Art-clr.ru

Арт Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок взыскания налогов и возврата переплаты (излишне уплаченных налогов)

Срок взыскания налогов и возврата переплаты (излишне уплаченных налогов)

Никто не спорит, что налоги должны уплачиваться вовремя. Для физических лиц предусмотерны 2 варианта установления обязанности по уплате налогов (в зависимости от того, как выявлена задолженность — в рамках налоговой проверки или вне ее рамок):

обязанность уплаты налогов на основании налогового уведомления;

Законодательством предусмотрена обязанность физических лиц по уплате налогов на основании полученного налогового уведомления по:

обязанность уплаты налогов на основании установленных сроков уплаты налога (для физлиц такая обязанность установлена по НДФЛ).

При неуплате налогов в установленный срок в добровольном порядке ФНС вправе обратиться в суд с иском для взыскания налогов в принудительном порядке. Такой иск может быть подан в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 48 НК). В свою очередь, требование об уплате налога должно быть направлено в течение 3 месяцев с момента выявления налоговой недоимки (статья 70 НК).

Недоимка — сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (статья 11 НК).

Следовательно, недоимка может возникнуть только тогда, когда сумма налога начислена, но своевременно не уплачена в бюджет.

Но законодательством не установлено, как определяется момент выявления налоговой недоимки. Следовательно, таким моментом может быть:

дата уплаты налога на основании поданной налоговой декларации (для НДФЛ — это 15 июля). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 16 июля или (если налоговая декларация предоставлена с нарушением сроков) день, следующий за днем предоставления декларации;

дата уплаты налога на основании налогового уведомления (для имущественных налогов — это 1 декабря). Поэтому датой выявления недоимки в этом случае надо считать 2 декабря.

А из этого следует, что налоговому органу становится известно о том, что налог не уплачен, на следующий день после истечения срока уплаты.

Схематично это можно изобразить так:

Как правило, ФНС отсчитывает срок на выставление требования не с указанной даты, а с любого момента обнаружения недоимки в своих внутренних документах и базах данных. К счатью, судебная практика (в большинстве случаев) не разделяет этого мнения.

Срок давности по уплате налогов

Как ни странно это выглядит, но НК не устанавливает срок давности для исполнения обязанности по уплате налогов, в том числе и в принудительном порядке (данный вывод подтверждает и судебная практика, к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 18.06.2009 № Ф09-3963/09-С3).

Установленный статьей 196 ГК общий срок исковой давности к налоговым правоотношениям не применяется, об этом прямо сказано в статье 2 ГК.

С 01.01.2021 порядок взыскания и сроки обращения в суд зависят от того, превышает ли общая сумма задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам 10 000 рублей (с 01.01.2013 по 31.12.2019 эта сумма составляла 3 000 рублей) или нет:

Если общая сумма задолженности превышает 10 000 рублей, то инспекция обязана в течение 6 месяцев со дня, в который истек срок исполнения требования, обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании недоимки. Судом может быть восстанавлен только срок, который пропущен по уважительной причине.

В этом случае взыскание задолженности по налогу (пеней, штрафов) в судебном порядке возможно только при одновременнов выполнении следующих условий:

ФНС направила вам требование об уплате налога (пеней, штрафов) в течение 3 месяцев;

вы не исполнили требование об уплате налога (пеней, штрафов) в установленный срок (по общему правилу — восемь рабочих дней с даты его получения). Более продолжительный срок может быть установлен в самом требовании;

общая сумма задолженности (то есть недоимки, пеней и штрафов), подлежащей взысканию, превышает 10 000 рублей.

Если общая сумма задолженности не превышает 10 000 рублей, то инспекция должна дождаться, когда задолженность превысит указанную пороговую величину. При этом учитываться будут все требования, по которым истек срок исполнения. Со дня, когда задолженность превысит 10 000 рублей, начнет исчисляться шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании (пункт 2 статьи 48 НК РФ).

Если же в течение 3 лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования о погашении задолженности ее размер так и не превысит 10 000 рублей, инспекция может обратиться в суд за взысканием имеющейся суммы задолженности. Соответствующее заявление необходимо подать в течение 6 месяцев со дня окончания трехлетнего срока со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, пеней, штрафов.

Необходимым условием взыскания налогов в судебном порядке является соблюдение процедуры принудительного взыскания налогов.

Таким образом, обязанность физлица уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности, но ограничена установленными в НК процедурой и сроками взыскания налогов в судебном порядке.

Следовательно, объявленная налоговая амнистия (в части списания налогов) актуальна для ФНС, в регистрах которой "висят" налоги и ФНС может чинить в связи с этим различные препоны. Для того, чтобы эти препоны преодолеть Верховный Суд РФ в своем Определении от 01.11.2017 № 18-КГ17-179 разъяснил, что налогоплательщик также вправе обратиться в суд с заявлением о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Порядок взыскания недоимки по налогам (пеням, штрафам)

Налоговая подает заявление о взыскании задолженности по налогу, пеней, штрафов в порядке административного судопроизводства (п. 3 ст. 48 НК РФ; ст. 286 КАС РФ).

По заявлению налоговой инспекции мировой судья по месту вашего жительства без судебного разбирательства и вызова сторон может вынести судебный приказ. В течение 3 дней с даты издания приказа вам направляют его копию. До вынесения судебного приказа, а также в течение 20 дней после направления копии приказа вы вправе представить свои возражения (ст. 17.1, ч. 3 ст. 123.5 КАС).

Если возражения представлены в указанный срок, в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговому органу будет отказано, а уже вынесенный судебный приказ будет отменен. В этом случае ФНС может подать административное исковое заявление о взыскании налога, пеней, штрафов в районный суд общей юрисдикции (ч. 1, 2 ст. 123.7, ст. ст. 286, 289 КАС РФ; п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36).

Если возражения в указанный срок не представлены, судебный приказ передается судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания долга (ч. 1 ст. 123.8 КАС РФ).

Сроки возврата переплаты по налогам

Бывают случаи, когда перечислены обязательные платежи, о которых налогоплательщики вспоминают когда со дня их уплаты прошло более 3 лет. Минфин в своем Письме от 17.11.2017 № 03-02-08/75912 разъяснил, что в таком случае действуют правила ГК РФ об исчислении срока исковой давности. Три года считают со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Но и в этой ситуации можно вернуть излишне уплаченные налоги и другие обязательные платежи. Для этого надо:

предварительно подать в ФНС заявление о возврате или зачете (основание — Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57), поскольку согласно п. 33 указанного Постановления обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок;

подготовить аргументы о том, что о возникновении переплаты вы узнали позже, или о том, что пропустила срок по уважительной причине.

Статья написана и размещена 23 декабря 2017 года. Дополнена — 26.10.2018, 24.11.2020

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Порядок взыскания налога, сбора, пени, штрафа с организаций и индивидуальных предпринимателей

Налоговый кодекс РФ в действующей редакции предусматривает 2 различных порядка взыскания налога (сбора).

1. По общему правилу в административном порядке — на основании решения налогового органа.

Сначала взыскание должно быть обращено на безналичные денежные средства организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 46 НК РФ), и лишь при невозможности осуществления взыскания за счет этих средств оно может быть осуществлено за счет иного имущества организаций или индивидуальных предпринимателей (ст. 47 НК РФ). Несоблюдение данной процедуры взыскания является основанием для признания недействительными актов налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет иного имущества должника — организации или индивидуального предпринимателя.

2. Взыскание налога (сбора) в судебном порядке производится в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание налога (сбора), наличия неразрешенных разногласий между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу обоснованности соответствующих требований, а также в случаях, указанных в п. 2 ст. 45 НК РФ. Законодатель в п. 2 ст. 45 НК РФ указывает на исключительно судебный порядок взыскания налога (с организации, которой открыт лицевой счет; с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога, пеней и штрафа основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика и др.).

Порядок взыскания. 1. В соответствии со ст. 69 НК РФ при обнаружении у налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов недоимки по налогу или сбору налоговый орган направляет ему об этом письменное извещение, которое называется требованием об уплате налога (сбора). В извещении помимо суммы недоимки и соответствующих пеней указывается установленный налоговым органом срок, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить недостающие суммы. Как правило, такой срок составляет 10 календарных дней, если более продолжительный срок не указан в самом извещении (п. 4 ст. 69 НК РФ).

2. Если в установленный в требовании срок налогоплательщик все же не перечислит требуемые суммы в бюджет, налоговый орган принимает решение о взыскании неуплаченных сумм в принудительном порядке за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) — на счетах в банках.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ соответствующее решение должно быть вынесено не позднее 2 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора). Решение о взыскании, принятое по истечении указанного двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению банком не подлежит (абз. 1 п. 3 ст. 46 НК РФ). В таком случае взыскание неуплаченных сумм производится только в судебном порядке. А именно налоговая инспекция в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) может обратиться в суд с иском о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающихся к уплате суммы налога или сбора, а также пеней. Пропущенный по уважительной причине срок подачи искового заявления может быть восстановлен судом по правилам, установленным АПК РФ.

Читать еще:  Как правильно досрочно расторгнуть договор аренды нежилого помещения 2022

Решение о взыскании недоимки и пеней за счет денежных средств на счетах в банке в обязательном порядке должно быть доведено налоговым органом до сведения налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

3. В течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов.

Под «счетами» понимаются расчетные (текущие) счета и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций или индивидуальных предпринимателей (абз. 10 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Инкассовое поручение направляется налоговым органом в любой банк, где открыты расчетные (текущие) счета налогоплательщика – можно абсолютно на все расчетные счета налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов). В случае открытия налогоплательщику нового расчетного счета налоговый орган вправе выставить повторное инкассовое поручение в тот же самый банк.

Инкассовое поручение налогового органа о перечислении сумм налога (сбора) и соответствующих пеней в бюджетную систему РФ подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной ГК РФ (4 очередь).

4. Инкассовое поручение налогового органа должно быть исполнено банком:

  • не позднее 1 операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения – с рублевых счетов;
  • не позднее 2 операционных дней со дня получения указанного поручения — с валютных счетов.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком инкассового поручения налогового органа такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств.

Если денежных средств на счетах налогоплательщиков оказывается недостаточно для полного погашения недостающих сумм либо у налоговых органов нет информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать недоимку и пени за счет иного имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Решение о взыскании недоимки и пеней за счет иного имущества должно быть принято налоговым органом в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), пеней и штрафа.

В течение 3 дней с момента вынесения решения о взыскании за счет имущества налоговый орган направляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.

Судебный пристав-исполнитель в течение 3 дней со дня поступления к нему постановления налогового органа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Копияне позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и налогоплательщику (под расписку или заказным письмом).

Если в установленный в постановлении срок (пять дней) суммы недоимки и пеней не будут уплачены налогоплательщиком, судебный пристав-исполнитель приступает к исполнению.

Исполнительные действия должны быть совершены в 2мес. срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Обращение взыскания состоит из ареста (описи) имущества, его изъятия и принудительной реализации (установлен порядок очередности).

Правила для бесспорного взыскания налога

Чтобы в бесспорном порядке списать деньги с банковского счета компании в уплату налогов, инспекция должна соблюсти определенную процедуру взыскания. Пренебрегая ею, проверяющие ставят свои решения о взыскании обязательного платежа вне закона. При этом компания должна четко понимать, какие промахи инспекторов критичны и будут восприняты судами, а какие к отмене решения не приведут. В деле, рассмотренном в постановлении АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3327/2015, суд не посчитал отклонение от установленной процедуры ее нарушением.

Нет денег, нет и поручения

Компания представила в инспекцию декларацию по НДС с суммой налога к уплате в бюджет. Однако в установленный НК РФ срок налог не перечислила. Это послужило основанием для выставления инспекцией в адрес организации соответствующих требований. Но и в срок, установленный в требовании, фирма долг не погасила. Тогда налоговый орган запросил информацию у банков о наличии денег на счетах организации. К тем счетам, где деньги были, инспекция выставила инкассовые поручения на списание денежных средств в уплату долга, а остальные — на которых средства отсутствовали, — заблокировала, с тем чтобы в дальнейшем обеспечить возможность взыскания налоговой задолженности.

Денег на счетах компании, к которым были выставлены инкассовые поручения, не хватило для покрытия всей суммы недоимки. Тогда налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет имущества фирмы в соответствии со ст. 47 НК РФ. Организация обратилась в суд, посчитав, что решение о взыскании налога за счет имущества принято с нарушением законодательства. Обоснование — налоговый орган нарушил процедуру взыскания, так как не выставил инкассовые поручения на все счета, имеющиеся у налогоплательщика (даже «пустые»).

Суды этот довод отклонили и признали решения инспекции законными и обоснованными. Аргументация судей проста. Из информации, представленной банками по запросу инспекции, ей было известно об отсутствии денег на других счетах, а значит, выставлять на них инкассовые поручения бессмысленно.

А что закон?

Процедура бесспорного взыскания налога четко регламентирована. В Налоговом кодексе ей посвящены ст. 46 и 47. Напомним, как должна выглядеть последовательность действий налоговиков:

1. Если налогоплательщик не исполняет обязанность по уплате налога, налоговый орган направляет ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

2. В случае неуплаты налога в соответствии с выставленным требованием инспекция вправе обратить взыскание на денежные средства организации в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

3. На основании решения налогового органа о взыскании в банки, где открыты счета налогоплательщика, инспекция направляет поручения на списание и перечисление денег в бюджет (п. 4 ст. 46 НК РФ).

4.При недостаточности денежных средств на банковских счетах налоговый орган вправе принимать решения о взыскании налога за счет имущества фирмы (п. 7 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Таким образом, процедура бесспорного принудительного взыскания налога состоит из обязательных этапов, начиная с выставления требования и заканчивая решением о взыскании налога за счет имущества.

Для каждого этапа законодательством установлен соответствующий порядок и конкретные сроки реализации, по истечении или нарушении которых налоговые органы не вправе в дальнейшем осуществлять соответствующие полномочия. Установленный порядок взыскания налоговой задолженности, четко регламентированный законодательством, не может носить произвольный характер (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.08.2012 № А78-10449/2011).

Обратите внимание, что если у инспекции нет информации о счетах налогоплательщика, она вправе пропустить этап принятия решения о взыскании налога за счет денег в банке и сразу приступить к взысканию за счет иного имущества такого плательщика. Аналогичные разъяснения содержит п. 55 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Практика за порядок

Несмотря на кажущуюся простоту положений ст. 46 и 47 НК РФ, споры о порядке их применения не утихают.

Дело не только в оплошностях налоговиков, но и в том, что компания, у которой сняли со счетов последнее и того гляди пустят с молотка имущество, чтобы погасить налоги, хватается за любую соломинку, преследуя цель — признать решения инспекции о бесспорном взыскании незаконными.

В комментируемом деле фирма ссылалась на то, что налоговый орган, прежде чем принять решение о взыскании налога за счет имущества, не до конца довел предыдущий этап — взыскание за счет денежных средств со счетов в банке. По ее логике, инспекция была обязана выставить инкассо ко всем счетам. Однако суд признал эту логику порочной — он посчитал нецелесообразным направлять в банки поручения на взыскание налога по тем счетам, на которых нет средств. В данном случае инспекция правомерно ограничилась приостановлением операций по ним.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 47 НК РФ при взыскании налога за счет имущества налогоплательщика соблюдается следующая последовательность: сначала в ход идут наличные денежные средства и средства в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ. Далее — имущество, которое непосредственно не участвует в производстве продукции или товаров (например, ценные бумаги, непроизводственные помещения, легковой транспорт, предметы дизайна и т.п.).

При таком положении вещей попытка организации признать решение инспекции незаконным была обречена на провал.

По-другому обстоит дело при нарушении инспекцией вышеописанного порядка взыскания или сроков на вынесение решений (выставление требований). Так, в деле, рассмотренном в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.08.2013 № А45-13056/2012, судьи признали решение о взыскании налога за счет имущества незаконным в силу нарушения ИФНС двухмесячного срока, отведенного для принятия решения о списании денег со счета в банке (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом деньги на счете у налогоплательщика отсутствовали. Тем не менее суд указал, что взыскивать налоги на основании неправомерно принятых решений незаконно.

Еще один пример: компания сдала расчет по налогу на имущество, но сумму налога в бюджет не перечислила. Более того, закрыла все банковские счета еще до того, как инспекция в связи с непоступлением денег успела направить к ним инкассо. Тогда налоговый орган принял решение о взыскании налога за счет имущества плательщика. Фирма оспорила его в суде и выиграла. Суд, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о существенном нарушении налоговым органом процедуры принудительного взыскания налогов, выразившемся в том, что обществу не были направлены по юридическому адресу требования об уплате налога (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7301/14).

К сведению

Налоговая служба также уделяет много внимания соблюдению инспекциями порядка взыскания налогов и разъяснительной работе в этом направлении. Недавно ФНС России ответила на несколько важных вопросов о применении ст. 46 и 47 НК РФ, которые не освещала ранее (письмо от 05.08.2015 № ЕД‑4-8/13673@).

Во-первых, налоговики указали, что нормы ст. 46 и 47 НК РФ не содержат ограничений по их применению в отношении незначительных сумм задолженности по обязательным платежам в бюджет. И никто не собирается вносить изменения в законодательство в части установления минимальной суммы, с которой начинается процесс взыскания по ст. 46 НК РФ.

И, во‑вторых, даже если в течение двух месяцев налогоплательщику направлено несколько требований об уплате налога, то при их неисполнении решение о взыскании за счет средств на счетах в банке может быть одно. Такое решение будет содержать ссылку на все направленные требования об уплате. Объясняется это экономией бюджетных средств на почтовые расходы.

9.Взыскание налоговых обязательств с организации

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Читать еще:  Куда написать жалобу на сотового оператора теле2

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1)юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2)юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога (заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога).

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств. В случае невозможности вручения решения под расписку или иным способом, подтверждающим дату его получения, решение направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечение шести со дня направления заказного письма.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ,

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налоговым органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством РФ.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств. В этом случае, поручение налогового органа на перевод электронных денег направляется в банк, где находятся электронные денежные средства. Взыскание налога может производится за счёт остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счёт остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится за счёт остатков электронных денежных средств рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

При недостаточности денежных средств или электронных денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится последовательно в отношении:

-наличных денежных средств;

-имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции ( товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

-готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

-сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

-имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

В случае взыскания налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика–организации или налогового агента-организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента-организации за счет вырученных сумм.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем налогового органа (его заместителем) и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Срок давности по налогам физических лиц: разъяснения налогоплательщикам

Законодательство возлагает на предпринимателей, юрлиц, граждан обязательство по уплате налогов. Эти платежи поступают в бюджеты разных уровней. Средства направляются затем на содержание аппарата управления, армии, поддержание малоимущих категорий граждан, на развитие проектов и так далее. Налоги, таким образом, представляют собой основной источник бюджетного дохода. Контроль над полнотой и своевременностью отчислений осуществляют уполномоченные госорганы. Как правило, они не напоминают о необходимости внести платеж, обязанные субъекты в большинстве случаев должны делать это самостоятельно. Если субъект вовремя не осуществит отчисления, образуется задолженность по налогам.

срок давности по налогам физических лиц

Срок давности

Как правовое понятие эта категория используется в процессуальных кодексах. В ГПК и УПК, в частности, установлены периоды, в течение которых субъект может или подать заявление с требованиями, или обжаловать то или другое постановление. Имеют ли налоги срок давности? На практике требование от контролирующего органа может поступить в судебную инстанцию через несколько лет после того, как субъект не выполнил обязательство. Кроме самой суммы отчисления, ФНС может вменить штраф.

Срок давности по налогам физических лиц

В первую очередь необходимо отметить, что каких-либо общих правил или единого положения для обязанных субъектов, при которых они освобождались бы от необходимости совершить бюджетное отчисление в случае пропуска установленных законом периодов, не существует. Тем не менее, законодательство определяет ряд случаев, когда контрольный орган ограничен в своих действиях временными рамками. Какой срок давности налога предусмотрен в НК? В законодательстве определено две категории отчислений, принудительное удержание которых ограничено во времени. Так, существует срок давности транспортного налога. Он предусматривается в ч. 3 ст. 363 НК. Налог на имущество — второй платеж, принудительное удержание которого также ограничено во времени. В отношении этого платежа действует ФЗ №2003-1.

Ч. 3 ст. 363 НК

В соответствии с положениями статьи срок взыскания составляет 3 года. Служащие контрольного органа при наличии у субъекта непогашенного обязательства вправе обратиться в судебную инстанцию. Они могут это сделать через три года и один день. Однако в этом случае в заявлении суд обязан отказать. Основание — истечение срока давности.

ФЗ №2003-1

Налог на имущество может принудительно удерживаться также не позднее трех лет с момента образования непогашенного обязательства. Такое правило устанавливает ст. 10 указанного закона. В данном случае действует следующий порядок. Если субъект не был привлечен к принудительному погашению обязательства в течение 5-10 лет, то контрольные органы могут удержать сумму отчисления только за последние три года. В целом, процедуру взимания средств ограничивает общий срок исковой давности. По налогам в отдельных случаях следует обращаться к разъяснениям Минфина.

Читать еще:  Доходы от источников в РФ и от источников за пределами РФ

задолженность по налогам срок давности

Многих плательщиков интересует не только срок давности по налогам физических лиц. Для них достаточно актуальной является проблема принудительного удержания пеней и недоимок. В самом НК отсутствуют положения, по которым предусматриваются те или иные временные рамки для взимания таких сумм или штрафов, вмененных ФНС. Однако на практике судебные инстанции зачастую применяют нормы ГК, а также придерживаются пояснений, данных ВАС.

Индивидуальные предприниматели

В рамках правоприменительной практики при разрешении вопросов о соблюдении или несоблюдении временных ограничений рассматривается в числе прочего и срок давности по налогам физических лиц (ПБЮЛ), и периоды, определенные для проведения возможной ревизии в ходе выездных проверок. Кроме того, во внимание принимаются периоды, установленные для привлечения субъекта к ответственности за нарушения НК. Все эти временные ограничения укладываются в рассмотренный выше срок давности по налогам физических лиц — в 3 года.

Важный момент

Как выше было сказано, судебная инстанция может отказать контрольным органам в их требовании. Однако такое возможно только в том случае, если субъект направит ходатайство с указанием, что срок давности уплаты налогов уже прошел. Если же это заявлено не будет, судебная инстанция вправе рассмотреть и даже удовлетворить требования ФНС. Безусловно, лицо может обжаловать решение. В этом случае будут действовать положения ГПК.

какой срок давности налога

Пресекательные периоды

В НК не установлены какие-либо правила относительно других видов обязательных отчислений. Не предусматривается общий порядок, в соответствии с которым могло бы производиться списание налогов за тот или другой период. При нарушении прав контрольный орган обращается в суд для их восстановления. Уполномоченная инстанция руководствуется положениями законодательства и понятиями временных ограничений.

И если в НК установлены сроки давности хотя бы для двух налогов, то в ГПК таких положений конкретно по этому виду требований не предусмотрено. Как в таком случае действуют судебные инстанции? Допустим, ФНС предъявляет требование принудительно удержать с субъекта земельный налог. Срок давности здесь отсутствует. Однако есть пресекательный период. Он отличается от давностного тем, что начинается не с момента появления обязанности совершить отчисление, а с даты направления требования об уплате вмененной суммы. Для юрлиц такой период имеет продолжительность 2 года, для граждан — 6 мес.

Противоречия НК

Понятие срока давности по взиманию платежа очень запутано законодателем. Тем не менее, существуют разъяснения, которые сделаны в пользу плательщиков. Само по себе понятие срока давности введено в правоприменительную практику достаточно давно. При пропуске определенного периода кредитор (государство в том числе) теряет возможность принудительно удержать ту или иную сумму. В законодательстве установлен срок давности для случаев совершения налогового правонарушения. К ним, в числе прочего, следует относить и недоимку. Такой период предусматривается в ст. 113 НК. В ней сказано, что субъект не может привлекаться к ответственности за налоговое правонарушение, если с даты его совершения или с дня, следующего после окончания отчетного (налогового) периода, на протяжении которого оно имело место, прошло 3 года. Общие временные рамки, установленные ГК, также равны трем годам. На первый взгляд, все ясно. Однако не так все в законодательстве прозрачно на самом деле.

Существует, в частности, в НК статья 48. В ней указано, что заявление в суд о требовании принудительно удержать непогашенную сумму обязательного платежа в бюджет за счет имущества плательщика — гражданина либо его налогового агента — может подаваться контрольным органом (ФНС либо таможенной службой) не позднее полугода после окончания периода исполнения предусмотренной в законе обязанности. Таким образом, можно сделать вполне логичный вывод, что ст. 48 НК действует в пользу субъекта. По смыслу нормы трехлетний период сокращается до 6 мес. Но в НК существует ст. 70. В соответствии с ней требование о выплате налога, которое выставляется лицу по решению контрольного органа после проведения проверки, должно направляться субъекту в десятидневный срок с даты вынесения постановления. Это положение можно трактовать как необоснованное увеличение продолжительности периода практически до бесконечности.

срок исковой давности по налогам

Обуславливается это положениями ст. 89 НК. В соответствии с ней выездная проверка, которая выполняется вышестоящим подразделением ФНС в рамках контроля деятельности нижестоящей структурной единицы, осуществлявшей первоначальную процедуру надзора, может осуществляться вне зависимости от времени проведения предыдущей (первоначальной). Соответственно, решение может быть принято когда угодно. А от даты его вынесения уже зависит фактическое исчисление давностного срока. При этом ранее существовала ст. 24, которая была отменена ввиду появления «более прогрессивной» части НК. В ней четко указывалась продолжительность срока давности по претензиям в отношении физлиц по принудительному удержанию налогов с них. Она составляла 3 года.

Разъяснения ВАС

Президиум Суда в постановлении № 3803/01 фактически подтвердил наличие права налоговой службы на удержание недоимки относительно подоходного налога за пределами установленного в ст. 113 трехлетнего срока. Указанный документ был вынесен по конкретному делу. В нем, в частности, указано, что в соответствии с актом проверки ФНС принято решение о доначислении субъекту подоходного налога, вменении штрафа и пеней. Кассационный суд, отменяя постановления первой и апелляционной инстанций, указал необоснованность применения индивидуальным предпринимателем льготы. В соответствии с этим требования были удовлетворены и в части удержания недоимки, и по вмененному штрафу за ее допущение. Но вынося решение, кассационный суд не принял во внимание, что налоговая инспекция пропустила срок давности, в пределах которого плательщика можно привлечь к ответственности.

По ст. 113 НК субъект не может подвергаться наказанию за правонарушение, если прошло три года. Таким образом, ВАС в своем постановлении признает, что срок давности распространяется только на штраф, а на недоимку не действует. Спустя примерно год после вынесения этого акта Суд высказал несколько другое мнение по данному вопросу. В настоящее время, таким образом, срок давности по недоимке составляет 9 мес. + время исполнения требования. Исчисление этого периода начинается с даты, определенной для отчисления обязательного платежа по закону.

срок давности уплаты налогов

Информационное письмо Президиума ВАС

Этот документ разъясняет один из случаев судебной практики. Налоговая служба обратилась в арбитражный суд с требованием о принудительном удержании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г., а также пеней, возникших вследствие просрочки погашения этого обязательства. В удовлетворении заявления контрольного органа было отказано. Суд мотивировал вынесенное постановление тем, что был пропущен пресекательный срок, определенный в п. 3 ст. 48 НК, в рамках которого допускается подать претензию. Вместе с этим инстанция указала, что установленный в ст. 70 НК трехмесячный период направления требования о необходимости погасить обязательство перед бюджетом закончился 30.05.1999 г. Сама сумма должна была быть отчислена не позже 28.02.1999 г. Требование же фактически было отправлено плательщику через год — 05.05.2000 г. А срок добровольного погашения обязательства в нем устанавливался на 15.05.2000 г.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК шестимесячный период, предусмотренный для обращения контрольным органом в судебную инстанцию с заявлением о принудительном взимании недоимки, который является пресекательным, начинается с даты окончания установленного для исполнения бюджетного обязательства временного промежутка. Пропуск налоговой службой срока, в который она могла направить требование о выплате вмененной плательщику по закону суммы, не предполагает изменения правил исчисления указанного выше срока. В связи с этим период для обращения контрольного органа в суд начинается с 10.06.1999 г., то есть через 10 дней с даты окончания предусмотренного в ст. 70 НК периода. В связи с тем, что исковое заявление было предъявлено 27.09.2000 г., то есть за рамками пресекательного срока, установленного в п. 3 ст. 48 НК, оно не подлежит удовлетворению.

срок давности транспортного налога

Исполнение обязательства перед бюджетом

В законодательстве установлено, что лица, признающиеся налогоплательщиками, должны осуществлять отчисления, предусмотренные в НК. Обязательства перед бюджетом будут считаться исполненными с момента предъявления поручения в банк на совершение соответствующей операции при наличии достаточного объема средств на счету субъекта. Если лицо имеет непогашенные платежи и не обладает достаточным количеством финансов для удовлетворения предъявленных требований, налог будет признан невыплаченным. Обязательства будут также считаться непогашенными в случае отзыва поручения из банка. Если выплату должен осуществлять налоговый агент, то требование законодательства признается исполненным с момента удержания им установленной суммы из дохода. Невыполнение обязательства перед бюджетом выступает в качестве основания для применения принудительных мер по взиманию недоимки.

Действия контрольных органов

Принудительное взыскание осуществляется в соответствии с решением ФНС. Процедура предполагает направление в банковскую организацию инкассового поручения на списание средств со счета плательщика или агента. Данное распоряжение должно быть выполнено не позже 1 операционного дня, который следует за датой его получения (для рублевых р/с). В случае отсутствия либо недостаточного объема средств на счету плательщика исполнение требования ФНС осуществляется по мере поступления денег. Если у контрольного органа нет информации о р/с субъекта, он вправе взыскать сумму за счет имущества обязанного лица. Принудительное взимание недоимки осуществляется по решению руководителя подразделения ФНС. На протяжении трехдневного срока с даты его вынесения судебному приставу отправляется постановление. Период его исполнения — 2 месяца. Требования удовлетворяются последовательно по отношению к:

  1. Наличным средствам.
  2. Имуществу, не участвующему в производстве товаров.
  3. Готовой продукции.
  4. Материалам и сырью, используемым непосредственно в производстве, станкам, зданиям, оборудованию, сооружениям и проч.
  5. Имуществу, которое передается в соответствии с договором в распоряжение, пользование, владение иным лицам без получения ими права собственности.
  6. Другим материальным ценностям.

имеют ли налоги срок давности

Обязательство перед бюджетом будет считаться исполненным с момента реализации изъятого имущества у плательщика и погашения образовавшейся задолженности за счет вырученной суммы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector