Art-clr.ru

Арт Журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Заместитель Председателя Верховного Суда Андрей Забара ответил на вопросы про апелляцию в гражданских делах

Заместитель Председателя Верховного Суда Андрей Забара ответил на вопросы про апелляцию в гражданских делах

31 марта в Минске пройдет заседание пленума Верховного Суда о практике применения судами норм Гражданского процессуального кодекса, регулирующих производство дел в апелляционном порядке. Накануне масштабного форума мы встретились с заместителем Председателя Верховного Суда, председателем судебной коллегии по гражданским делам Андреем Забарой.

Андрей Забара

– Андрей Александрович, для чего в гражданский процесс введен институт апелляционного производства?

– Судебные постановления не могут быть признаны правосудными, справедливыми, если в них допущены ошибки. Значение апелляции как вида судебного контроля и заключается в создании гарантий защиты от судебной ошибки через возможность проверки решений, вынесенных судом первой инстанции.

При этом вопрос введения в гражданский процесс такой формы проверки судебных решений обсуждался достаточно давно. Он был обозначен еще концепцией судебно-правовой реформы в 1992 году. В 2011-м в Послании Главы государства «О перспективах развития судов общей юрисдикции» также уделялось внимание необходимости расширения элементов апелляции в существующем тогда кассационном производстве. Шла выработка действенного механизма. В итоге логичным следствием явилось введение в гражданский процесс в июле 2018 года апелляционного производства взамен устаревшей кассации.

– Насколько востребована апелляция в гражданских делах? Что говорит статистика?

– Стало меньше обжалованных судебных постановлений, улучшилось качество рассмотрения дел и в апелляционном порядке. Мы видим снижение надзорного порядка обжалования судебных решений, вступивших в законную силу. Судите сами. В прошлом году судами республики зашершено более 207 тысяч гражданских дел, причем 176,5 тысячи с вынесением решения. Из них в апелляционном порядке обжаловано 7307. Подавляющее большинство решений оставлено без изменений, в какие-то внесены корректировки, 621 решение отменено.

Апелляция имеет ряд процессуальных преимуществ. Среди них то, что суд второй инстанции может проверить обстоятельства дела не только с точки зрения применения закона, он должен оценить их и с точки зрения установления полноты фактической стороны, а при необходимости учесть, принять и исследовать новые доказательства. Это позволяет нам идти, как говорят, от жизни.

Кстати, из 7307 обжалованных решений на повторное рассмотрение в суд первой инстанции направлено только 130 дел, всего около двух процентов. Остальные дела нашли свое окончательное разрешение на стадии апелляции. Вот несколько примеров. Одна из сторон нуждалась в услугах сурдопереводчика, однако он в суде первой инстанции не участвовал. Это явилось весомым поводом для возврата дела в суд на пересмотр. Были случаи, когда по делу неполно определялся состав ответчиков и т.д. Апелляция – эффективный инструмент проверки судебных решений, ускоряющий судопроизводство. Мы стремимся к тому, чтобы именно на стадии апелляции заканчивалось рассмотрение каждого дела.

– Кто может подать апелляцию?

– Таким правом обладают юридические заинтересованные в исходе дела лица – стороны, третьи лица, госорганы, а также иные лица, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. Обжаловать постановление могут и правопреемники, к примеру наследники этих лиц. Могут подать жалобу и адвокаты, другие представители при наличии на то соответствующих полномочий. Решения по гражданским делам также может оспорить прокурор путем принесения протеста. Этот же круг лиц вправе ходатайствовать перед судом и об исследовании по делу новых доказательств.

– Что это за доказательства и как часто суд апелляционной инстанции пересматривает дела с истребованием таковых?

– Это доказательства, имеющие значение по делу. Однако в апелляционной жалобе заявитель обязательно должен обосновать, по какой причине они не были представлены суду первой инстанции и почему их надо исследовать сейчас. Также важно объяснить и то, что хотят таким образом подтвердить или опровергнуть и как были получены новые доказательства. Кроме того, в предусмотренных законом случаях суд вправе и сам инициировать исследование новых доказательств, к примеру назначить дополнительную экспертизу, передопросить уже допрошенного судом свидетеля. Вместе с тем суд вправе отклонить ходатайство стороны об исследовании в апелляции новых доказательств, например ввиду недобросовестности поведения заявителя, злоупотребления им процессуальными правами.

– Не ведет ли исследование новых доказательств к затягиванию сроков рассмотрения дела?

– Нет. Важен результат, и если необходимо что-то дополнительно про­анализировать, то это пойдет только на пользу разбирательству. Да и далеко ведь не по каждому делу в апелляции происходит масштабное исследование новых доказательств.

Апелляция – один из самых распространенных в современном гражданском судопроизводстве способов реализации конституционного права на обжалование судебных постановлений. Она позволяет проверить определения суда первой инстанции не только с точки зрения правильности применения норм права, но и на предмет правильности установления фактических обстоятельств дела.

– Что вы увидели, изучив и обобщив при подготовке к пленуму судебную практику?

– Анализ судебной практики позволил проверить, насколько обеспечено единство правоприменения в процессе рассмотрения дел судами апелляционной инстанции. В целом суды правильно и единообразно применяют нормы этого института. Апелляция не забуксовала, набирает обороты.

Вместе с тем выявлены вопросы, требующие разъяснений именно на уровне пленума Верховного Суда. Например, о процедуре принятия апелляционных жалоб, подготовке дел к апелляционному рассмотрению, пределах апелляционной проверки. Необходимо сориентировать участвующих в деле лиц, прежде всего стороны, на проявление процессуальной активности в раскрытии имеющихся доказательств еще в суде первой инстанции и возможные последствия их «придерживания» для стадии обжалования решения. Ведь их потом могут и не принять. Нужны разъяснения, касающиеся внедрения в судопроизводство новых технологий. Да и прошлый год с учетом эпидситуации потребовал от судебной системы соответствующих мер. Более широко, к примеру, в заседаниях стали применять видеоконференцсвязь.

– Кстати, за рубежом известны случаи, когда хирург участвовал в судебном заседании по видеосвязи, не отрываясь от операции.

– Мы до такого все-таки не дойдем.

– Если не ошибаюсь, апелляционная инстанция проверяет обжалуемое решение в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе?

– Да, действительно. Хочу заметить, что апелляция начинается еще с суда первой инстанции. То есть, получив такую жалобу, судья должен проверить, обжалуется ли в принципе это решение, уполномоченным ли лицом подана жалоба, соблюдены ли определенные требования к ней? И вот здесь нужно указать, к примеру, обжалуется решение полностью или в части, с чем конкретно не согласен, как обосновывает свою позицию?

Следует понимать, что суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в пределах изложенных в ней доводов. Это требует большой ответственности от подателя жалобы к ее содержанию, но и соответствует принципу состязательности сторон, принципу свободного распоряжения своими правами – буду я со всем решением спорить или только с какой-то частью и почему? Законодатель исходит из того, что если сторона не оспаривает какие-то обстоятельства, то тем самым принимает их фактически, соглашается с ними. Поэтому все внимание апелляционной инстанции направлено на то, с чем сторона не согласна.

– Если решение суда первой инстанции обжалуется (опротестовывается) в части, вправе ли апелляция проверить законность и обоснованность решения в полном объеме?

– Такое право предоставлено процессуальным законом. В исключительных случаях в целях соблюдения законности решения суд апелляционной инстанции действительно может выйти и за пределы доводов, упомянутых в жалобе. К примеру, если при проверке дела выявлены процессуальные нарушения суда первой инстанции, влекущие безусловную отмену судебного постановления или прекращение производства по делу.

– Как суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность постановлений, вы рассказали. А вот как оценить справедливость?

– Разрешение вопроса справедливости в гражданском судопроизводстве – это прежде всего возможность для каждой из сторон быть выслушанной, а для суда – всесторонне, открыто и беспристрастно оценить представленные аргументы и доказательства, правильно применить закон. Все это и есть необходимые составляющие справедливого решения.

Важен и такой момент: апелляционное производство, поднимая уровень процессуального контроля, предъявляет более высокие требования и к тяжущимся сторонам. Они должны более ответственно подходить к процессу рассмотрения дела, активно предъявлять доказательства своей позиции, продумывать последствия своих процессуальных действий. Апелляционная инстанция – это неотъемлемая часть состязательного гражданского процесса.

Подводя итог беседе, отмечу, что лейтмотивом обсуждения судебной практики на пленуме, на мой взгляд, станет то, что правильное и своевременное рассмотрение гражданских дел в апелляционном порядке является реализацией конституционного права на судебную защиту и обжалование судебных постановлений. Апелляционное производство призвано обеспечить законность и обоснованность вступающих в силу решений, справедливость судебных разбирательств, повысить качество и доступность правосудия.

Людмила Гладкая, «СБ. Беларусь сегодня», 30 марта 2021 г.
(фото – Александр Кушнер, «СБ. Беларусь сегодня»)

Обжалование судебного решения

Дорогие читатели! В наших материалах мы рассказываем о типовых способах решения юридических вопросов, но каждая ситуация уникальна.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 800-302-92-70 .
Это быстро и бесплатно!

Содержание материала:

Если районный судебный орган либо мировой судья выносят неправомерный или несправедливый с точки зрения одного из участников вердикт, то его можно обжаловать, для чего есть порядок, определенный Гражданско-процессуальным кодексом. Тот, кто будет подавать апелляционную жалобу или совершать последующие действия в кассационных органах, может выступать как непосредственно истец либо ответчик по гражданскому делу, так и третье лицо, которое участвует в процессе, например, уполномоченный представитель.

Какими бы ни были обстоятельства и суть разбирательства, структура оспаривания всегда идентичная, также как и условия удовлетворения требований заявителя:

  • соблюдение определенных временных ограничений по конкретному виду обращений;
  • четкое обоснование причины просьбы об отмене или изменении постановления суда;
  • предоставление исключительно достоверной и полной информации об участниках процесса и правонарушениях со стороны чиновников;
  • формирование убедительной доказательной базы;
  • правильный выбор инстанции, куда можно обратиться, чтобы обжаловать решение районного или городского суда по гражданскому делу.
Читать еще:  Иск к наследникам по долгам наследодателя образец

В данной статье мы рассмотрим все, что касается порядка, сроков и государственных структур, где рассматривают жалобы, чтобы понять, можно ли и как опротестовать постановление на каждом из этапов.

Инстанции и сроки обжалования решений суда

В упрощенном виде система обжалования судебных определений представляет собой последовательную подачу заявлений в такие инстанции, как:

  • апелляционный суд районного судебного органа (если нужно опровергнуть решение мирового судьи);
  • суд одного из субъектов Российской Федерации (города федерального значения, области, края, республики, автономной области либо округа);
  • Судебную коллегию по гражданским процессам СКГД ВС;
  • Президиум ВС государства.

Что касается предусмотренных сроков подачи апелляционных и кассационных, то они для каждого вида обращений свои, и чтобы их не пропустить, желательно заранее проконсультироваться у юриста, а в идеале – заручиться его поддержкой до окончательного урегулирования проблемы.

Как опровергнуть решение суда по гражданскому делу в апелляционном порядке

Обжалование решения суда по гражданскому делу

Образец апелляционной жалобы на решение районного суда

После завершения процесса истец, ответчик или третья сторона остаются неудовлетворенными вердиктом. Специально для таких случаев российское законодательство устанавливает определенные сроки и порядок обжалования судебного решения, первым этапом которого становится подача апелляционной жалобы, на которую дается 30 дней после уведомления всех участников. При наличии уважительной причины есть возможность увеличить данный период, но для этого потребуется подача дополнительного ходатайства. Отсчет времени осуществляется со дня, следующего за тем, когда участники получили информацию об удовлетворении либо отклонении исковых требований.

Внимание! До момента окончания срока принятия апелляций судебного решения постановление не имеет юридической силы, и, соответственно, возможности получить исполнительный лист у истца нет.

При составлении получателем указывается вышестоящий орган, но подается жалоба через ту инстанцию, которая выдала постановление, и в течение 3 рабочих дней её передают по назначению. Рассмотрев обращение заинтересованной стороны, уполномоченное лицо может отменить или изменить решение частично либо в полном объеме. Если пропущены и не восстановлены сроки, то прошение оставляют без рассмотрения.

Где обжалуются решения районного суда на этапе первой кассации

где обжалуются решения районного суда

Образец кассационной жалобы на решение суда

Если апелляцию отклонили или удовлетворили не полностью, непременно возникает вопрос, как оспорить решение суда по гражданскому делу в вышестоящей инстанции и сколько есть времени на урегулирование формальностей. Согласно законодательным нормативам на обращение дают полгода, причем можно опровергнуть как изначальное решение, так и то определение, которое выдал апелляционный орган.

Внимание! Дополнительно необходимо подать особое заявление с просьбой приостановить исполнение тех вступивших в законную силу актов, которые вы хотите оспорить.

Изучив заявление и приложенные к нему документы-доказательства, служители Фемиды могут оставить в силе одно или оба из решений, отменить какое-то из них или оба, а также внести в любое постановление определенные изменения. В ряде случаев, указанных в статье 379.1 Гражданско-процессуального кодекса, в рассмотрении могут и вовсе отказать. Чаще всего это случается при отсутствии у заявителя законных прав на обжалование судебных решений, нарушении правил подсудности либо несоблюдении установленных требований к содержанию документа.

В какой срок можно обжаловать решение во второй кассации

Если оспорить решение в краевом или областном суде не получилось, а при этом из предусмотренного законом 6-месячного срока осталось время, то необходимо подать жалобу в Судебную коллегию СКГД ВС России. После подачи документ рассматривает один из служителей Фемиды и решает, стоит ли привлекать к делу всю структуру.

Важно! Даже если единолично отказано в рассмотрении жалобы, то есть вероятность, что с этим не согласятся заместитель либо сам Председатель Верховного суда и дадут ей ход.

Результатом на данном этапе может стать:

  • необходимость кассационного рассмотрения и вынесения компетентной инстанцией официального решения;
  • отказ в передаче заявления для последующего рассмотрения;
  • возвращение без рассмотрения по существу ввиду задержки по времени, ошибок или нарушений в содержании и приложенных бумагах и т.д.

На данном этапе обжалования изучается только определение органа первой кассации, соответственно, обжаловать вынесенное решение иначе как путем обращения к Председателю Верховного суда либо его заместителю невозможно.

Надзорный порядок обжалования решения суда

Завершающая стадия урегулирования проблемы –обращение в Верховный суд РФ с заявлением в течение 90 дней после оглашения решения предыдущей инстанции, причем оспорить можно только определение Судебной коллегии, а не все предыдущие постановления. Причиной для отказа в рассмотрении, как и в предыдущих случаях, могут стать ошибки в оформлении и содержании жалоб и приложенных документах, некорректная подведомственность и т.д. Если суд сочтет ваши доводы аргументированными, то будет принято постановление о рассмотрении с последующим оглашением постановления, а если нет, то передавать жалобу дальше откажутся.

Отдельную категорию обжалований решений районного, областного и других судов первой и второй инстанции составляют жалобы на имя главы Верховного суда, которые можно подать в течение полугода с даты их вынесения.

Обжалование решения федерального суда

В том случае, когда ни в одной из компетентных структур не согласились отменить либо откорректировать постановление, всегда есть возможность пожаловаться в Европейский суд по правам человека, но нужно предварительно изучить требования к заявлениям. Предпочтительнее обращаться на английском или французском языках, точно указывать все имена и названия судебных органов, а также помнить, что на подачу обращения есть всего полгода со дня вынесения постановления.

Особенности процесса обжалования

У тех, кому приходится сталкиваться с процедурой оспаривания, возникает немало вопросов не только касательно процессуальных нюансов, но и сути процесса, финансовых расходах и о том, как добиться справедливости. Если говорить о материальной стороне вопроса, то за каждую жалобу придется заплатить по 100 рублей в государственную казну, кроме того, вам могут потребоваться услуги юриста при составлении заявлений и формировании доказательной базы.

Распространенное заблуждение, что при подаче жалоб есть риск войти «в немилость» районного судьи, но в действительности личных взаимоотношений между вами не существует, соответственно, у вас есть полное право обжалования судебного решения по гражданскому делу, и вы можете им воспользоваться в установленные сроки. Фактически задача любого судьи – оценить ситуацию с точки зрения действующих правовых нормативов, так что приязнь или неприязнь практически не играет роли, по крайней мере, если вы грамотно выстроите тактику поведения.

При подаче жалоб необходимо тщательно продумать основание для опровержения решения. Это может быть:

  • недосказанность или неправильная трактовка обстоятельств;
  • нарушение правовых норм, неприменение установленных актов или применение тех, которые не предусмотрены для подобных гражданских дел;
  • некорректное толкование законов.

Важно! Обжаловать вердикт суда исключительно из-за неправильной трактовки свидетельских показаний не получится, поскольку оценка производится на основании внутренних убеждений, что закреплено законом.

Можно ли обжаловать решение суда с гарантией отмены?

Однозначно отменят постановление, если имело место вынесение постановления в неполном составе (например, без секретаря), неизвещение сторон о времени и дате заседания, непривлечение заинтересованных лиц к разбирательству, отсутствие подписей судей или наличие поддельных подписей. Также обжалованию подлежат вердикты с отсутствующим протоколом.

Как оспорить решение суда?

С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

Необходимость досудебного оспаривания

Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления. С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации. И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно. Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

Досудебному обжалованию подлежат:

— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

Процедура досудебного оспаривания

Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):

— руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);

— вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.
Читать еще:  Доверенность на сдачу и получение документов

При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа. Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы

Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:

1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение полностью или частично;

3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):

— истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;

— наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

— ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

— жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

— ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

— жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Обжалование решения суда

Принятое судом первой инстанции решение по тому или иному спору обычно не является окончательным. Как правило, одна из сторон, а бывает, что и обе, не согласны с его содержанием.

На этот случай законодательство предусматривает процедуру обжалования судебных актов, состоящую из нескольких последовательных частей.

Как обжаловать постановление суда

Свою обоснованную позицию по существу спора суд выражает в форме акта, именуемого постановлением. Он может быть оформлен в виде решения, приговора, апелляционного определения, постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Также в процессе рассмотрения дела суд выносит и определения. Это документы, в которых разрешаются вопросы, возникающие в ходе заседания и требующие необходимого реагирования.

Для подачи той или иной жалобы существует свой определенный срок. Однако, часто бывает так, что сторона по делу по каким-то личным обстоятельствам не успела подать жалобу в отведенное для этого время. В этом случае пишется заявление о восстановлении пропущенного срока. В нем нужно убедить суд соответствующей инстанции в том, что жалоба не была подана своевременно по уважительным причинам.

Для того, чтобы сориентироваться с общими сроками обжалования решений в зависимости от вида судопроизводства, приведем следующую таблицу:

Апелляционная жалобаКассационная жалоба

Действия при обжаловании судебного решения

Для того, чтобы обжаловать любое судебное решение, необходимо найти для этого соответствующие веские основания. Они могут состоять в нарушении норм как материального, так и процессуального права. Первые заключаются в том, что суд, вынося решения, неправильно применил ту или иную норму закона, либо другого подзаконного акта. Также о нарушении норм материального права могут свидетельствовать неверное толкование отдельных положений законодательства, а также ссылка в решении на те, которые уже утратили свою актуальность.

Чтобы иметь полное представление о том, как вести себя в суде, как правильно и успешно обжаловать судебное решение вследствие нарушений норм процессуального права, нужно ознакомиться с нормами закона – с соответствующими кодексами (ГПК, АПК или УПК). В некоторых случаях без помощи юриста выиграть суд будет сложно.

Ведь по данным основаниям можно отменить судебный акт вследствие неправильного совершения судом конкретных процессуальных действий. А для этого необходимо хотя бы иметь общие представления о самой процедуре судебного разбирательства.

Обжалование решения районного суда

После того, как районным судом вынесено решение, необходимо как можно быстрее получить его полный текст. Если заинтересованная сторона имеет примерное представление о том, по каким основаниям решение было вынесено не в ее пользу, то к подготовке апелляционной жалобы можно приступать сразу же. Она должна содержать в себе следующие реквизиты:

  • Наименование апелляционного суда (оно должно быть указано в спорном решении).
  • Данные обо всех субъектах, принимавших участие в процессе.
  • Реквизиты обжалуемого решения и определения.
  • Описание обстоятельств, по которым инициатор апелляционной жалобы не согласен с принятым судебным актом.
  • Просьбу, адресованную суду.
  • Подпись заявителя или его представителя.

При формулировке предпоследнего пункта нужно знать о полномочиях апелляционного суда. Он может: оставить принятое решение в силе, отменить его полностью или в части и принять при этом новое решение.

Следует отметить, что похожую структуру имеют также кассационные и надзорные жалобы, независимо от характера судопроизводства. В документе поменяется только название суда, куда он подается, а также реквизиты постановлений.

Если сторона не согласна с каким-либо определением апелляционного суда, то оно может подать на него кассационную жалобу. Она подается на имя президиума соответствующего суда. Если и после ее рассмотрения сторона захочет пойти дальше, то у нее существует право подать надзорную жалобу в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Читать еще:  Как открыть ларек. Бизнес

Также принятое решение может быть отменено по новым открывшимся обстоятельствам. Для этого должна существовать совокупность таких условий:

  • обстоятельства, имеющие значение для дела, существовали на момент вынесения решения судом;
  • о них по объективным причинам стало известно значительно позже.

В этом случае ваше заявление о пересмотре решения в связи с новыми открывшимся обстоятельствам адресуется в тот суд, который принял обжалуемое в дальнейшем решение. Рассматривается данное заявление в судебном заседании. Если обстоятельства признаются судом убедительными, то он своим определением отменяет принятое ранее решение, и дело подлежит рассмотрению заново.

Подача обжалования решения суда

Ответ на вопрос о том, как подать обжалование, содержится в нормах процессуального законодательства. Однако можно выделить правила, общие для всех видов судопроизводства.

Апелляционные жалобы на определения и постановления всегда подаются через суд первой инстанции. Кассационные и надзорные жалобы подаются непосредственно в соответствующий суд.

  • К кассационным и надзорным жалобам прилагаются заверенные копии решений.
  • Ко всем видам жалоб прилагаются их копии с приложениями в соответствии с числом участников разбирательства.

Как и подача иска, обжалование судебных решений в апелляционном и кассационном порядке также требует уплаты госпошлины. Ее размер составляет 50 % от той суммы, которая была уплачена при подаче первоначального иска.

Итак, в случае несогласия с принятым решением оно может быть обжаловано сначала в апелляционном порядке, а потом в кассационной и надзорной инстанциях. Кроме того, существует шанс отменить принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам.

Как обжаловать решения инспекторов контроля (надзора) с 2021 года: порядок и правила подачи жалоб

Вопросы обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц регулирует гл. 9 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).

На основании ст. 39 Закона № 248-ФЗ подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены (ч. 4 ст. 40 Закона № 248-ФЗ):

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

С 2023 года обжалование в суд возможно только после досудебной процедуры. Это касается только юрлиц и ИП.

Но с 1 июля 2021 года проводится эксперимент: постановление Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвердило перечень видов федерального госконтроля (надзора), по которым обязателен досудебный порядок обжалования.

Подробнее об этом см. «Когда досудебная жалоба на госконтроль (надзор) обязательна: перечень с 01.07.2021».

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Для начала отметим, что контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте среди прочего сведения о порядке досудебного обжалования своих решений, действий (бездействия) должностных лиц (ч. 3 ст. 46 Закона № 248-ФЗ).

Способ подачи жалобы

Согласно ст. 40 Закона № 248-ФЗ, жалобу подают в уполномоченный на её рассмотрение орган в электронном виде через сайт Госуслуг или аналогичный региональный портал.

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Подать жалобу может полномочный представитель контролируемого лица в случае делегирования ему этого права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации» (ФГИС ЕСИА).

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

Согласно ст. 41 Закона № 248-ФЗ, досудебная жалоба должна содержать следующие обязательные позиции:

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

В силу ст. 42 Закона № 248-ФЗ в течение 5 рабочих дней со дня получения жалобы уполномоченный на рассмотрение орган принимает решение об отказе, если:

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Материалы, прикладываемые к ходатайству, заявлению, жалобе, в том числе фото- и видеоматериалы, должны быть в электронном виде! (ч. 7 ст. 21 Закона № 248-ФЗ).

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector