуры (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.04.2018 по делу N А42-4748/2017).

Если возражений не поступит, в соответствии с п. 7 ст. 22 ФЗ Закона регистрирующий орган исключает недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ. Обращаем внимание, если регистрирующий орган надлежащим образом исполнил обязанность по опубликованию решения о предстоящем исключении и у заинтересованных лиц имелась возможность отслеживать соответствующие сведения из общедоступных источников, но возражения не были поданы в установленный срок, то при признании недействительными оспариваемых решений и действий регистрирующего органа довод о нарушении прав, например, как кредитора, в результате исключения общества-должника из ЕГРЮЛ, будет признан несостоятельным (Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2018 по делу N А40-35951/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.01.2018 по делу N А19-6582/2017).

Рекомендуем проявлять достаточную степень заботливости и осмотрительности, обновлять сведения на основе как минимум данных ЕГРЮЛ о контрагентах и, имея возможность, своевременно направлять заявление о несогласии с исключением, например, контрагента-должника из ЕГРЮЛ.

Обжалование исключения недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением

В соответствии с п. 8 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Среди оснований обжалования решения об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ можно выделить следующие:

— отсутствуют основания для исключения из ЕГРЮЛ. Например, налоговая ошибочно получила неверные сведения и на их основании приняла решение об исключении из ЕГРЮЛ. К указанному также относятся случаи, когда на момент исключения общества из ЕГРЮЛ оно формально отвечало признакам прекратившего свою деятельность ЮЛ, но фактически осуществляло хозяйственную деятельность, соответствующую целям создания; действия регистрирующего органа в судебном порядке могут быть признаны незаконными (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.03.2018 по делу N А28-2143/2017).

— нарушен порядок исключения. Например, не опубликовано сообщение о проведении процедуры, или в сообщении о предстоящем исключении не содержалось сведений о порядке и сроках направления заявлений кредиторами или иными лицами, чьи права затрагиваются исключением недействующего ЮЛ, а также если в нем был указан неверный адрес регистрирующего органа (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.05.2017 по делу N А66-4284/2016);

— налоговым органом получены возражения заинтересованных лиц, однако не приняты к учету (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2017 017 по делу N А40-225110/16).

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Принудительное исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

С оздание ЕГРЮЛ предполагало наличие достоверной информации обо всех юридических лицах, ведущих финансовую и хозяйственную деятельность на территории России. Однако ситуация складывается таким образом, что из-за чрезмерной трудоемкости процедуры официальной ликвидации предприятия многие фирмы предпочитают бросить компанию, которая выработала свой ресурс.

Так в государственном реестре продолжают числиться компании, которые давно прекратили свою деятельность. По отношению к таким предприятиям может применяться принудительная мера – исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

ликвидация

Признаки недействующего юридического лица перечислены в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

  • компания не предоставляет отчетность (налоговую и бухгалтерскую) в орган ФНС по месту регистрации на протяжении 12 месяцев;
  • отсутствие движения финансов на расчетных счетах компании в течение последнего календарного года.

По истечении каждого квартала в налоговых органах формируется перечень компаний, которые не сдавали регламентированную отчетность в последние 12 месяцев. Отделом камеральных проверок составляются запросы в банки на предмет совершения в этот календарный период приходных или расходных операций.

Если операций по банковским счетам за последний год не выявлено, то фискальные органы формируют справку, в которой перечисляются указанные основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции.
Не позднее следующего дня справка передается в подразделение ФНС, ответственное за государственную регистрацию юридических лиц.

В течение пяти рабочих дней инспекцией принимается решение о готовящемся удалении компании из государственного реестра. Одновременно в «Вестнике государственной регистрации» публикуется информация о предстоящем исключении и порядок принятия заявлений от кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Закон отводит три месяца на подачу ходатайств и возражений со стороны любых лиц на предстоящее удаление компании из ЕГРЮЛ. Если на протяжении этого срока кредиторы, бывшие сотрудники или сами учредители предприятия заявят о своем несогласии с предстоящей процедурой, то решение об исключении организации из Госреестра не принимается.

При отсутствии любых возражений или заявлений по поводу исключения прекратившего деятельность юридического лица из ЕГРЮЛ компания признается официально ликвидированной. В течение четырех месяцев с первой публикации о предстоящей ликвидации в Госреестр вносится соответствующая запись, а в «Вестник государственной регистрации» отправляется информация об исключении предприятия из ЕГРЮЛ.

Следует отметить, что по законным критериям исключить из реестра можно те компании, которые одновременно отвечают обоим вышеуказанным признакам, позволяющим признать его недействующим. При этом не имеет значения наличие долгов перед бюджетом по налогам и сборам, а также по штрафам, начисленным за непредставление отчетности.

С точки зрения налоговой службы удаление предприятия из ЕГРЮЛ производится только тогда, когда фирма не имеет задолженности по обязательным платежам. По этой причине фискальные органы, в чьей компетенции находится решение вопроса об «очистке» Госреестра от недействующих предприятий, заменяют процедуру их исключения из ЕГРЮЛ подачей иска о признании юридического лица банкротом.

В свою очередь Арбитражные суды при рассмотрении заявлений ФНС, обнаруживают все признаки недействующего предприятия и не принимают к рассмотрению иски о банкротстве. Разночтения в гражданском и налоговом законодательствах требуют урегулирования с тем, чтобы ЕГРЮЛ содержал только актуальную информацию относительно действующих юрлиц.

Законность исключения компании из ЕГРЮЛ

Решение налогового органа по удалению юрлица из Госреестра могут обжаловать и сами учредители, и иные заинтересованные лица. Срок обжалования составляет 12 месяцев с того момента, как кредитор или другой контрагент получит информацию о нарушении своих прав. Годовой период исчисляется с той даты, когда в «Вестнике государственной регистрации» будет опубликовано объявление об исключении юрлица из ЕГРЮЛ.

ИСКЛ

Законодательная норма, позволяющая налоговому органу прекращать правоспособность юридического лица путем исключения его из Государственного реестра, не должна нарушать интересы кредиторов. Конституционным судом принято постановление, в котором допускается возможность пересмотра правил административного исключения предприятия из ЕГРЮЛ.

Если будут приняты поправки к ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части внесудебного исключения «мертвых» фирм из ЕГРЮЛ, то налоговики прогнозируют проведение массовой перерегистрации предприятий. Это поможет очистить ЕГРЮЛ от недействующих компаний.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ

Административное исключение юридического лица из реестра влечет за собой правовые последствия, аналогичные тем, что присущи процедуре ликвидации:

  • прекращение деятельности предприятия без правопреемства (перехода прав и обязанностей к другим лицам);
  • задолженность юридического лица перед кредиторами (в том числе и перед бюджетом) погашается, исходя из имеющегося имущества организации и очередности выставленных требований.

Если юридическое лицо не имеет активов, которые можно реализовать для удовлетворения требований кредиторов, то его долги перед контрагентами и бюджетом признаются безнадежными с момента исключения из ЕГРЮЛ.

Нельзя рассматривать удаление из Государственного реестра юрлиц, как легкий способ ликвидации «мертвого» предприятия. Такой подход применим только для тех компаний-«однодневок», которые создавались на короткий срок. Если в числе учредителей и руководителей фирмы нет реальных физических лиц, которым можно предъявить налоговые претензии, то внесудебное исключение из ЕГРЮЛ пройдет безболезненно.

Как избежать исключения из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции

Исключение предприятия, не осуществляющего хозяйственно-финансовую деятельность, из Государственного реестра юридических лиц – не обязанность, а право налоговой инспекции. Если учредители и руководство не намерены ликвидировать фирму, а приостановка работы связана с временными обстоятельствами, то следует принять следующие меры:

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ — пошаговая инструкция

Институт исключения из ЕГРЮЛ и его правовое регулирование

Исключение из ЕГРЮЛ представляет собой строго регламентированную административную процедуру, в результате которой юридическое лицо утрачивает правоспособность.

Обратите внимание! Исключение из ЕГРЮЛ — принудительная процедура, которую инициируют не участники юрлица, а государственные органы.

Основные цели введения в российском законодательстве процедуры исключения из ЕГРЮЛ:

  • уменьшение числа «мертвых» фирм, не ведущих деятельность;
  • обеспечение достоверности сведений в ЕГРЮЛ;
  • разрешение вопроса о долгах таких организаций (в этом смысле данная процедура имеет отдаленное сходство с банкротством, но гораздо более проста в реализации).

Институт исключения является относительным новшеством в российском законодательстве. Впервые нормы о нем были внесены в 2005 году в ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) и ст. 21.1 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон о регистрации юрлиц). Затем ГК РФ был дополнен ст. 64.2, посвященной процедуре исключения.

Кроме того, существует немалое количество разъяснений и писем ФНС, которые не имеют законодательного значения, однако важны для понимания сути процедуры и тонкостей ее осуществления. По данному вопросу также сложилась достаточно богатая судебная практика, в том числе на уровне высших судов.

Рассмотрим подробнее все нюансы данной процедуры.

Основания для исключения

Важно! Единственным основанием для принудительного исключения из ЕГРЮЛ является решение регистрирующего органа.

Такое решение может быть принято в случае, если юридическое лицо в течение 1 года одновременно не осуществляет следующих действий (п. 1 ст. 64.2 ГК РФ, п. 1 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • не сдает налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не производит банковских операций ни по одному из своих счетов.

Тогда организация признается фактически недействующей, что дает регистрирующему органу право вычеркнуть ее из реестра.

Кроме названных формальных критериев, законодатель предусмотрел еще 2 ситуации, когда регистрирующий орган вправе прибегнуть к механизму исключения из ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  • организация не может быть ликвидирована ввиду нехватки средств на ликвидацию как у нее самой, так и у ее учредителей;
  • в ЕГРЮЛ были внесена запись о недостоверности сведений о юрлице более чем 6 месяцев назад.

Обратите внимание! Полномочия регистрирующего органа по исключению из ЕГРЮЛ ограничены только ситуацией банкротства юрлица (абз. 2 п. 2 ст. 21.1 закона о регистрации юрлица). Исключение невозможно на любой стадии банкротства.

Иное нарушало бы права кредиторов исключаемого лица и противоречило бы Конституции РФ (см. постановление Конституционного суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Обратите внимание! Исключить юрлицо из ЕГРЮЛ можно и в том случае, если оно было создано до вступления в силу норм закона о регистрации юрлиц, предусматривающих данную процедуру (п. 3 ст. 3 закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Порядок исключения из ЕГРЮЛ

Поскольку любые реестровые действия непосредственным образом затрагивают права зарегистрированных юридических лиц, процедура исключения из ЕГРЮЛ четко регламентирована и не допускает произвольных действий. Процедуру можно разделить на 4 основных последовательных этапа (пп. 2–4 ст. 21.1 закона о регистрации юрлиц):

  1. Принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении при наличии указанных выше оснований.
  2. В течение 3 дней с даты принятия решения — публикация решения, а также информации о порядке и сроках направления заявлений заинтересованными лицами (самим исключаемым юрлицом, его кредиторами и др.) Публикация осуществляется в «Вестнике государственной регистрации» (см. приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@).
  3. В течение 3 месяцев после публикации — прием заявлений от заинтересованных лиц. Заявления должны быть обоснованными и мотивированными и могут направляться различными способами: почтой с обязательным нотариальным удостоверением подписи заявителя; представляться непосредственно с предъявлением документа, удостоверяющего личность и нотариальной доверенности; в электронном виде с обязательной ЭЦП (п. 6 ст. 9 закона о регистрации юрлиц).
  4. Исключение организации из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений и заявлений.

Оспаривание исключения из ЕГРЮЛ

Обратите внимание! Основной спорный вопрос в данном случае: достаточно ли формальных признаков для исключения из ЕГРЮЛ? Четкого ответа судебная практика пока не дает, руководящих разъяснений нет.

Арбитражный суд Московского округа занимает достаточно жесткую позицию. Он полагает, что при наличии всех формальных признаков недействующего юрлица, а также соблюдении порядка данной процедуры исключение законно, несмотря на наличие у организации имущества, участие в судебных процессах, наличие каких-либо причин, по которым ею не были поданы возражения в трехмесячный срок (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2018 по делу № А40-218922/2017).

Между тем Верховный суд РФ в определении от 26.12.2018 № 301-КГ18-8795 указывает на то, что наличие формальных признаков отсутствия деятельности юрлица далеко не всегда означает ее действительное прекращение. Участие организации в судебных процессах, например, свидетельствует о продолжении ею деятельности и препятствует исключению из ЕГРЮЛ. Кроме того, подлежат выяснению обстоятельства и причины, по которым юрлицо не представило свои возражения в трехмесячный срок или представило их с нарушением срока.

В определении Верховного суда РФ от 12.02.2019 по делу № 304-КГ18-18451 разъяснено, что трехмесячный срок, установленный для подачи заявлений от заинтересованных лиц, не является пресекательным. Заявления, поданные с нарушением этого срока, также могут служить основанием для отмены решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Вывод. Самым перспективным основанием для оспаривания исключения представляется нарушение процедуры регорганом. Кроме того, можно опираться на фактическое ведение деятельности и обязательно следует подать заявление от заинтересованного лица (даже с пропуском трехмесячного срока).

Правовые последствия исключения

Важно! Главным юридическим последствием исключения из ЕГРЮЛ является утрата юрлицом правоспособности.

Организация перестает существовать как фактически, так и юридически, то есть не может совершать какие-либо юридически значимые действия. Таким образом, последствия исключения аналогичны последствиям ликвидации юрлица (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Кроме того, в результате исключения из ЕГРЮЛ закономерно встает вопрос о долгах организации. Что происходит с ними?

Рекомендуем. Кредиторы исключенного юрлица вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения имущества должника при наличии такового с целью погашения задолженности (п. 39 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.11.2015 № 50, письмо Минфина России от 21.02.2018 № 03-12-13/11023).

Кроме того, п. 3 ст. 64.2 ГК РФ устанавливает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, контролирующих юрлицо. К таковым относятся лица, которые могут выступать от имени юрлица или влиять на его действия (ст. 53.1 ГК РФ). Указанная возможность введена для исключенных из реестра юрлиц в 2014 году.

Таким образом, исключение из ЕГРЮЛ представляет собой административную процедуру по прекращению юридического лица. Оно возможно только при наличии оснований и осуществляется строго в порядке, предусмотренном законом.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector