Art-clr.ru

Арт Журнал
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как себя вести при выездной налоговой проверке

Как себя вести при выездной налоговой проверке

Выездная налоговая проверка – не повод для паники. Мы подготовили для Вас полезные рекомендации, чтобы грамотно пройти выездную налоговую проверку. Она требует от Вас компетентности и внимательности.

Что такое выездная проверка

1.jpgВыездная налоговая проверка – это наиболее глубокая форма налогового контроля. Проверить Вас может только та налоговая инспекция, в которой Ваша компания стоит на учёте. При выездной налоговой проверке инспекторы исследуют три года деятельности компании, которые предшествуют проверке. Проверять могут меньше трёх лет жизни фирмы: один или два года. Но три года – это максимум.

Выезднику необходимо установить насколько правильно Вы рассчитали налоги и своевременно их уплатили.

Чтобы провести выездную налоговую проверку начальник инспекции должен процессуально оформить решение о выездной проверке. Решение может быть подписано заместителем начальника инспекции, это его право.

Что такое решение

Решение о проведении выездной налоговой проверки – это процессуальный документ, он оформляется в бумажном или в электронном виде. Решение должно содержать:

  • номер инспекции;
  • адрес инспекции;
  • дата решения;
  • название Вашей компании, ИНН, КПП и адрес;
  • какие налоги и сборы будут проверять;
  • период проверки;
  • фамилии, отчества, имена и должности проверяющих;
  • подпись начальника инспекции или его заместителя.

Перед проверкой инспекторы должны ознакомить Вас с решением о проведении выездной. После ознакомления Вы подписываете решение. Указываете текущую дату, время в часах и минутах.

Проверка началась

Важно! Не препятствуйте инспекторам в проведении проверки. Иначе к выездной присоединятся оперативные сотрудники отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции МВД России. Будьте корректны, не выходите за рамки делового этикета.

2.jpgВыездная проверка проводится минимум два месяца. Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.

Выездная проверка проводится минимум два месяца. Двухмесячный срок инспектор вправе приостановить для получения ответов от госучреждений иностранных юрисдикций, для получения ответов от Ваших партнёров по запросам встречной проверки, до окончания экспертизы либо перевода документов на русский язык. Максимальный срок приостановки – 6 месяцев. Приостановка выездной проверки оформляется решением начальника инспекции или его заместителем.

Любые процессуальные действия прекращаются, когда выездная налоговая проверка приостановлена: инспектор не может направлять запросы, требования, проводить допросы. Если Вы получили требование о представлении документов, когда проверка приостановлена, то направьте инспектору напоминание о пункте 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Всю переписку необходимо фиксировать. Письма, ответы на запросы, объяснения составляйте в двух копиях. На одной из копий при получении инспектор ставит подпись и дату. Обращайте внимание на даты, они должны быть актуальными. Эту копию сохраняйте у себя.

Выездную проверку могут продлить, когда двухмесячный срок истёк. Налоговый кодекс предусматривает возможность продлить проверку ещё на 2 месяца. В особых случаях на 4 месяца. При продлении выездной проверки процессуальные действия не прекращаются Просто для их выполнения даётся больший срок.

Выездную проверку проводят на Вашей территории. Для этого Вам необходимо выделить инспекторам отдельное помещение. Если у Вас этой возможности нет, то проверку могут перенести в здание инспекции. Для проведения проверки инспектор вправе потребовать любые документы компании, но с одним условием: документы должны иметь отношение к проверяемому периоду и налогам, указанным в решении о проверке. Эти документы необходимо предоставить. Документы следует почистить от пометок, прошить, пронумеровать, скрепить печатью и подписью. Составьте опись документов, в тексте укажите реквизиты решения о проведении налоговой проверки и требования о представлении документов. Передайте инспектору пакет документов с двумя экземплярами описи под его роспись. Один экземпляр оставьте себе.

Сопровождать проверку должны компетентный юрист и бухгалтер. Сотрудники компании пусть общаются с инспектором только на допросах. Туда их вызовут по повестке. Личных бесед надо избегать. Неосторожно брошенное слово будет неверно истолковано и повлияет на результаты проверки.

На допрос могут быть вызваны и руководитель, и главбух. Они несут личную ответственность за нарушения компании. Поэтому они вправе воспользоваться 51- ой статьёй Конституции РФ. Однако замыкаться нельзя.

Об этом мы подробнее написали в статье «Как себя вести на допросах»

Когда у инспектора возникают к Вам вопросы по несоответствию имеющихся у него сведений, он оформляет требование о представлении письменных пояснений. Такие пояснения необходимо представить. Молчание не в Вашу пользу. Пишите без фанатизма. Цель пояснений – дать ответы на поставленные инспектором вопросы в формате «Вопрос-ответ». Не больше.

То же относится к требованию о предоставлении доступа к помещениям, которые имеют отношение к проверке. Тут не всё однозначно. Собственник на момент проверки мог расторгнуть или отказать Вам в продлении договора аренды. Это значит, что у Вас нет прав на демонстрацию помещений.

Инспекция вправе в рамках встречной проверки запросить у собственника сведения о факте аренды этих помещений Вашей компанией. Инспектор даже может вызвать собственника на допрос.

Опыт подсказывает нам: если Вы получили из инспекции решение о проведении выездной налоговой проверки, известите об этом своих партнёров. В письме укажите, что инспекторы могут запросить у них сведения по сделкам. Объясните, что это обычная практика при проведении проверок и бояться им нечего. А была ли сделка? – это единственный вопрос встречной проверки.

В завершении проверка оформляется актом, в котором инспекторы описывают нарушения и обстоятельства их выявления, излагают предложения по взысканиям. Готовьтесь направить письменные возражения. Их учтут при вынесении окончательного решения по проверке.

В каждой выездной налоговой проверке есть свои нюансы. Они зависят как от специфики деятельности налогоплательщика, так и от серьёзности организации делопроизводства в компании. На все возможные вопросы в одной статьей ответить не реально. Мы осветили самое основное. По оставшимся вопросам звоните по телефону

Сопровождение выездных налоговых проверок

Татьяна Одинцова

Санкт-Петербургский институт адвокатуры – Межрегиональный учебный центр ФПА РФ приглашает принять участие в онлайн-семинаре «Сопровождение выездных налоговых проверок. Как зовут вашего налогового инспектора? Его не зовут, он сам приходит. », который состоится 9, 10, 12 ноября с 11.00 до 13.00 с использованием платформы Zoom. Записаться на семинар можно по ссылке.

О мероприятии

Семинар позволит качественно подготовиться к сопровождению выездной налоговой проверки и обеспечить защиту интересов доверителя во время ее проведения.

9 ноября 2021 г.:

– Что такое предпроверочный анализ?

– Критерии высоких налоговых рисков и признаки получения необоснованной налоговой выгоды.

– «Письма счастья» от Инспекции, как на них реагировать?

– Программные средства контроля в распоряжении налоговых органов.

– Что такое «налоговые разрывы» и чем они опасны?

– Применение Инспекцией положений ст. 93.1 НК РФ.

– Что такое ВНП, ее цели и задачи?

– Зачем налоговики привлекают к ВНП полицейских и как они между собой взаимодействуют?

– Основные мероприятия налогового контроля при ВНП, как их сопровождать (допрос, доступ и осмотр территории, инвентаризация, истребование, выемка)?

10 ноября 2021 г.:

– Основные мероприятия налогового контроля при ВНП, как их сопровождать (экспертиза, привлечение специалиста)?

– Статья 54.1 НК РФ, ее применение Инспекцией в качестве «тяжелой артиллерии».

– Типичные процедурные нарушения Инспекции при ВНП – как и зачем с ними бороться?

– Что такое Акт ВНП, его цели и задачи?

– Технология составления возражений на Акт ВНП (пошаговая инструкция). Типичные «обвинения» Инспекции в адрес налогоплательщика, что на них возражать (пример составления аналитической таблицы)?

12 ноября 2021 г.:

– Что и как следует писать в возражениях на Акт ВНП?

– Как происходит рассмотрение возражений на Акт ВНП в Инспекции и какие решения могут быть приняты по итогам этого рассмотрения?

– Что такое ДМНК, как они проводятся и чем заканчиваются?

Читать еще:  Льготная ипотека на деревянный дом 2022

– Что такое Решение по ВНП, его цели и задачи?

– Внесудебные обеспечительные меры налогового органа.

– Обязательный досудебный порядок обжалования решений по ВНП в Управление ФНС.

– Что делать, если пропущен срок подачи апелляционной жалобы в УФНС?

– Может ли Управление при рассмотрении жалобы ухудшить положение налогоплательщика?

– Надо ли обжаловать в суде Решение Управления ФНС России? Какие судебные споры возникают из ВНП и особенности этих споров (формулировки требований, доказывание, тактические советы по ведению дел, перспективы). Положительные и отрицательные примеры из судебной практики.

Занятие проводит адвокат Адвокатской палаты Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургского института адвокатуры Одинцова Татьяна Константиновна.

Стоимость: 4900 рублей.

Записаться на онлайн-семинар и оплатить участие в нем можно на сайте Института адвокатуры.

Важная информация:

1. После регистрации и оплаты ссылку для участия вы получите на почту вечером накануне семинара.

2. Если вы не смогли участвовать онлайн или хотите еще раз посмотреть семинар – мы пришлём всем доступ к видеозаписи вебинара 15 ноября, который будет открыт до 22 ноября.

3. Если вы адвокат, при регистрации обязательно укажите свой регистрационный номер с кодом региона, например, «78/0000».

4. Адвокатам присваивается 9 академических часов повышения квалификации. После окончания курса сертификат будет выслан на электронный адрес, указанный при регистрации на мероприятие; для адвокатов других регионов: сертификат, выданный Санкт-Петербургским институтом адвокатуры, подтверждает исполнение требований Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов, признается соответствующими адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации и засчитывается в систему повышения квалификации в соответствии с количеством часов прослушанных занятий.

5. Для выставления счета юридическому лицу направьте банковские реквизиты на e-mail: institut@apspb.ru, указав название курса, на который хотите попасть.

За получением дополнительной информации обращайтесь по номеру WhatsApp +79215702269.

Опять проверка!

Все, кто хоть краем причастен к финансам компании, согласятся: налоговая проверка — не самая приятная вещь в жизни. Особенно если она происходит для вас впервые. Все мои знакомые руководители фирм чувствовали себя нашкодившими мальчуганами, которым вот-вот грозит выговор в кабинете у завуча. Даже у многих бухгалтеров-отличников при ее упоминании начинают трястись руки — ведь именно им достается от начальства, если проверяющие находят ошибки в документах. Ну а руководители и подавно на дух не переносят визиты налоговиков. И не важно — предупреждали они о своем визите или нет. Но все-таки налоговая проверка не так страшна, как ее все рисуют, а в большинстве случаев она является совершенно обычным делом.

Виды проверок и когда их ожидать

Во-первых проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся раз в три года, а первую из них следует ждать на третий год существования компании или ИП. Исключением являются проверки после ликвидации компании или ИП — их могут проводить вне зависимости от времени последнего визита налоговиков. Такой визит товарищей из инспекции хорош тем, что о нем Вас гарантированно предупредят и честно скажут, какие именно документы нужно предоставить. Ровно за три дня до часа Х почтальон принесет письмо с приказом. Не слишком много времени на подготовку, но как минимум сможете собрать в кулак все силы и выпить накануне вечером валерьянки. И то неплохо. Самое главное — помните, что от плановой проверки никто не защищен. Ее проведение совершенно не значит, что Вы набедокурили или Вас заочно обвинили во всех возможных налоговых нарушениях.

Выездные и камеральные проверки

В зависимости от места проведения, плановая проверка может быть выездной или камеральной. При выездной сотрудники налоговой приходят к Вам в офис и прямо на месте изучают архив документов за последние три года. Помимо этого они имеют право осмотреть помещение, склады и производства, чтобы проверить, весь ли товар и оборудование отражено в документах. Процедура по закону не должна занимать больше 2 месяцев. Но в особых случаях все может затянуться и на полгода. Например, если у фирмы множество филиалов или у инспекторов появилось информация, что бюджет все-таки недополучает от Вас деньги. Тогда сотрудники начнут “копать глубже” и уделять больше внимания мелочам. Правда, такое случается очень и очень редко. Еще процесс могут “поставить на паузу” до 6 месяцев, если нужно провести экспертизу, получить данные от заграничных партнеров или перевести на русский язык документы. А обычной компании средних размеров без иностранного капитала можно даже не переживать о затягивании сроков.

Вы имеете полное право присутствовать при каждом этапе выездной проверке и особенно — при осмотре имущества фирмы. Не бойтесь задавать инспекторам встречные вопросы и уточнять информацию. Это подарит вам ощущение частичного контроля над ситуацией и поможет легче справиться с происходящим. При осмотре обязаны присутствовать понятые, а в итоге будет составлен подробный протокол. Сотрудники налоговой могут делать фотографии или записывать видео — данное право у них есть по закону.

Естественно, постоянное пребывание гостей из налоговой мало кому понравится. Небольшим фирмам и ип в этом плане повезло: если в офисе и без них едва хватает всем места, то Вам предложат отвезти все документы прямиком в налоговую, отправить копии почтой или передать в цифровом виде через интернет. Можете выдохнуть — в таком случае проверка станет камеральной, а значит посторонние не будут мешать нормальной работе офиса. Как только проверка началась, Вы уже никак не сможете повлиять на ее результаты. Постоянно держите эту мысль в голове, чтобы не тратить силы на пустые переживания. Даже если в ходе проверки выявят нарушение, то это может стать для Вас достойным стимулом перестать скрывать свой реальный доход, подумать о частичной смене персонала или внимательней следить за документацией в стенах офиса.

Внеплановые проверки

Вот с внеплановой проверкой все намного сложнее и опаснее. Она как нелюбимая теща — может в любой день оказаться на Вашем пороге. И не важно, насколько давно у Вас побывал прошлый отряд бравых налоговиков. Бывали даже случаи, что инспекторы наведывались в компанию уже через месяц после плановой проверки. Никакие гадания на кофейной гуще и звонки в инспекцию не помогут Вам узнать день и время нежданных гостей. Но даже такую непостоянную вещь, как погода можно предугадать по небольшим подсказкам от самой природы. Так же и здесь — есть несколько верных признаков того, что деятельностью Вашей фирмой могут заинтересоваться в ближайшее время. Если сошелся хоть один из них, то в скором времени к Вам вероятно пожалуют гости в черных костюмах и с чемоданчиками, где хватит места на все Ваши ошибки.

  1. Вы провели слияние, реорганизацию, поглощение или же ликвидировали фирму;
  2. Фирма не первый год тратит много, а зарабатывает — мало;
  3. По документам компания давно приносит одни убытки, но продолжает существовать;
  4. Продаете товары по сильно заниженным или завышенным ценам;
  5. Ваши программисты, бухгалтера и менеджеры получают официальные зарплаты чуть выше минимума, установленного законом;
  6. Ваши основные поставщики или клиенты недавно попались на налоговых преступлениях;

Любой человек может сообщить в налоговую о том, что в Вашей компании скрывают реальный доход и нарушают налоговое законодательство. В таком случае он становится свидетелем, чьи показания заносятся в протокол. Как Вы догадались, его показания тоже станут веским поводом провести в компании внезапную проверку проверку.

Если забаррикадируетесь в собственном офисе и откажетесь впускать инспекторов внутрь, то наказание все равно настигнет Вас. Сотрудники налоговой составят акт, по которому они сами выставят предполагаемую сумму налогов, которые Вы должны будете заплатить. При расчете воспользуются всей доступной им информацией, а также могут взять за пример данные компаний, похожих на Вашу.

Выборочные и комплексные проверки

Не всегда налоговой интересна вся документация Вашей компании. Если сотрудники налоговой решили копать только в одном направлении и проверить, скажем, правильность начисления НДС, то зовите это выборочной проверкой. Как Вы сами догадались, комплексная — это когда проверяют весь архив документов без всяких исключений.

Читать еще:  Как рассчитать налог на жилой дом в 2022 году

Встречные проверки

Чтобы лучше описать суть данных проверок, я приведу один очень простой пример. Компания “Первая” привлекла внимание налоговиков, которые выяснили, что те постоянно покупают апельсины по сильно заниженным ценам. Чтобы доказать нарушение, заодно проверили их главного поставщика — компанию “Вторая”. После проведения во “Второй” встречной проверки нашли документы с совершенно другими ценами на апельсины. В итоге “Первой” пришлось расстаться с приличной суммой денег, а “Вторую” в скором будущем будет ждать собственная проверка.

Повторные проверки

Только Вы пережили выездную налоговую проверку, как пришли плохие новости — к Вам скоро пожалует еще одна, повторная. Не надо паниковать и рвать на себе волосы! Уплату налогов за последние три года по закону могут проверить только один раз. И не более. При повторном визите проверять будут уже не Вас, а работу сотрудников инспекции. Это обязаны делать совершенно другие люди. Если они выявят новые нарушения, то “получат по шапке” проводившие первоначальную проверку, а не Вы. Но встречается и немного другой вид повторных проверок. Они происходят, когда после визита инспекторов Вы подаете уточнительную декларацию с меньшей суммой налогов. Тогда процесс проходит как обычно — Вас проверяют и в случае нарушений наказывают рублем.

Последствия

По любой проверки Вам выдается справка о ее завершении. После указанной даты сотрудники налоговой не имеют права находится у Вас в офисе и требовать дополнительные документы — смело указывайте им на дверь. В течении следующих 2 месяцев Вам пришлют подробный акт, где укажут все нарушения и как их можно устранить. Прошли проверку на “отлично”? Из налоговой все равно придет акт, но только с описанием всех действий по проверке, которые совершили инспекторы.

В течении 5 дней после получения, акт должен подписать руководитель фирмы. Если некоторые пункты показались Вам неправомерными, то стоит поспешить — на обжалование у Вас есть только 1 месяц. Внимательно просмотрите список нарушений. Если хоть одно из не подкреплено соответствующей статьей из кодекса, то есть реальная возможность его обжаловать и избежать лишних трат. Если выявленные налоговиками ошибки совершил сотрудник фирмы, то Вы в праве его дисциплинарно наказать. Но это уже полностью остается на Ваше усмотрение.

Согласны со всеми перечисленными в акте нарушениями? Пора переходить к оплате. Очень не советую игнорировать сроки, ведь сумма будет расти как снежный ком, обрастая штрафами и пенями. Чтобы не ставить под угрозу благополучие фирмы, оплатите все в срок и хорошо подумайте над тем, как избежать подобных ошибок в будущем.

Меры предосторожности

Не зря говорят: кто платит налоги, тот спит спокойно. Сэкономленные на уклонении суммы могут радовать сегодня, но при этом Вы рискуете уже завтра потерять в разы больше. Но безупречного порядка в документах и полностью прозрачной деятельности не всегда бывает достаточно. Вот несколько главных совета, которые помогут не привлекать лишнее внимание налоговой к Вашей фирме:

  1. Не сотрудничайте с компаниями-однодневками. Да, легче сказать, чем сделать, но старайтесь по максимуму проверять всех новых контрагентов. Если налоговая поставит под сомнение их деятельность, то все Ваши договоры с ними могут внимательно проверить.
  2. Наймите хорошего аудитора. Он будет выявлять все допущенные ошибки еще до того, как они попадут в поле зрения налоговиков.
  3. Выплачивайте сотрудникам только “белую” зарплату. Серьезно, кто поверит, что Ваш главный программист получает 15 тысяч рублей в месяц?
  4. Не принимайте участие в чужих махинациях, чтобы помочь партнерам сэкономить на уплате налогов. Помните — тайное всегда становится явным. При раскрытии таких схем, нить доказательств обязательно приведет в Ваш офис.

Как избежать обвинений в сотрудничестве с «однодневками»?

В судебной практике сложился сугубо формальный подход к разрешению дел, при котором все бремя ответственности за неисполнение налоговых обязательств фирмами-«однодневками», перекладывается на налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои налоговые обязательства. Какие меры может принять налогоплательщик по проверке своих предполагаемых контрагентов?

В ходе проверок налоговые органы устанавливают, что контрагенты налогоплательщика не уплачивают в бюджет налоги, не находятся по месту государственной регистрации или зарегистрированы по подложным документам, т.е. являются так называемыми фирмами-«однодневками».

Данные обстоятельства приводят к доначислению налогов, пени и привлечению к налоговой ответственности. При этом судебные инстанции при рассмотрении налоговых споров по этому вопросу нередко поддерживают налоговые органы.

Конечно, такая ситуация вызвана, с одной стороны, злоупотреблением недобросовестными налогоплательщиками своими правами, с другой — отсутствием эффективных механизмов в законодательстве по борьбе с фирмами-«однодневками», цель создания которых — уклонение от уплаты налогов и сборов.

Действующее законодательство не препятствует появлению фирм-«однодневок» несмотря на то, что проблема возникла давно и является серьезной как для государства, так и для налогоплательщиков, которым приходится доказывать свою добросовестность в суде.

Фактически это значит, что ни один налогоплательщик не застрахован от того, что при проведении проверки налоговые органы не найдут в числе его контрагентов так называемые фирмы-«однодневки», и, как следствие, возникает риск доначисления налогов и санкций и даже уголовной ответственности.

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок приведены способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, среди которых общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок».

Концептуально суть схем сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства, при этом можно выделить два основных направления использования фирм-«однодневок»:

для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг);

с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения.

Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.

Попытка решить эту проблему была предпринята ВАС РФ в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, которое должно обеспечить единообразие судебной практики при оценке арбитражными судами доказательств обоснованности возникновения налоговой выгоды у налогоплательщика. Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Налоговая выгода может быть признана судом необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Учитывая складывающуюся в настоящее время практику, налогоплательщику следует принять профилактические меры по проверке своих предполагаемых контрагентов. В связи с этим на стадии планирования сделок необходимо удостовериться, что организация (будущий контрагент):

состоит на налоговом учете;

находится по юридическому адресу, указанному в учредительных документах;

уплачивает в бюджет налоги;

имеет активы и т.д.

До заключения сделок необходимо письменно запросить заверенные нотариусом или налоговым органом копии следующих документов:

свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица;

свидетельство о постановке на налоговый учет;

выписку из ЕГРЮЛ на дату подписания договора;

документы, подтверждающие нахождение поставщика по адресу, указанному в учредительных документах (договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение);

документы, подтверждающие полномочия лиц на подписание договоров, актов, счетов-фактур и т.п. (решение учредителя или протокол общего собрания о назначении директора, доверенность);

карточку с образцами подписей и оттиском печати организации;

бухгалтерский баланс за последний отчетный период с отметкой о его сдаче в налоговый орган;

справку налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

лицензии при условии, что деятельность контрагента подлежит лицензированию.

Целесообразно провести анализ представленных документов с учетом требований налоговых органов и позиции судебных инстанций, уделив особое внимание следующим фактам: созданию организации незадолго до совершения хозяйственной операции; взаимозависимости участников сделок; осуществлению деятельности не по месту нахождения налогоплательщика; отсутствию активов, складских помещений, транспортных средств и др. Эти факты в совокупности с другими обстоятельствами могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Кроме того, в целях исключения фальсификации данных, указанных в представленных документах, целесообразно по возможности обеспечить собственную проверку службой безопасности организации отдельных фактов, поддающихся проверке, в том числе с направлением запросов в налоговые и лицензирующие органы. Обязательно в этом случае использовать информационные ресурсы, предлагаемые на официальном сайте ФНС России: сведения из ЕГРЮЛ, адреса массовой регистрации, наличие дисквалификации руководителей.

Все полученные данные в ходе самостоятельной проверки целесообразно оформлять внутренним документом (служебной запиской, докладной, актом, извещением), который представляется руководителю организации перед подписанием договора, или просто создать файлы на каждого контрагента, в которых будет накапливаться собранная информация.

Очевидно, что данную информацию следует хранить до проведения выездной налоговой проверки за соответствующий период, в котором были взаимоотношения с контрагентом.

Если контрагент не представит документы или представит недостоверную информацию, то соответственно заключать договор с таким контрагентом не рекомендуется даже при наличии доверительных отношений.

На практике случаются ситуации, когда предполагаемый контрагент не желает представлять некоторые документы, ссылаясь на коммерческую тайну. Это касается бухгалтерского баланса, налоговых расчетов, справки из налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом.

В данной ситуации целесообразно предложить заключить соглашение о конфиденциальности.

При возникновении споров с налоговыми органами собранные документы, документально подтвержденные действия по сбору информации позволят доказать должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов и исключить отрицательные налоговые последствия.

Кроме того, при заключении договоров с предполагаемым контрагентом не следует пользоваться услугами посреднических фирм — консалтинговых и аудиторских, которые предлагают схемы или модели по оптимизации налогообложения. Как правило, их не интересуют дальнейшие проблемы, с которыми столкнется организация.

Например, одна фирма предлагала услуги по оптимизации налогообложения с использованием организаций, применяющих труд инвалидов. При этом она рекламировала полную безопасность, отсутствие претензий налоговых органов. Когда через год к этим организациям были предъявлены претензии налоговых органов на значительные суммы, то фирма отказалась от ранее данных гарантий.

Соответственно, можно предположить, что консалтинговые и аудиторские компании, предлагая услугу подобного рода, создают у руководителей уверенность в том, что доказать незаконность данной схемы и наличие преступного умысла, направленного на уклонение от уплаты налогов, невозможно. Поэтому в целях сохранения своей безопасности целесообразно заблаговременно принять меры, исключающие риски, в том числе уголовный.

В целях снижения налоговых рисков, предъявления необоснованных претензий налогоплательщику обязательно следует учитывать Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 14.10.2008 N ММ-3-2/467@).

Кроме того, следует учитывать, что при выборе контрагента Минфин России рекомендует принять следующие меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности при выборе контрагента:

— запросить копии свидетельства о постановке на налоговый учет;

— проверить факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ;

— получить доверенность или иной документ, уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента;

— использовать официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента, и т.п.

Проведение вышеуказанных мероприятий позволит добросовестным налогоплательщикам избежать впоследствии возможные финансовые риски и претензии контролирующих органов.

ПОЙМАН — НЕ ВОР. КАК ДИРЕКТОРУ ИЗБЕЖАТЬ ОБВИНЕНИЙ В НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ

ПОЙМАН - НЕ ВОР. КАК ДИРЕКТОРУ ИЗБЕЖАТЬ ОБВИНЕНИЙ В НЕУПЛАТЕ НАЛОГОВ

Если неуплата налога очевидна, то руководителю необходимо доказать, что прямого умысла на их неуплату не было. Вернее, что ФНС и полиция таковой не доказали. Но презумпция невиновности у нас работает плохо, так что фактически директор обязан доказывать свою невиновность. Для этого существует ряд способов.

Наиболее частые основания, позволяющие руководителю утверждать, что он не был в курсе нарушений:

— директор лично не занимался поиском контрагентов и их проверкой, так как в организации этим занимаются уполномоченные (назначенные приказом) сотрудники;

— директор в силу своей загруженности не общался с контрагентами и не проверял ход исполнения договора, так как это функционал сотрудников соответствующих служб (прораба, главного инженера, кладовщика, менеджера по продажам и т.д.);

— директор добросовестно заблуждался относительно достоверности документов, так как доверял главному бухгалтеру, который готовит отчетность;

— директор подписывал готовую отчетность, но не мог проверить ее правильность, так как не обладает должными познаниями в вопросах бухгалтерского учета и налогового права.

Директор также может попытаться свалить вину на фактического руководителя бизнеса. В таком случае ему придется заявить, что он является номиналом, который выполняет указания другого лица, в том числе подписывает документы не глядя. Он мог нести ответственность за незаконное образование юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), но при этом был уверен, что в компании уплачиваются все налоги.

Непроявление должной осмотрительности — еще не прямой умысел. Позиция директора в таком случае заключается в том, что он, работая с недобросовестным контрагентом, не знал о том, что тот является таковым. Регламент отбора контрагента может помочь директору избежать субсидиарной и уголовной ответственности, так как она будет размыта между сотрудниками налогоплательщика.

Линия защиты по ст. 199 УК РФ

Если после налоговой проверки директору предъявлено обвинение по ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), он может для своей защиты привести следующие аргументы:

— проверка имела поверхностный характер;

— не была проверена реальность совершенных сделок с контрагентами, указанными в обвинительном заключении как фирмы-«однодневки» (в том числе первичная бухгалтерская документация), а также реальность спорных сделок;

— все документы по запросам ИФНС были представлены в полном объеме и своевременно;

— ИФНС не допросила директоров предприятий, которым были оказаны услуги, а ограничился допросом сотрудников;

— проверка ИФНС имела избирательный характер, при этом не были изучены взаимоотношения с иными организациями;

— ИФНС в ходе проверки не были изучены договоры и первичная документация.

Очень важный вывод был сделан Московским городским судом по одному из налоговых дел по ст. 199 УК РФ, где фактически был применен метод налоговой реконструкции по уголовному делу. Из обвинительного заключения следовало, что руководитель совершил уклонение от уплаты НДС на сумму более 78 млн руб. путем включения в налоговые декларации по НДС за II и III кварталы 2012 года заведомо ложных сведений о величине налоговых вычетов. Такой вывод основан на книге покупок общества о приобретении ООО товара у контрагента на сумму 513 млн руб. Следствием также установлено, что этот контрагент фактически поставку товара ООО не производил, был создан искусственный товарооборот для получения налогового вычета по НДС. Фактически товар приобретался у завода-производителя, после чего продавался в другие организации, но данные обстоятельства в обвинительном заключении не отражены.

Из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» следует, что для определения размера ущерба бюджетной системе, причиненного налоговым преступлением, суд должен устанавливать действительный размер обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах, учитывать в совокупности все факторы. Как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов. Районный суд, возвращая дело прокурору, указал, что нужно пересчитать налоги исходя из реальных отношений между налогоплательщиком и заводом.

Московский городской суд определил, что гл. 21 НК РФ предусматривает, что НДС, исчисленный налогоплательщиком при совершении собственных облагаемых операций, уплачивается в бюджет за вычетом сумм входящего налога, предъявленного контрагентами в дополнение к цене товаров, приобретенных налогоплательщиком. То есть в бюджет уплачивается НДС, равный разнице между начисленным налогом на добавленную стоимость с товаров, которые были реализованы, и НДС, принимаемый к вычету, который рассчитывается на основании приходных документов, отражающих покупку организацией товаров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector